Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 63 ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол №1 от 29.08.208 г. Положение о предоставлении условий для обучения с учетом психофизиологических особенностей и состояния здоровья учащихся, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи 1. Общие положения 1.1. Данное положение разработано в соответствии с Уставом МАОУ СОШ №63, Законом 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Конвенцией ООН о правах ребенка, решениями органов управления образованием, настоящим Положением. 1.2. Настоящее Положение регламентирует условия обучения с учетом психофизиологических особенностей и состояния здоровья учащихся, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи. 1.3. В Положении применяются следующие понятия: Психолого-педагогическая помощь — психологическое сопровождение учащихся на разных возрастных этапах, с целью развития и коррекции их психического состояния, поведения, оказания поддержки в трудных психологических ситуациях. Социальная помощь — обеспечение взаимодействие между семьей, образовательным учреждением и другими организациями. Изучение психологических и возрастных особенностей учащихся, организация различных видов социально полезной деятельности, помощь в реализации правовой защиты и социальной поддержке ребенка, и семьи, предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей. Медицинская помощь — оказание неотложной медицинской помощи учащимся, консультирование школьников по проблемам здоровья, профилактики различных заболеваний, пропаганда здорового образа жизни, профилактическая деятельность. 2.1. Цель: организация образовательного психолого процесса - путём медико - социального сопровождения реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности. При этом объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения ситуация развития ребёнка. Задачи: координация деятельности специалистов различного профиля с целью оказания квалифицированной помощи в условиях общеобразовательного учреждения; предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь обучающимся, воспитанникам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей раз вития учащихся с целью выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем развития и обучения; психолого - педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), учителям и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов; развитие психолого педагогической и образовательного медико процесса; - социальной содействие компетентности укреплению всех участников взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально - психологического климата ОУ; профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, воспитанников, их родителей и педагогов. III. Организация деятельности по предоставлению условий для обучения с учетом психофизиологических особенностей и состояния здоровья учащихся, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи: 3.1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). 3.2. Служба осуществляет психолого-педагогической, психолого-педагогическое медицинской сопровождение и социальной реализации помощи основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности психолого педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. 3.3. Служба психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет функции психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций. 3.4. Психолого-педагогическая помощь службы психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций службы. Служба психологопедагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей. IV. Основные направления деятельности 4.1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: психосоциальную диагностику - проведение исследований социально-психологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; -выявление потенциальной и реальной групп социального риска; - психо - коррекционная работа - совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, работников по разработке психо - коррекционных программ воспитания; медицинских - организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди учащихся, родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностейучастников образовательного процесса; социально-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта; - социально-педагогическое и психологическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого - педагогическим и социально медицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; - помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; - исследование социума образовательного учреждения и микрорайона с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия; социально-педагогическая и психологическая профилактика возможного неблагополучного поведения в детско -подростковой среде в условиях образовательного процесса, предупреждение явлений дезадаптации - обучающихся, фактов асоциального поведения; - разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни; - организационно - методическая деятельность - проведение организационно методической и научно - методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований). Участие в методических объединениях, семинарахпрактикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации. Участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья. Организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками. Формирование банка данных достижении отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико социальному сопровождению, выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье.