Содержание:
1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы .
1.3. Содержание программы
1.4 Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации
2.3. Методическое обеспечение
2.4. Список литературы
1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Театральной студии-Талантино» составлена с
нормативными документами:
1.Федеральный Закон Nº 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 04.09. 2014 Nº 1726-р).
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост
Nº 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России)
от 09.11.2018 Nº 196 «Об организации осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. Nº 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»
Направленность программы - художественно-эстетическая.
Актуальность программы
Данная программа направлена на приобщение детей к миру театра. Рассчитана на
последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и практических
умений и навыков, освоение которых обеспечивает удовлетворение потребности детей в
эстетическом и художественном воспитании и дает возможность самораскрытия и
дополнительного общения со сверстниками. Занятия студии базируются на общей
культурологической подготовке обучающихся, успешном развитии навыков актерского
мастерства, сценической речи и сценического движения.
Занятия театральным искусством не только учат понимать и создавать прекрасное, они
развивают мышление, фантазию, память, трудолюбие, пластику, воображение и
способствует развитию всесторонне-гармоничной личности обучающегося.
Педагогическая целесообразность программы в том, что в ней представлена структура
индивидуального и коллективного педагогического воздействия на формирование
навыков актерского мастерства обучающихся. Занятия театральным искусством
развивают художественные способности детей, эстетический вкус, улучшает физическое и
эмоциональное состояние детей. Применение полученных знаний, умений и навыков
театрального творчества в повседневной деятельности, улучшение своего
образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.
Уровень освоения программы: базовый
Адресат программы: обучающиеся 7-15 лет
Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с
учётом возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе: 10-15 человек
Объем освоения программы:
1 год обучения - 3 часа в неделю, 108 часов в год.
Срок реализации программы: 3 года
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю, 1 час равен 40
минутам.
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности:
Группы формируются из обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом
театральной студии «Артист» состав группы постоянный
Учебный год начинается
1 год обучения с 1 сентября;
2 год обучения с 1 сентября;
3 год обучения с 1 сентября.
Программу реализует педагог дополнительного образования.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в
течение всего учебного года, включая каникулярное время.
1.2. Цели и задачи программы .
Цель программы: Приобщение учащихся к театральному искусству, обучение
актерского мастерства, сценической речи, сценического движения. Раскрытие
индивидуальных способностей ребенка в области театрального искусства, формирование
устойчивого интереса к искусству. Все театральные дисциплины имеют одну главную
цель: научить ученика действовать на сцене от лица образа.
Задачи:
Обучающие:
Ознакомить детей с терминологией театрального искусства, научить использовать ее в
работе.
Расширение, обогащение художественного кругозора
Знакомство с элементами сценической грамоты
Научить работать в коллективе, чувствовать друг друга в танце.
Развивающие:
Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, так же
развитее воображения и фантазии.
Развить умение действовать на сцене органично, целесообразно и продуктивно
Развитие речевого аппарата
Развить творческую инициативу детей
Развитие пластической выразительности
Воспитательные:
Формирование детского коллектива
Воспитать нравственные ценности и эстетический вкус
Воспитать интерес к театру
1.3 Содержание программы
Учебно-тематический план
1 год обучения.
№
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Теория
Практика
Вводное занятие. Знакомство с 2
группой. Инструктаж по охране
труда. Начальная диагностика
1
1
Форма
аттестации/
контроля
Наблюдение
Актерское
мастерство,
основные элементы и понятия.
Сценическая речь и ее
механизмы
Сценическое движение и его
элементы
Постановка
одиночных,
парных, групповых этюдов
Выбор и подбор материала
для спектакля
35
5
30
Наблюдение
20
5
15
Наблюдение
20
1
19
Наблюдение
10
-
10
Наблюдение
2
2
-
Наблюдение
Репетиции спектакля.
55
144
2
16
53
128
Наблюдение
Всего
часов
Теория
Практика
Итого:
Всего
часов
2 год обучения.
№
Тема
1.
