Содержание
1.
Пояснительная записка .......................................................................................................... 3
2.
Учебно-тематический план «Юнармейский отряд «Правый берег»» .............................. 7
3.
Содержание программы ........................................................................................................ 9
3.1 Формы аттестации и оценочные материалы ................................................................... 11
3.2 Организационно-педагогические условия реализации программы .............................. 12
3.3 Материально-технические условия реализации программы ......................................... 13
2
Пояснительная записка
1.
Дополнительная общеобразовательная программа гуманитарной направленности
«Юнармейский отряд «Правый берег» составлена для занятий с обучающимися в условиях
образовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об
образовании в Российской Федерации"
2.
Примерная
основная
образовательная
программа
основного
общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. No 1/15);
3.
Основная образовательная программа основного общего образования,
реализуемая в Муниципальном образовательном учреждении города Екатеринбург МАОУ
СОШ № 63.
Актуальность программы. Любовь к Отечеству проявляется в том, что гражданин
глубоко чтит окружающую его природу, имеет доброе отношение к согражданам, наконец,
живёт во благо своей страны. Под патриотизмом, т.е. политической любовью, понимается
участие в делах государства, преданность своему народу и интересам своего дела.
Героическая борьба, подвиги, талант лучших сынов Отечества – пример для подражания.
История России — это в определённой мере история войн, в которых россияне проявляли
героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся
необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши
далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой
жизнью во имя интересов Отечества. На данный момент идёт Специальная Военная
Операция, где наши соотечественники жертвуют собой ради нашей страны. И об этом
нужно рассказывать обучающимся
Цель программы: создание условий для формирования и развития у подростков
моральных
и
патриотических
качеств,
взглядов,
способствующих
пробуждению
устойчивого интереса к военной службе.
Задачи программы:
•
Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых будущему защитнику
Родины;
•
Воспитание чувства патриотизма, готовности к достойному и самоотверженному
служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отчества,
ответственности и дисциплинированности;
3
•
Формирование профессионально значимых качеств, подготовка юношей к
поступлению в военные училища;
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы - физкультурно-спортивная.
По уровню содержания: базовая.
Наименование образовательной программы: «Отрок»
Форма обучения: очная, групповая, по 10-15 человек в группе.
Возраст обучающихся: 13-18 лет.
Условия набора обучающихся в коллектив: на основании собеседования.
Срок реализации программы: 3 года (с 15 сентября по май включительно, 24
месяца по 8 месяцев в учебный год). В каникулярное время и праздничные дни занятия не
проводятся.
Учебный план составляет 132 часа первый, второй и третий год соответственно.
Занятия проходят 4 раза в неделю, по 40 минут каждое.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
•
Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям,
России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,
государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям,
старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.
•
Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения,
в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями
разных убеждений, представителями различных социальных групп.
•
Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением
и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
сформированная коммуникативная компетенция.
•
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других
•
людей.
Понимание
и
осознаний
взаимной
обусловленности
физического,
нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья
человека.
•
Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье.
4
•
Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни,
позволяющих сохранить
•
и
укрепить
здоровье.
Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового
образа жизни.
•
Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный
образ жизни.
Метапредметные:
Регулятивные:
•
Умение
ставить
цель
своей
деятельности
на
основе
имеющихся
возможностей;
•
Умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины
достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах);
•
Формирование умения находить достаточные средства для решения своих
учебных задач;
•
Демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий
разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
•
Умение
осознавать
свое
место в
военно-патриотических
мероприятиях;
•
Навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на
основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных
военных конструкторов и действий полководцев;
•
Анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования
разной сложности;
•
Умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться
в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями; - критическое
оценивание содержания и форм современных внутригосударственных и международных
событий;
•
Овладение культурой активного использования печатных изданий и
интернет- ресурсами.
Коммуникативные:
•
Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками в отряде;
5
•
Приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения
поставленной задачи;
•
Умение находить общее решение и разрешать конфликты;
•
Соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.
Предметные:
•
Использовать элементарные теоретические знания по истории техники и
вооружения;
•
Применять
основы
строевой
подготовки
и
дисциплины
строя;
•
Отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того,
что предлагают современные сми;
•
Владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска
необходимой информации;
•
Использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению
мероприятий военно-патриотической
направленности.
Обучающиеся
получат
возможность научиться:
•
Правильно применять и использовать приемы владения стрелковым
оружием;
•
Владеть
навыками
управления строя;
•
Готовить и проводить военно-патриотические мероприятия для разных
целевых аудиторий;
•
Участвовать
в
соревнованиях
и
смотрах-конкурсах
по
военно-
патриотической тематике разного уровня;
•
Готовить исследовательские работы по истории создания и применения
вооружения и военной технике для участия в конференциях и конкурсах.
6
2.
Учебно-тематический план «Юнармейский отряд «Правый берег»»
1 год
№ п/п
Тема занятий
Общее
кол-во
часов
132
1
Вводное занятие
1
2
Физическая подготовка к деятельности в
15
экстремальных условиях
3
Строевая подготовка
15
Из них
теория
15
1
2
Формы
аттестации и
практика
контроля
87
Беседа
13
Зачет
2
13
Соревнование
4
Огневая подготовка
15
10
10
Нормативы
5
Гражданская оборона
20
10
10
Опрос
6
Медико-санитарная подготовка
20
10
10
Зачет
7
Военная топография и история
20
5
15
Соревнование
8
Встречи, беседы, экскурсии
15
2
13
Нормативы
9
Рукопашный бой
10
2
8
Опрос
10
Итоговое занятие
1
1
2 год
№ п/п
Тема занятий
Общее
кол-во
часов
132
1
Вводное занятие
1
2
Физическая подготовка к деятельности в
15
экстремальных условиях
3
Строевая подготовка
15
Зачет
Из них
теория
15
1
2
Формы
аттестации и
практика
контроля
87
Беседа
13
Зачет
2
13
Соревнование
4
Огневая подготовка
15
10
10
Нормативы
5
Гражданская оборона
20
10
10
Опрос
6
Медико-санитарная подготовка
20
10
10
Зачет
7
Военная топография и история
20
5
15
Соревнование
7
8
Встречи, беседы, экскурсии
15
2
13
Нормативы
9
Рукопашный бой
10
2
8
Опрос
10
Итоговое занятие
1
1
3 год
№ п/п
Тема занятий
Общее
кол-во
часов
132
1
Вводное занятие
1
2
Физическая подготовка к деятельности в
15
экстремальных условиях
3
Строевая подготовка
15
Зачет
Из них
теория
15
1
2
Формы
аттестации и
практика
контроля
87
Беседа
13
Зачет
2
13
Соревнование
4
Огневая подготовка
15
10
10
Нормативы
5
Гражданская оборона
20
10
10
Опрос
6
Медико-санитарная подготовка
20
10
10
Зачет
7
Военная топография и история
20
5
15
Соревнование
8
Встречи, беседы, экскурсии
15
2
13
Нормативы
9
Рукопашный бой
10
2
8
Опрос
10
Итоговое занятие
1
1
Зачет
8
3.
Содержание программы
«Вводное занятие»
Теория – цели и задачи деятельности объединения. Нормативно – правовые
документы. Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения в объединении и режим работы. Расписание занятий. (рассказ,
беседа, инструктаж).
«Физическая подготовка»
Теория - Особенности мер безопасности при выполнении различных физических
упражнений. Техника выполнения упражнений (объяснение, рассказ, показ).
Практика - Общефизические упражнения для мышц рук, туловища, ног.
Преодоление препятствий. Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Бег по
пересеченной местности. (тренировка)
«Строевая подготовка»
Теория – Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Техника
выполнения строевых приемов. (объяснение, рассказ, показ)
Практика - Строевые приемы на месте: повороты налево, направо, кругом.
Перестроения из одно-шереножного строя в двух-шереножный. Выход из строя и
постановка в строй. Строевые приемы в движении. Выполнение строевых приемов в
движении. Выполнение воинского приветствия. (тренировка)
«Огневая подготовка»
Теория – Меры безопасности при обращении с оружием. Назначение и боевые
свойства автомата Калашникова. Устройство автомата Калашникова (объяснение, показ).
Практика - Изготовка к стрельбе стоя из пневматической винтовки. Прицеливание.
Разборка и сборка автомата Калашникова. Стрельба по мишени №6 из пневматической
винтовки. Внутри кружковые соревнования. (тренировка, соревнование).
«Гражданская оборона»
Теория – Назначение, устройство и пользование противогазом. Общевойсковой
защитный комплект (ОЗК). Назначение и устройство рентгенметра ДП-5А (объяснение,
рассказ, показ).
Практика - Надевание, снимание и укладка противогаза. Движение в противогазе.
Надевание, снимание и укладка ОЗК. Передвижение в защитном комплекте. Подготовка
прибора ДП-5А к работе, измерение уровней радиации. Внутри кружковые соревнования.
(тренировка, соревнование)
«Медико-санитарная подготовка»
9
Теория – Понятие о ране, классификация ран и их осложнений. Виды кровотечений.
