РП_ДО_Правый берег

Содержание

1.

Пояснительная записка .......................................................................................................... 3

2.

Учебно-тематический план «Юнармейский отряд «Правый берег»» .............................. 7

3.

Содержание программы ........................................................................................................ 9
3.1 Формы аттестации и оценочные материалы ................................................................... 11
3.2 Организационно-педагогические условия реализации программы .............................. 12
3.3 Материально-технические условия реализации программы ......................................... 13

2

Пояснительная записка

1.

Дополнительная общеобразовательная программа гуманитарной направленности
«Юнармейский отряд «Правый берег» составлена для занятий с обучающимися в условиях
образовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об

образовании в Российской Федерации"
2.

Примерная

основная

образовательная

программа

основного

общего

образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. No 1/15);
3.

Основная образовательная программа основного общего образования,

реализуемая в Муниципальном образовательном учреждении города Екатеринбург МАОУ
СОШ № 63.
Актуальность программы. Любовь к Отечеству проявляется в том, что гражданин
глубоко чтит окружающую его природу, имеет доброе отношение к согражданам, наконец,
живёт во благо своей страны. Под патриотизмом, т.е. политической любовью, понимается
участие в делах государства, преданность своему народу и интересам своего дела.
Героическая борьба, подвиги, талант лучших сынов Отечества – пример для подражания.
История России — это в определённой мере история войн, в которых россияне проявляли
героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся
необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши
далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой
жизнью во имя интересов Отечества. На данный момент идёт Специальная Военная
Операция, где наши соотечественники жертвуют собой ради нашей страны. И об этом
нужно рассказывать обучающимся
Цель программы: создание условий для формирования и развития у подростков
моральных

и

патриотических

качеств,

взглядов,

способствующих

пробуждению

устойчивого интереса к военной службе.
Задачи программы:
•

Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых будущему защитнику

Родины;
•

Воспитание чувства патриотизма, готовности к достойному и самоотверженному

служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отчества,
ответственности и дисциплинированности;

3

•

Формирование профессионально значимых качеств, подготовка юношей к

поступлению в военные училища;

Направленность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы - физкультурно-спортивная.
По уровню содержания: базовая.
Наименование образовательной программы: «Отрок»
Форма обучения: очная, групповая, по 10-15 человек в группе.
Возраст обучающихся: 13-18 лет.
Условия набора обучающихся в коллектив: на основании собеседования.
Срок реализации программы: 3 года (с 15 сентября по май включительно, 24
месяца по 8 месяцев в учебный год). В каникулярное время и праздничные дни занятия не
проводятся.
Учебный план составляет 132 часа первый, второй и третий год соответственно.
Занятия проходят 4 раза в неделю, по 40 минут каждое.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
•

Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям,

России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,
государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям,
старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.
•

Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения,

в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями
разных убеждений, представителями различных социальных групп.
•

Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением

и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
сформированная коммуникативная компетенция.
•

Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском

обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других
•

людей.

Понимание

и

осознаний

взаимной

обусловленности

физического,

нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья
человека.
•

Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье.

4

•

Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни,

позволяющих сохранить
•

и

укрепить

здоровье.

Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового

образа жизни.
•

Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный

образ жизни.
Метапредметные:
Регулятивные:
•

Умение

ставить

цель

своей

деятельности

на

основе

имеющихся

возможностей;
•

Умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины

достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах);
•

Формирование умения находить достаточные средства для решения своих

учебных задач;
•

Демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий

разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
•

Умение

осознавать

свое

место в

военно-патриотических

мероприятиях;
•

Навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на

основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных
военных конструкторов и действий полководцев;
•

Анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования

разной сложности;
•

Умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться

в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями; - критическое
оценивание содержания и форм современных внутригосударственных и международных
событий;
•

Овладение культурой активного использования печатных изданий и

интернет- ресурсами.
Коммуникативные:
•

Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с

педагогом и сверстниками в отряде;

5

•

Приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения

поставленной задачи;
•

Умение находить общее решение и разрешать конфликты;

•

Соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.

Предметные:
•

Использовать элементарные теоретические знания по истории техники и

вооружения;
•

Применять

основы

строевой

подготовки

и

дисциплины

строя;
•

Отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того,

что предлагают современные сми;
•

Владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска

необходимой информации;
•

Использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению

мероприятий военно-патриотической

направленности.

Обучающиеся

получат

возможность научиться:
•

Правильно применять и использовать приемы владения стрелковым

оружием;
•

Владеть

навыками

управления строя;

•

Готовить и проводить военно-патриотические мероприятия для разных

целевых аудиторий;
•

Участвовать

в

соревнованиях

и

смотрах-конкурсах

по

военно-

патриотической тематике разного уровня;
•

Готовить исследовательские работы по истории создания и применения

вооружения и военной технике для участия в конференциях и конкурсах.