Вводное занятие, инструктаж по 2
охране
труда,
диагностика
уровня умений
1
1
Форма
аттестации/
контроля
Наблюдение
2.
3.
4.
5.
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическое движение
Постановка
одиночных,
парных, групповых этюдов
Выбор и подбор материала
для спектакля
35
20
20
10
5
5
1
-
30
15
19
10
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
2
2
-
Наблюдение
Репетиции спектакля.
Итого:
55
144
2
16
53
128
Наблюдение
6.
7.
8.
3 год обучения.
№
Тема
1.
Теория
Практика
Вводное занятие, инструктаж 2
по охране труда, диагностика
уровня умений
1
1
Форма
аттестации/
контроля
Наблюдение
2.
3.
4.
5.
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическое движение
Выбор и подбор материала
для спектакля
35
20
20
2
5
5
1
2
30
15
19
-
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
6.
7.
Репетиции спектакля.
65
144
5
16
60
128
Наблюдение
Наблюдение
Итого:
Всего
часов
Содержание учебно-тематического плана
1 год обучения
1)Вводное занятие. Знакомство с группой. Инструктаж по охране труда.
Начальная диагностика
2)Актерское мастерство
Практические занятия: Упражнения, тренинги, постановка этюдов, рефлексия и
т.д
Тема 1. Сценическое внимание. Отличительные особенности внимания в жизни и
на сцене. Использование специальных упражнений и тренингов для выработки
сценического внимания.
Тема 2. Фантазия и воображение. Данные понятия необходимы актеру для
создания образа. Для развития этих качеств используются упражнения, где
обычные предметы, благодаря фантазии ребенка совершают невероятные
превращения. Использование этюдов помогает развивать воображение и
смоделировать жизненные ситуации.
Тема 3. Раскрепощение мышц. Ряд упражнений помогает снять физиологический
зажим мышц, который происходит из-за психоэмоционального состояния актеров –
новичков, впервые попавших на сцену, способствуют раскрепощению упражнения
с воображаемыми предметами.
Тема 4. Сценическое общение. Необходимо научить актера общаться на сцене
«глаза в глаза». Для этого используются упражнения на взаимодействие партнеров.
Тема 5. Эмоциональная память. Память присуща всем людям. Лишь необходимо
в процессе этюдов помочь ребенку вспомнить то или иное состояние в конкретной
жизненной ситуации.
Тема 6. Предлагаемые обстоятельства. Ставя актера в предлагаемые
обстоятельства, добиваемся достоверных, органичных действий в ситуации,
например вы – человек гранитный, стеклянный или ватный. Или как вы поведете
себя в ситуации «холодная погода в горах», «земляничная поляна» и др.
Тема 7. Сценическое событие. Придумывание различных ситуаций с событием и
развязкой. Навыки построения этюда.
Тема 8. Действия с воображаемыми предметами. Помогают снять мышечный
зажим, напряжение развивает фантазию, включают эмоциональную память.
3)Сценическая речь
Практические занятия: Упражнения, тренинги, постановка этюдов, рефлексия и
т.д
Тема 1. Техника речи и ее значение. Знакомство с техникой речи как основой хорошей
дикции. Использование упражнений и тренингов для речевого аппарата.
Тема 2. Дикция. Четкое произношение всех звуков речи – неотъемлемая часть спектакля.
Для выработки хорошей дикции используются чистоговорки, скороговорки, целый ряд
упражнений и тренингов.
Тема 3. Понятие об интонировании. Знакомство детей с разнообразием подтекстов.
Первые навыки отрабатываются в скороговорках и небольших упражнениях.
Тема 4. Тембрирование. Владеть искусством тембрирования актеру необходимо. Эта
тончайшая краска особенно приковывает внимание зрителей. Тренировка тембрирования
происходит в произношении текстов, требующих морально-эстетических и других оценок.
Например, мудрость – глупость, доброта – жестокость, смелость – трусость и другие.
Тема 5. Слово в движении. Используя специальные упражнения добиваться легкости
текста при различных физических действиях.
