Музейная педагогика в школе

29.09.2020

Роль школьного музея в социализации детей и подростков.pdf

Опыт организации музейной работы в школе.pdf

Подготовка музейных педагогов.pdf

Ради жизни на Земле.pdf

Музейная педагогика.ppt

 

 

ВО ИМЯ ПАВШИХ и живых во имя…

(Школа – музею, музей – школе)

 

Из книги Власовой Л.И.

 

В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит это не от чего другого, как от желания делать доб­ро,— сколько возможно больше и сколько возможно лучше.

Н.А. Добролюбов.

 

У многих посетителей музея боевой славы 70-й армии, что в общеобразовательной средней школе № 63 города Екатеринбурга, при осмотре экспозиции возникает не­вольное ощущение: как будто солдаты Великой Отече­ственной, глядящие с пожелтевших от времени фотогра­фий военной поры, обращаются к людям живущего ныне поколения со словами стихотворения Роберта Рождествен­ского:

Мы были большими, как время.

Мы были живыми, как время.

Теперь —мы в легендах прославленных дней.

Теперь —мы в поэмах и в прозе.

Теперь —мы в граните и в бронзе.

Теперь — мы в безмолвье могильных камней.

А вы оставайтесь живыми.

Прекрасно и долго живыми. Мы знаем:

дорога у вас не проста.

Но вы —продолжение наше.

Но вы — утешение наше. Но вы — наша слава. И наша мечта...[1]

 Хочу такой сайт

Большую, плодотворную работу проводят педагогичес­кий коллектив школы, юные члены поисковых групп, члены совета музея. И, конечно, ветераны Великой Оте­чественной войны, члены Совета ветеранов 70-й армии. Об этом вскоре после открытия музея шел большой разго­вор в студии телевидения Екатеринбурга, где встретились школьники и фронтовики.

Ветераны рассказали о боевом пути своих полков и ди­визий, о памятных встречах с однополчанами, а юные следопыты — об организации поисковой работы, о пере­писке с участниками давних боев и со школьниками Бе­лоруссии, где 70-я армия прошла с боями.

В том 1985 году юные члены совета музея обратились к телезрителям с просьбой откликнуться на поиски пропав­шего без вести рядового Петра Буторина, который был призван в Красную Армию из Шадринска и воевал под знаменами 70-й армии.

  • Вот уже более сорока лет его сестра и мать разыски­вают его,— сказали ребята.— Куда только они не обраща­лись, но все безрезультатно...

Уже на другой день в школу позвонил ветеран 70-й ар­мии Н.Ф. Сахович:

  • Мы были однополчанами,— сказал он.— Я помню, как Петр погиб и где он похоронен.

Летом того же года сестра нашла под Ровелем место захоронения Петра Буторина, возложила цветы на его могилу.

Активно работали, помогая в поисковой работе школьникам, ветераны Великой Отечественной войны В.Ф. Шишов, М.А. Гридин, Д.Г. Беляев, С.А. Орлов, И.Д. Колодкин, которые, сменяя друг друга, возглавля­ли Совет ветеранов 70-й армии. Систематически оказы­вают помощь бывшие фронтовики С.И.Рыдзевский, Л.И. Шухободская, Л.С. Полуяктова, Н.И. Минова, В.А. Про­скурина, А.П. Махнева, П.П. Якимов, А.А. Кормильцев и другие.

Значительна роль в героико-патриотическом воспита­нии школьников и деятельных помощников руководителя музея старшеклассников Сергея Рыженко и Марины Бозоевой. Не ограничиваются раскладкой экспонатов ставшие активными экскурсоводами Эля Хайрулина и Таня Мухорина, Надя Перевозчикова и Юля Макарова.

Не остаются в стороне от очень нужной поисковой де­ятельности, помогают в работе юным следопытам, коор­динируя их деятельность, Женя Гайда и Дима Белобородов, Ваня Колокольников и Женя Булатов, Эдик и Эмиль Керимовы, Рома Мухамедьянов и Юра Ягубов.