6

2.

Учебно-тематический план «Юнармейский отряд «Правый берег»»

1 год
№ п/п
Тема занятий
Общее
кол-во
часов
132
1
Вводное занятие
1
2
Физическая подготовка к деятельности в
15
экстремальных условиях
3
Строевая подготовка
15

Из них
теория
15
1
2

Формы
аттестации и
практика
контроля
87
Беседа
13
Зачет

2

13

Соревнование

4

Огневая подготовка

15

10

10

Нормативы

5

Гражданская оборона

20

10

10

Опрос

6

Медико-санитарная подготовка

20

10

10

Зачет

7

Военная топография и история

20

5

15

Соревнование

8

Встречи, беседы, экскурсии

15

2

13

Нормативы

9

Рукопашный бой

10

2

8

Опрос

10

Итоговое занятие

1

1

2 год
№ п/п
Тема занятий
Общее
кол-во
часов
132
1
Вводное занятие
1
2
Физическая подготовка к деятельности в
15
экстремальных условиях
3
Строевая подготовка
15

Зачет

Из них
теория
15
1
2

Формы
аттестации и
практика
контроля
87
Беседа
13
Зачет

2

13

Соревнование

4

Огневая подготовка

15

10

10

Нормативы

5

Гражданская оборона

20

10

10

Опрос

6

Медико-санитарная подготовка

20

10

10

Зачет

7

Военная топография и история

20

5

15

Соревнование

7

8

Встречи, беседы, экскурсии

15

2

13

Нормативы

9

Рукопашный бой

10

2

8

Опрос

10

Итоговое занятие

1

1

3 год
№ п/п
Тема занятий
Общее
кол-во
часов
132
1
Вводное занятие
1
2
Физическая подготовка к деятельности в
15
экстремальных условиях
3
Строевая подготовка
15

Зачет

Из них
теория
15
1
2

Формы
аттестации и
практика
контроля
87
Беседа
13
Зачет

2

13

Соревнование

4

Огневая подготовка

15

10

10

Нормативы

5

Гражданская оборона

20

10

10

Опрос

6

Медико-санитарная подготовка

20

10

10

Зачет

7

Военная топография и история

20

5

15

Соревнование

8

Встречи, беседы, экскурсии

15

2

13

Нормативы

9

Рукопашный бой

10

2

8

Опрос

10

Итоговое занятие

1

1

Зачет

8

3.

Содержание программы

«Вводное занятие»
Теория – цели и задачи деятельности объединения. Нормативно – правовые
документы. Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения в объединении и режим работы. Расписание занятий. (рассказ,
беседа, инструктаж).
«Физическая подготовка»
Теория - Особенности мер безопасности при выполнении различных физических
упражнений. Техника выполнения упражнений (объяснение, рассказ, показ).
Практика - Общефизические упражнения для мышц рук, туловища, ног.
Преодоление препятствий. Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Бег по
пересеченной местности. (тренировка)
«Строевая подготовка»
Теория – Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Техника
выполнения строевых приемов. (объяснение, рассказ, показ)
Практика - Строевые приемы на месте: повороты налево, направо, кругом.
Перестроения из одно-шереножного строя в двух-шереножный. Выход из строя и
постановка в строй. Строевые приемы в движении. Выполнение строевых приемов в
движении. Выполнение воинского приветствия. (тренировка)
«Огневая подготовка»
Теория – Меры безопасности при обращении с оружием. Назначение и боевые
свойства автомата Калашникова. Устройство автомата Калашникова (объяснение, показ).
Практика - Изготовка к стрельбе стоя из пневматической винтовки. Прицеливание.
Разборка и сборка автомата Калашникова. Стрельба по мишени №6 из пневматической
винтовки. Внутри кружковые соревнования. (тренировка, соревнование).
«Гражданская оборона»
Теория – Назначение, устройство и пользование противогазом. Общевойсковой
защитный комплект (ОЗК). Назначение и устройство рентгенметра ДП-5А (объяснение,
рассказ, показ).
Практика - Надевание, снимание и укладка противогаза. Движение в противогазе.
Надевание, снимание и укладка ОЗК. Передвижение в защитном комплекте. Подготовка
прибора ДП-5А к работе, измерение уровней радиации. Внутри кружковые соревнования.
(тренировка, соревнование)
«Медико-санитарная подготовка»
9

