продолжительностью 40 минут. 3.4 Обучающиеся могут пользоваться учебными аудиториями для самостоятельных занятий во внеурочное время с 8.00 до 20.00. 4. Требования к режиму образовательной деятельности 4.1. Количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы. 4.2 Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. 4.3 Обучение ведется в две смены. Занятия обучающихся начинаются в 8.00 в первой смене и в 14.10 во второй смене, заканчиваются согласно расписанию. 4.4 Основные образовательные программы начального, основного, среднего общего образования реализуются через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 1. Таблица 1 Требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся Максимально Максимально допустимый допустимая аудиторная недельный объем нагрузки Классы недельная нагрузка (в внеурочной деятельности академических часах)* (в академических часах)** Независимо от при 5-ти дневной неделе, продолжительности учебной не более недели, не более 1 2-4 5 6 7 21 23 29 30 32 8-9 10-11 33 34 10 10 10 10 10 10 10 Примечание: * Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. ** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. 4.5. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. 4.6. Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: - для обучающихся 1 -х классов - 4 урока и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; - для обучающихся 2-4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры; - для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков; - для обучающихся 8-11 классов - не более 7 уроков. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. Составляется единое расписание уроков для обязательных занятий и элективных курсов. 4.7. При составлении расписания уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится на вторник и (или) пятницу. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. 4.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. В расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - на 2, 3, 4 уроках. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. В течение учебного дня не проводится более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводятся на 2 - 4 уроках. 4.9. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 40 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 4.10 настоящих санитарных правил. Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80%. 4.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; - использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый). - в середине учебного дня проводится динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут; - обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. 4.11. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в среду или четверг. 4.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2, 3, 4 уроков) - 20 минут. 4.13. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся. 4.14. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз. 4.15. Осуществляется чередование во время урока различных видов учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов. Продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств обучения устанавливается согласно таблице 2. Таблица 2 Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках Непрерывная длительность (мин.), не более Просмотр статических Классы изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения 1-2 3-4 5-7 8 - 11 10 15 20 25 Просмотр телепередач Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения 15 20 25 30 15 20 25 30 Работа с Прослушиван Прослушива изображением ие ние на аудиозаписи аудиозаписи индивидуальн в ом мониторе наушниках компьютера и клавиатурой 15 15 20 25 20 20 25 25 10 15 20 25 После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для обучающихся 1 -2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5-6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов - 35 минут. Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренажер). С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения. 4.16. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронновычислительным машинам и организации работы на них. 4.17. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки. Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами не допускается. 4.18. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм). 4.19. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательной деятельности может обеспечиваться за счет: - физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений; - организованных подвижных игр на переменах; - спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня; - внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья; - самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах. 4.20. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе). Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача. Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки. Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале. Таблица 3 Рекомендации по проведению занятий физической культурой, в зависимости от температуры и скорости ветра Возраст Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается обучающихся проведение занятий на открытом воздухе без ветра при скорости при скорости при скорости ветра ветра до 5 ветра 6 - 10 более 10 м/сек м/сек м/сек Занятия не до 12 лет -9°С -6°С -3°С 12 - 13 лет - 12°С -8°С -5°С проводятся 14 - 15 лет -15°С - 12°С -8°С 16 - 17 лет -16°С -15°С -10°С 4.21. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%. К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походах обучающиеся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях обязательно. 4.22. На занятиях технологии, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы. 4.23. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки. 4.24. При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам. 4.25. При реализации образовательной программы (или ее части) в сетевой форме составляется особое расписание занятий в соответствии с Договором о сетевой форме реализации образовательных программ и Положением о реализации образовательных программ в сетевой форме. 4.26. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. 4.27. При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 1 дня. 4.28. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для обучающихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг, 5 - 6-х более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0 кг. 4.30. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй - для приготовления домашних заданий.