Перевязочный материал. Ядовитые змеи, насекомые и растения. (объяснение, рассказ,
показ)
Практика – Первая медицинская помощь при ранениях. Остановка кровотечений.
Первая медицинская помощь при переломах. Проведение искусственного дыхания и
непрямого массажа сердца. (тренировка).
«Военная топография и история»
Теория – Способы ориентирования на местности. (объяснение, рассказ, показ).
Изучение военной истории России.
Практика - Ориентирование на местности без карты. Движение по азимуту.
Ориентирование с помощью топографических карт. (тренировка)
«Встречи, беседы, экскурсии»
Практика – Встречи с участниками и ветеранами Великой Отечественной войны,
Специальной военной Операции, локальных войн, с работниками военного комиссариата
по вопросу поступления в военные училища. Посещение музеев боевой славы и т.д.
(экскурсия, встреча, беседа)
«Рукопашный бой»
Теория - Меры безопасности при освобождении от захватов, выполнении ударов
руками, ногами, падении. (объяснение, рассказ, показ).
Практика - Освобождение от захватов за руки, за ноги, за туловище, за шею, за
одежду спереди, сзади, сбоку. Защита от ударов рукой, ногой.
«Итоговое занятие»
Теория – Подведение итогов за учебный год. Обзор полученных умений и навыков,
необходимых для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. (рассказ, беседа).
10
3.1 Формы аттестации и оценочные материалы
Аттестация обучающихся проходит в форме:
1.
Опрос
2.
Зачет
3.
Соревнование (внутри объединения, на районном, областном уровне)
4.
Нормативы.
Важным критерием результатов обучения является участие членов объединения в
массовых мероприятиях, городских праздниках, военно-спортивных соревнованиях,
походах при наличии положительных результатов. Оценка умений по физической и военноприкладной подготовке проводится в виде зачетных соревнований, сдачи отдельных
нормативов.
11
3.2 Организационно-педагогические условия реализации программы
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы
обучения:
•
Словесный (рассказ, объяснение, беседа);
•
Объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание);
•
Практический (упражнения, дидактические игры);
•
Наглядный (показ иллюстраций, видеофильмов);
•
Репродуктивный (повторение за педагогом, стремление к эталону);
Образовательная деятельность организована в форме теоретических и практических
занятий, включающих групповую работу, работу в парах, контроль качества знаний.
12
3.3 Материально-технические условия реализации программы
Оснащение материально-технической базы школы:
•
Таблицы по ГО
•
Учебный фильм по ГО
•
Аптечка ИИП
•
ОЗК
•
Видеофильм по истории ВОВ
•
Плакаты по ПБ
•
Форма пожарного
•
Пожарный рукав
•
Тройник
•
Пожарный ствол
•
План эвакуации из здания
•
Плакаты по строевой подготовке
•
Форма
•
Пневматическая винтовка
•
Пулеулавливатель
•
Защитные очки
•
Страховочная система
Раздаточный материал:
1.
Карты категории А и В – 15 шт.
2.
Таблицы с дорожными знаками – 15 шт.
3.
Противогазы – 15 шт.
4.
Распираторы – 5 шт.
5.
Ватно-марлевые повязки – 15 шт.
6.
Бинты – 15 уп.
7.
Шины Кредера – 3 шт.
8.
Жгуты – 3 шт.
9.
Мишени 45 шт.
10.
Компасы – 5 шт.
11.
Карты – 5 шт.
Список литературы:
13
1.
Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование
детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. - 288 с.
2.
Виснев В.А. Основы подготовки к военной службе. Методическое пособие.
– М.: Просвещение, 2002г.
3.
Волков Л. П. Физическое и военно-патриотическое воспитание
старшеклассников по месту жительства в связи с подготовкой их к службе в В.С. . М.. ,
1979
4.
Выдрин С.А. Школа безопасности – Зарница. Методическое пособие. –
Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. - 100 с.
5.
Гусинский Э.Н. , Турчанинова Ю.И. Образование личности. М.:Интер-
пракс,1994.
6.
Добролюбов Н.А О значении авторитета в воспитании. Педагогическое
наследие. М.: 1988.
7.
Наставление по физической подготовке. – М.: Военное издательство, 1987
12. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности.
8.
Науменко Ю.А. Начальная военная подготовка. М.: Просвещение, 1985.
9.
Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже ХХ1 века. М.:1997.
10.
Общевоинские уставы ВС РФ. – М.: Военное издательство, 1994. - 157с.
11.
Социальная политика: парадигмы и приоритеты: монографии под общ. ред.
В. И. Жукова М.: Союз, 2000.
12.
Филонов Г.Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке. М.:
Педагогика. 1996.
14