Теория – Понятие о ране, классификация ран и их осложнений. Виды кровотечений.
Перевязочный материал. Ядовитые змеи, насекомые и растения. (объяснение, рассказ,
показ)
Практика – Первая медицинская помощь при ранениях. Остановка кровотечений.
Первая медицинская помощь при переломах. Проведение искусственного дыхания и
непрямого массажа сердца. (тренировка).
«Военная топография и история»
Теория – Способы ориентирования на местности. (объяснение, рассказ, показ).
Изучение военной истории России.
Практика - Ориентирование на местности без карты. Движение по азимуту.
Ориентирование с помощью топографических карт. (тренировка)
«Встречи, беседы, экскурсии»
Практика – Встречи с участниками и ветеранами Великой Отечественной войны,
Специальной военной Операции, локальных войн, с работниками военного комиссариата
по вопросу поступления в военные училища. Посещение музеев боевой славы и т.д.
(экскурсия, встреча, беседа)
«Рукопашный бой»
Теория - Меры безопасности при освобождении от захватов, выполнении ударов
руками, ногами, падении. (объяснение, рассказ, показ).
Практика - Освобождение от захватов за руки, за ноги, за туловище, за шею, за
одежду спереди, сзади, сбоку. Защита от ударов рукой, ногой.
«Итоговое занятие»
Теория – Подведение итогов за учебный год. Обзор полученных умений и навыков,
необходимых для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. (рассказ, беседа).

10

3.1 Формы аттестации и оценочные материалы
Аттестация обучающихся проходит в форме:
1.

Опрос

2.

Зачет

3.

Соревнование (внутри объединения, на районном, областном уровне)

4.

Нормативы.

Важным критерием результатов обучения является участие членов объединения в
массовых мероприятиях, городских праздниках, военно-спортивных соревнованиях,
походах при наличии положительных результатов. Оценка умений по физической и военноприкладной подготовке проводится в виде зачетных соревнований, сдачи отдельных
нормативов.

11

3.2 Организационно-педагогические условия реализации программы
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы
обучения:
•

Словесный (рассказ, объяснение, беседа);

•

Объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание);

•

Практический (упражнения, дидактические игры);

•

Наглядный (показ иллюстраций, видеофильмов);

•

Репродуктивный (повторение за педагогом, стремление к эталону);

Образовательная деятельность организована в форме теоретических и практических
занятий, включающих групповую работу, работу в парах, контроль качества знаний.

12

3.3 Материально-технические условия реализации программы
Оснащение материально-технической базы школы:
•

Таблицы по ГО

•

Учебный фильм по ГО

•

Аптечка ИИП

•

ОЗК

•

Видеофильм по истории ВОВ

•

Плакаты по ПБ

•

Форма пожарного

•

Пожарный рукав

•

Тройник

•

Пожарный ствол

•

План эвакуации из здания

•

Плакаты по строевой подготовке

•

Форма

•

Пневматическая винтовка

•

Пулеулавливатель

•

Защитные очки

•

Страховочная система

Раздаточный материал:
1.

Карты категории А и В – 15 шт.

2.

Таблицы с дорожными знаками – 15 шт.

3.

Противогазы – 15 шт.

4.

Распираторы – 5 шт.

5.

Ватно-марлевые повязки – 15 шт.

6.

Бинты – 15 уп.

7.

Шины Кредера – 3 шт.

8.

Жгуты – 3 шт.

9.

Мишени 45 шт.

10.

Компасы – 5 шт.

11.

Карты – 5 шт.

Список литературы:
13

1.

Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование

детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. - 288 с.
2.

Виснев В.А. Основы подготовки к военной службе. Методическое пособие.

– М.: Просвещение, 2002г.
3.

Волков Л. П. Физическое и военно-патриотическое воспитание

старшеклассников по месту жительства в связи с подготовкой их к службе в В.С. . М.. ,
1979
4.

Выдрин С.А. Школа безопасности – Зарница. Методическое пособие. –

Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. - 100 с.
5.

Гусинский Э.Н. , Турчанинова Ю.И. Образование личности. М.:Интер-

пракс,1994.
6.

Добролюбов Н.А О значении авторитета в воспитании. Педагогическое

наследие. М.: 1988.
7.

Наставление по физической подготовке. – М.: Военное издательство, 1987

12. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности.
8.

Науменко Ю.А. Начальная военная подготовка. М.: Просвещение, 1985.

9.

Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже ХХ1 века. М.:1997.

10.

Общевоинские уставы ВС РФ. – М.: Военное издательство, 1994. - 157с.

11.

Социальная политика: парадигмы и приоритеты: монографии под общ. ред.

В. И. Жукова М.: Союз, 2000.
12.

Филонов Г.Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке. М.:

Педагогика. 1996.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».