Юные активисты музея глубоко осознают свою нелег­кую, но почетную роль члена совета музея. При их содей­ствии, а нередко и участии проходят в школе насыщен­ные, очень познавательные мероприятия, среди которых наиболее важными можно назвать следующие:

  • уроки по истории, связанные со Второй мировой войной, а также по начальной военной подготовке;
  • экскурсии в музее по темам: «Боевой путь от Сверд­ловска до Висмара», «Мужество и героизм наших земля­ков в битве под Курском», «Воины-уральцы — освободи­тели узников концлагеря», «Подвиг гвардейской 38-й стрел­ковой дивизии» и др.;
  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами тыла, с детьми войны — с теми, кто сво­ими глазами видел «лицо» фашизма;
  • уроки мужества, беседы с фронтовиками о том, как воспитывать в себе волю, доброту к людям, стойкость пе­ред трудностями, благородство;
  • исследовательская, поисковая работа,— переписка, сбор документов, фотографий, книг о войне, работа с архивными материалами;
  • художественное оформление экспозиций, классифи­кация материалов;
  • конкурсы на лучшую эмблему музея, на лучший те­матический рисунок, плакат, боевой листок к Дню за­щитников Отечества, Дню Победы;
  • конкурсы на лучшего экскурсовода, поисковца, ак­тивиста музея;
  • комплектование музейных фондов, их учет и хра­нение;
  • связь школьного музея с другими музеями города и России, путешествия по местам боевой славы 70-й армии;
  • встречи ребят с выпускниками школы, принимав­шими участие в боевых операциях в Афганистане и на Се­верном Кавказе, с солдатами и офицерами Российской Федерации;
  • оказание моральной поддержки ветеранам, внима­ния и сочувствия к инвалидам войны, престарелым, нуж­дающимся в помощи школы;
  • семинары педагогов, культпросветработников горо­да и области на базе школьного музея боевой славы с уча­стием поисковцев, юных экскурсоводов;
  • встречи поисковцев с юными следопытами других школ, занимающихся сбором материалов для музеев бое­вой славы, обмен экспонатами, деловые игры по военной истории, соревнования по военно-спортивным видам и краеведению;
  • индивидуальные беседы ветеранов с неблагополуч­ными учащимися о самовоспитании, о формировании у подростков таких качеств характера, как целеустремлен­ность, мужество, общительность, трудолюбие, отзывчи­вость, любовь к Родине;
  • проведение традиционных торжеств с участием по исковцев, посвященных знаменательным событиям в школе и в стране;
  • отчет поисковцев перед Советом ветеранов о проде­ланной в музее работе, о личных достижениях и допущен­ных недостатках;
  • содержание в чистоте и порядке помещения музея, ремонт и реставрация экспонатов, художественное офор­мление новых...

Юные поисковики, для которых работа в музее небе­зынтересна, свое свободное время стараются занять следопытской деятельностью — перепиской и живым обще­нием с ветеранами Великой Отечественной войны и свер­стниками из других школ, увлеченными музейным де­лом, систематизацией экспонатов и оформлением новых экспозиций, таким образом забывая об уличных нередко довольно порочных забавах. Есть смысл отметить, что пра­вонарушителей среди учащихся школы стало заметно меньше.

Познакомившись с содержанием дел и забот юных сле­допытов школы, опять хочется вернуться к стихотворению Роберта Рождественского, которое очень хорошо от­вечает настроению и результатам поисковой работы школь­ников:

Спасибо за память, потомки.

Спасибо за верность, потомки.

Спасибо за то,

что алеет заря.

Не зря

мы над смертью смеялись! '

Не зря

наши слезы и ярость!

Не зря

наши песни.

И клятвы не зря[2].

Виды деятельности педагогического коллектива школы и поисковиков обширны и велики. Но как на деле вопло­щаются планы, насколько они эффективны в деле герои- ко патриотичёского воспитания школьников?

Коротко отвечая на заданные вопросы, может быть, стоит заметить, что семь выпускников школы принимали участие в афганской войне, Василий Кабанов из их числа посмертно награжден медалью «За боевые заслуги»; в бое­вых действиях на Северном Кавказе принимали участие пять выпускников, все вернулись домой; профессию офи­цера в высших военных учебных заведениях России полу­чили 15 человек; отказников от призыва в ряды российс­кой армии не было.

 

[1] Рождественский Роберт. Собр. соч. в 3 т., М.: «Художественная ли­тература», 1985, т. 2, с. 496.

[2] Рождественский Роберт. Собр. соч. в 3 т., т. 2, с. 496.

Роль школьного музея в социализации детей и подростков.pdf (скачать) (посмотреть)
Опыт организации музейной работы в школе.pdf (скачать) (посмотреть)
Подготовка музейных педагогов.pdf (скачать) (посмотреть)
Ради жизни на Земле.pdf (скачать) (посмотреть)
Музейная педагогика.ppt (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».