Музейная педагогика в школе
29.09.2020
Роль школьного музея в социализации детей и подростков.pdf
Опыт организации музейной работы в школе.pdf
Подготовка музейных педагогов.pdf
ВО ИМЯ ПАВШИХ и живых во имя…
(Школа – музею, музей – школе)
Из книги Власовой Л.И.
В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит это не от чего другого, как от желания делать добро,— сколько возможно больше и сколько возможно лучше.
Н.А. Добролюбов.
У многих посетителей музея боевой славы 70-й армии, что в общеобразовательной средней школе № 63 города Екатеринбурга, при осмотре экспозиции возникает невольное ощущение: как будто солдаты Великой Отечественной, глядящие с пожелтевших от времени фотографий военной поры, обращаются к людям живущего ныне поколения со словами стихотворения Роберта Рождественского:
Мы были большими, как время.
Мы были живыми, как время.
Теперь —мы в легендах прославленных дней.
Теперь —мы в поэмах и в прозе.
Теперь —мы в граните и в бронзе.
Теперь — мы в безмолвье могильных камней.
А вы оставайтесь живыми.
Прекрасно и долго живыми. Мы знаем:
дорога у вас не проста.
Но вы —продолжение наше.
Но вы — утешение наше. Но вы — наша слава. И наша мечта...[1]
Большую, плодотворную работу проводят педагогический коллектив школы, юные члены поисковых групп, члены совета музея. И, конечно, ветераны Великой Отечественной войны, члены Совета ветеранов 70-й армии. Об этом вскоре после открытия музея шел большой разговор в студии телевидения Екатеринбурга, где встретились школьники и фронтовики.
Ветераны рассказали о боевом пути своих полков и дивизий, о памятных встречах с однополчанами, а юные следопыты — об организации поисковой работы, о переписке с участниками давних боев и со школьниками Белоруссии, где 70-я армия прошла с боями.
В том 1985 году юные члены совета музея обратились к телезрителям с просьбой откликнуться на поиски пропавшего без вести рядового Петра Буторина, который был призван в Красную Армию из Шадринска и воевал под знаменами 70-й армии.
- Вот уже более сорока лет его сестра и мать разыскивают его,— сказали ребята.— Куда только они не обращались, но все безрезультатно...
Уже на другой день в школу позвонил ветеран 70-й армии Н.Ф. Сахович:
- Мы были однополчанами,— сказал он.— Я помню, как Петр погиб и где он похоронен.
Летом того же года сестра нашла под Ровелем место захоронения Петра Буторина, возложила цветы на его могилу.
Активно работали, помогая в поисковой работе школьникам, ветераны Великой Отечественной войны В.Ф. Шишов, М.А. Гридин, Д.Г. Беляев, С.А. Орлов, И.Д. Колодкин, которые, сменяя друг друга, возглавляли Совет ветеранов 70-й армии. Систематически оказывают помощь бывшие фронтовики С.И.Рыдзевский, Л.И. Шухободская, Л.С. Полуяктова, Н.И. Минова, В.А. Проскурина, А.П. Махнева, П.П. Якимов, А.А. Кормильцев и другие.
Значительна роль в героико-патриотическом воспитании школьников и деятельных помощников руководителя музея старшеклассников Сергея Рыженко и Марины Бозоевой. Не ограничиваются раскладкой экспонатов ставшие активными экскурсоводами Эля Хайрулина и Таня Мухорина, Надя Перевозчикова и Юля Макарова.
Не остаются в стороне от очень нужной поисковой деятельности, помогают в работе юным следопытам, координируя их деятельность, Женя Гайда и Дима Белобородов, Ваня Колокольников и Женя Булатов, Эдик и Эмиль Керимовы, Рома Мухамедьянов и Юра Ягубов.