Тема 6. Сила звука и эмоциональная выразительность. Стараться сохранить
выразительную «линию звучания», при большой силе звука, уметь удержать звук от
повышения.
4)Сценическое движение
Практические занятия: Упражнения, тренинги, постановка этюдов, рефлексия и
т.д
Тема 1. Темпо-ритм физического действия
Упражнения на развитие ритмичности, способности воспринимать различные
ритмы и воспроизводить их движения тела
Тема 2. Тренировка музыкальности, пластичности и ритмичности.
Обучение различным ритмическим рисункам. Понятие о музыкальном ритме,
такте, характере музыки
Тема 3. Организация движения во времени и пространстве. Умение точно в
определённый отрезок времени организовать и выполнить пластический рисунок роли и
мизансцены, логически обосновать то или иное движение.
Тема 4. Этюды на пластическую выразительность. Этюды помогают научиться
владеть своим телом. Это – «скульптуры», «живая фотография» и другие задания.
5) Постановка одиночных, парных, групповых этюдов
Этюд – сценическое произведение с одним событием. Придумывая этюды и
воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию, учится
грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в
предлагаемые обстоятельства.
6) Выбор и подбор материала для спектакля
Подбор материала вместе с детьми помогает достичь нескольких целей:
Раскрыть творческий потенциал ребёнка. Дети учатся замечать в окружающем
мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ
персонажа. У них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление,
умение
видеть
необычные
моменты
в
обыденном.
Обогатить жизненный опыт детей. Создать условия для социализации ребёнка.
Помочь детям осознать чувства удовлетворения, радости и значимости.
7) Репетиции спектакля. Работа над актерским мастерством и сценическим
движением
Результат всей проделанной работы. Задача педагога наблюдая помогать,
контролировать, в то же время дать свободу мыслей детей. Работа над актерским
мастерством и сценическим движением, сценической речью.
Цель постановочной и репетиционной работы - эстетическое воспитание, развитие
творческих и актерских способностей детей, понимание содержательности
театрального образа.
2 год обучения
1)Вводное занятие. Диагностика уровня умений.
2) Актерское мастерство
Последовательное повторение упражнений первого года обучения, с усложнением.
Отработка техники движения, четкости и мелодичности речи, достигая музыкальности и
ритмичности, развивая логическую и мышечную память.
Тема 1. Сценическое внимание в репетиционном процессе. Продолжаются упражнения
и тренинги, начатые в первый год обучения. Добавляются усложненные формы.
Тема 2. Сценическое общение. Усложняются задачи общения. Вводятся упражнения на
необходимость «увидеть» и «услышать» партнера. Для этого используются парные
упражнения и парные этюды.
Тема 3. Действие в предлагаемых обстоятельствах. Продолжаются этюды и упражнения
на предлагаемые обстоятельства. Детям предъявляются более высокие требования по
органичному включению в роль.
Тема 4. Этюды с воображаемыми предметами. Развитие фантазии и воображения,
раскрепощение мышц идет через работу над одиночными и парными этюдами. Действия с
воображаемыми предметами развивает сценическое внимание, пластику
3)Сценическая речь
Тема 1. Тренировка речевого аппарата. Серия упражнений по сценической речи
такие как «Эхо», «Тигр», «Диапазон» и идругие заставляют правильно работать
речевой аппарат и мышцы лица.
Тема 2. Работа над дикцией. Усложняется работа над скороговорками. Скороговорки
берутся более сложные. Также используются более сложные групповые и индивидуальные
упражнения.
Тема 3. Закрепление навыков интонирования. Упражнения по интонированию речи
усложняются: «Разбег, прыжок…», «Колокола», «Чудо лесенка». В этих упражнениях
воспитанник пытается выразить несколько способов интонационного звучания.
4)Сценическое движение
Тема 1. Возрастные походки. Одной из самых сложных задач для актера, тем более для
ребенка является возрастная роль. В основе этого образа лежит ее пластическое
воплощение. На занятиях воспитанники учатся быть «бабушками» и «дедушками»,
«толстыми» и «худыми», «великанами» и «карликами».
Тема 2. Сценические драки. Научить актера использованию приема сценических драк.
Главная задача имитировать достоверно драку, не причиняя вреда партнеру. Научиться
«отыгрывать» удар.
Тема 3. Пластические особенности персонажа. Используя предыдущие знания о
пластическом решении образа, вводится понятие пластической особенности. Ученики
придумывают внешнюю, характерную черту персонажа и пытаются воссоздать ее в образе.
5) Постановка одиночных, парных, групповых этюдов
Этюд – сценическое произведение с одним событием. Придумывая этюды и
воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию, учится
грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в
предлагаемые обстоятельства.
6) Выбор и подбор материала для спектакля
Подбор материала вместе с детьми помогает достичь нескольких целей:
Раскрыть творческий потенциал ребёнка. Дети учатся замечать в окружающем
мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ
персонажа. У них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление,
умение
видеть
необычные
моменты
в
обыденном.
Обогатить жизненный опыт детей. Создать условия для социализации ребёнка.
Помочь детям осознать чувства удовлетворения, радости и значимости.
7) Репетиции спектакля. Работа над актерским мастерством и сценическим
движением
Результат всей проделанной работы. Задача педагога наблюдая помогать,
контролировать, в то же время дать свободу мыслей детей. Работа над актерским
мастерством и сценическим движением, сценической речью.
Цель постановочной и репетиционной работы - эстетическое воспитание, развитие
творческих и актерских способностей детей, понимание содержательности
театрального образа.
3 год обучения
1)Вводное занятие. Диагностика уровня умений.
2) Актерское мастерство
Последовательное повторение упражнений первого и второго года обучения, с
усложнением. Отработка техники движения, четкости и мелодичности речи, достигая
музыкальности и ритмичности, развивая логическую и мышечную память.
Тема 1. Сценическое внимание в репетиционном процессе. Продолжаются упражнения
и тренинги, начатые в первый год обучения. Добавляются усложненные формы.
Тема 2. Сценическое общение. Усложняются задачи общения. Вводятся упражнения на
необходимость «увидеть» и «услышать» партнера. Для этого используются парные
упражнения и парные этюды.
Тема 3. Действие в предлагаемых обстоятельствах. Продолжаются этюды и упражнения
на предлагаемые обстоятельства. Детям предъявляются более высокие требования по
органичному включению в роль.
Тема 4. Этюды с воображаемыми предметами. Развитие фантазии и воображения,
раскрепощение мышц идет через работу над одиночными и парными этюдами. Действия с
воображаемыми предметами развивает сценическое внимание, пластику
3)Сценическая речь
Тема 1. Тренировка речевого аппарата. Серия упражнений по сценической речи
такие как «Эхо», «Тигр», «Диапазон» и идругие заставляют правильно работать
речевой аппарат и мышцы лица.
Тема 2. Работа над дикцией. Усложняется работа над скороговорками. Скороговорки
берутся более сложные. Также используются более сложные групповые и индивидуальные
упражнения.
Тема 3. Закрепление навыков интонирования. Упражнения по интонированию речи
усложняются: «Разбег, прыжок…», «Колокола», «Чудо лесенка». В этих упражнениях
воспитанник пытается выразить несколько способов интонационного звучания.
4)Сценическое движение
Тема 1. Возрастные походки. Одной из самых сложных задач для актера, тем более для
ребенка является возрастная роль. В основе этого образа лежит ее пластическое
воплощение. На занятиях воспитанники учатся быть «бабушками» и «дедушками»,
«толстыми» и «худыми», «великанами» и «карликами».
Тема 2. Сценические драки. Научить актера использованию приема сценических драк.
Главная задача имитировать достоверно драку, не причиняя вреда партнеру. Научиться
«отыгрывать» удар.