Юные активисты музея глубоко осознают свою нелегкую, но почетную роль члена совета музея. При их содействии, а нередко и участии проходят в школе насыщенные, очень познавательные мероприятия, среди которых наиболее важными можно назвать следующие:
- уроки по истории, связанные со Второй мировой войной, а также по начальной военной подготовке;
- экскурсии в музее по темам: «Боевой путь от Свердловска до Висмара», «Мужество и героизм наших земляков в битве под Курском», «Воины-уральцы — освободители узников концлагеря», «Подвиг гвардейской 38-й стрелковой дивизии» и др.;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами тыла, с детьми войны — с теми, кто своими глазами видел «лицо» фашизма;
- уроки мужества, беседы с фронтовиками о том, как воспитывать в себе волю, доброту к людям, стойкость перед трудностями, благородство;
- исследовательская, поисковая работа,— переписка, сбор документов, фотографий, книг о войне, работа с архивными материалами;
- художественное оформление экспозиций, классификация материалов;
- конкурсы на лучшую эмблему музея, на лучший тематический рисунок, плакат, боевой листок к Дню защитников Отечества, Дню Победы;
- конкурсы на лучшего экскурсовода, поисковца, активиста музея;
- комплектование музейных фондов, их учет и хранение;
- связь школьного музея с другими музеями города и России, путешествия по местам боевой славы 70-й армии;
- встречи ребят с выпускниками школы, принимавшими участие в боевых операциях в Афганистане и на Северном Кавказе, с солдатами и офицерами Российской Федерации;
- оказание моральной поддержки ветеранам, внимания и сочувствия к инвалидам войны, престарелым, нуждающимся в помощи школы;
- семинары педагогов, культпросветработников города и области на базе школьного музея боевой славы с участием поисковцев, юных экскурсоводов;
- встречи поисковцев с юными следопытами других школ, занимающихся сбором материалов для музеев боевой славы, обмен экспонатами, деловые игры по военной истории, соревнования по военно-спортивным видам и краеведению;
- индивидуальные беседы ветеранов с неблагополучными учащимися о самовоспитании, о формировании у подростков таких качеств характера, как целеустремленность, мужество, общительность, трудолюбие, отзывчивость, любовь к Родине;
- проведение традиционных торжеств с участием по исковцев, посвященных знаменательным событиям в школе и в стране;
- отчет поисковцев перед Советом ветеранов о проделанной в музее работе, о личных достижениях и допущенных недостатках;
- содержание в чистоте и порядке помещения музея, ремонт и реставрация экспонатов, художественное оформление новых...
Юные поисковики, для которых работа в музее небезынтересна, свое свободное время стараются занять следопытской деятельностью — перепиской и живым общением с ветеранами Великой Отечественной войны и сверстниками из других школ, увлеченными музейным делом, систематизацией экспонатов и оформлением новых экспозиций, таким образом забывая об уличных нередко довольно порочных забавах. Есть смысл отметить, что правонарушителей среди учащихся школы стало заметно меньше.
Познакомившись с содержанием дел и забот юных следопытов школы, опять хочется вернуться к стихотворению Роберта Рождественского, которое очень хорошо отвечает настроению и результатам поисковой работы школьников:
Спасибо за память, потомки.
Спасибо за верность, потомки.
Спасибо за то,
что алеет заря.
Не зря
мы над смертью смеялись! '
Не зря
наши слезы и ярость!
Не зря
наши песни.
И клятвы не зря[2].
Виды деятельности педагогического коллектива школы и поисковиков обширны и велики. Но как на деле воплощаются планы, насколько они эффективны в деле герои- ко патриотичёского воспитания школьников?
Коротко отвечая на заданные вопросы, может быть, стоит заметить, что семь выпускников школы принимали участие в афганской войне, Василий Кабанов из их числа посмертно награжден медалью «За боевые заслуги»; в боевых действиях на Северном Кавказе принимали участие пять выпускников, все вернулись домой; профессию офицера в высших военных учебных заведениях России получили 15 человек; отказников от призыва в ряды российской армии не было.
[1] Рождественский Роберт. Собр. соч. в 3 т., М.: «Художественная литература», 1985, т. 2, с. 496.
[2] Рождественский Роберт. Собр. соч. в 3 т., т. 2, с. 496.