Тема 3. Пластические особенности персонажа. Используя предыдущие знания о
пластическом решении образа, вводится понятие пластической особенности. Ученики
придумывают внешнюю, характерную черту персонажа и пытаются воссоздать ее в образе.
5) Постановка одиночных, парных, групповых этюдов
Этюд – сценическое произведение с одним событием. Придумывая этюды и
воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию, учится
грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в
предлагаемые обстоятельства.
6) Выбор и подбор материала для спектакля
Подбор материала вместе с детьми помогает достичь нескольких целей:
Раскрыть творческий потенциал ребёнка. Дети учатся замечать в окружающем
мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ
персонажа. У них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление,
умение
видеть
необычные
моменты
в
обыденном.
Обогатить жизненный опыт детей. Создать условия для социализации ребёнка.
Помочь детям осознать чувства удовлетворения, радости и значимости.
7) Репетиции спектакля. Работа над актерским мастерством и сценическим
движением
Результат всей проделанной работы. Задача педагога наблюдая помогать,
контролировать, в то же время дать свободу мыслей детей. Работа над актерским
мастерством и сценическим движением, сценической речью.
Цель постановочной и репетиционной работы - эстетическое воспитание, развитие
творческих и актерских способностей детей, понимание содержательности
театрального образа.
1.4 Планируемые результаты
В конце 1 года обучения обучающиеся должны:
- иметь навыки актерской смелости: активно участвовать в упражнениях по
актерскому мастерству
-знать театральные термины: театр, актер, зритель, аплодисменты, сцена,
декорации, кулисы, костюмер, гример
-уметь уверенно действовать в предлагаемых обстоятельствах и на сцене
В конце 2 года обучения обучающиеся должны:
-театральные термины: режиссер, драматург, декоратор, осветитель, бутафория,
реквизит, премьера
-уверенно выполнять любые упражнения по актерскому мастерству
-уметь упражнения с воображаемыми предметами, уметь придумать и исполнить
В конце 3 года обучения обучающиеся должны:
-уметь импровизировать на сцене, в образе
-уверенно интонировать в упражнениях по сценической речи
-знать, что такое идейно-тематический анализ произведения.
2.
Комплекс
организационно-педагогических
2.1. Условия реализации программы
условий
Материально-техническое обеспечение
Техническое оснащение занятий:
1.Актовый зал
2.Колонка: Подборка музыки;
3.Костюмы;
Форма обучающихся: Одежда для занятий должна быть удобной, не стесняющей
движений, черного или темно-синего цвета, серого.
Обувь: носки, чешки, джазовки
2.2. Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: открытого занятия для
родителей, участие в фестивалях, конкурсах и концертах различного уровня.
Аттестация подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами
конкурсных мероприятий.
2.3. Методическое обеспечение
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы
обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа);
- практический (упражнения, дидактические игры, исполнение игрового
материала);
- наглядный (показ иллюстраций, видео-фильмов);
- репродуктивный(повторение за педагогом, стремление к эталону);
- творческий (создание нового музыкальногообраза);
- эвристический (участие в конкурсах).
Образовательная деятельность организована в форме практических занятий,
репетиционных, постановочных, информационных.
2.4. Список литературы
1. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сб. нормативных и
2.
3.
4.
5.
методических материалов для доп. образования детей / [Ред.-сост. И.В. Калиш]; Науч.
ред. А.К. Бруднов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 541, [1] с.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учебное
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711 (031300) Социал. педагогика / [Б.В. Куприянов и др.]; Под ред. А. В. Мудрика. - М.: Academia,
2004. - 240 с.
«Навигатор II» Методическое пособие для студентов специальностей «Народное
художественное творчество», вид: «Театральное творчество» Под редакцией
Сухоненкова Е.В., Славиной Т.М 2018г.
Станиславский, К.С. Учебник актёрского мастерства. Работа актёра над собой в
творческом процессе переживания – изд. АСТ, 2020.
Товстоногов, Кацман "Беседы о профессии": Зерно роли (стр. 231-241). Сверхзадача.
Конфликт (стр. 261-273).