Музей в лицах
29.09.2020
Музей в лицах (видео)
Бобоходжаев И.Я.Пионерам 5 класса.pdf
НАЧАЛО БИОГРАФИИ
Возвышенные идеи тем и ценны в воспитательном отношении, что благодаря им создается единство коллективного и индивидуального, общественного и личного. Это единство — важнейшее условия нравственного воспитания вообще.
В.А. Сухомлинский.
В 1982 году на один из Уроков Мужества в 4 е класс пришел председатель Совета Ветеранов Василий Филиппович Шишов и рассказал о героях 70-й боевой армии. По инициативе директора нашей школы Файермана С.Я. началась активная работа по сбору материалов для будущего музея.
С 1982 года шла большая подготовительная работа: 22 поисковых отряда вели переписку с ветеранами, собирали и оформляли; доставляли с почты десятки экспонатов. Ветераны войны отдавали школе то, что хранили около сорока лет, верили, что все это будет сохранено и увековечено. Этим движением руководили педагоги нашей школы Собольникова Л.Г., Власова Л.И. Активными поисковиками являлись многие учащиеся школы. Огромный вклад в создание музея внесли Полуяктов Сергей, Носков Андрей, Попов Алексей, Вахромеев Дмитрий, Дородная Надежда, Лиханова Наталья, Давыдова Марина.
15 марта 1985 года в школе № 63 Верх-Исетского района состоялась торжественная встреча ветеранов 70-й Армии (около 300) человек, приехавших со всех уголков СССР на открытие музея Боевой славы.
14 января 1986 г. по решению Городского Исполнительного комитета школе №63 присвоено наименование «Школа имени 70-й Армии
Как и у человека, у музея боевой славы 70-й армии в общеобразовательной средней школе № 63 города Екатеринбурга есть своя интересная биография. И началась она с уроков мужества, которые стали практиковаться в учебных заведениях особенно в канун широко отмеченного в стране 40-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.
В классы приходили ветераны, убеленные сединами, с полной выкладкой боевых наград. С воодушевлением рассказывали о боевом пути своих армий и дивизий, о друзьях-товарищах, многие из которых сложили головы на полях сражений. Были такие встречи и в школе № 63.
Среди многочисленных выступающих оказался однажды председатель Совета ветеранов 70-й армии В.Ф. Шишов.
- Сформированная на Урале из пограничных и внутренних войск НКВД, армия готовилась к участию в разгроме орловской группировки фашистских войск на курском направлении, — рассказывал Василий Филиппович. — Подвиги бойцов и командиров увековечены в десятках памятников и обелисков на боевом пути, в названиях улиц, площадей, школ многих городов и сел. Но нет такого памятника на Среднем Урале, в частности, в городе Екатеринбурге, хотя сформирована 70-я армия была именно здесь.
- А что можем сделать мы? — поинтересовались ребята,— Неплохо было бы наладить переписку с ветеранами армии, может быть, со временем и встречу организовать непосредственно в нашей школе.
Так были взращены зачатки создания школьного музея. Именно В.Ф. Шишов стал одним из его инициаторов и организатором военно-патриотической работы среди учащихся. Он дал ребятам имеющиеся у него адреса боевых товарищей, которые охотно откликнулись на письма без промедления созданных во многих классах поисковых групп. Таким образом, включились в активную работу 22 отряда.
Стали появляться первые экспонаты. Их в школу приносили и присылали участники боевых сражений вместе с фотографиями военных и послевоенных лет, вместе с воспоминаниями о боевом пути дивизий и полков 70-й армии, о друзьях-товарищах, о боях-пожарищах.
Охотно помогали ветераны собирать в фонд школьного музея документальные свидетельства военных лет, посылали треугольнички - письма, которые сохранились с тревожных времен в семьях фронтовиков. Кое-какие вещи, связанные с окопной жизнью присылали, которые, как реликвии хранились ветеранами Великой Отечественной дома с надеждой, что когда-нибудь понадобятся если не музеям, то будут востребованы на встречах с юными поколениями Отечества, безоблачное небо которых не ктонибудь, а именно они отстояли от вражеских посягательств.
«Дорогой Николай Иванович! — читаем одно из писем-обращений юных следопытов ветерану 70-й армии.— К вам обращаются ученики 7-г класса. В нашей школе открывается музей союзного значения о боевом пути 70-й армии. Просим поделиться с нами воспоминаниями о фронтовой жизни, о своих друзьях, о наиболее запомнившихся сражениях.
Если можно, пришлите для музея фотографии военных лет и послевоенной жизни, благодарности от командования, наградные листы, письма родных и знакомых Вам на фронт. Мы обещаем, что эти экспонаты будут бережно храниться в нашем музее.
Если переписываетесь с кем-нибудь из своих фронтовых друзей, пришлите нам их адреса, которые мы передадим в Совет ветеранов 70-й армии...»
- Такие послания в большинстве случаев не оставались безответными,— вспоминал один из основателей музея бывший в те годы директором школы С.Я. Фаерман,— Ветераны охотно откликались, если были живы и хотя бы относительно здоровы. Писали хорошие письма, давали новые адреса, делились воспоминаниями о боевом пути армейских подразделений, о заслугах личного состава полков и дивизий.
- Потому что возвращение пусть в тревожную, но молодость всегда сладостно,— замечал В.Ф. Шишов,— Ветераны с замиранием в сердце снова вспоминали о днях, проведенных на фронте, об однополчанах. И, склоняясь над письмами свердловским школьникам, словно снова общались с боевыми товарищами, одни из которых сложили головы на дорогах войны, а других судьбы разбросали по России и ближнему зарубежью.
«Ваше письмо и сообщение об открытии музея о боевом пути 70-й армии получил 6 февраля, был безгранично рад,— написал полковник в отставке И.В. Деветаев,— Спасибо за ваше внимание к подвигам нашего народа и Советской Армии, совершенным в годы Великой Отечественной войны.
Со времени формирования нашей армии и 153-го батальона связи прошло более 40 лет. Многое уже забыто, однако боевой путь армии и батальона, своих боевых товарищей, трудовые подвиги советских людей в годы Великой Отечественной войны останутся в памяти на всю жизнь.
Вашу просьбу постараюсь удовлетворить в силу моих возможностей лично сам и через своих товарищей-однополчан, адреса которых я вам направляю.
Прежде всего, вам необходимо обратиться в музей боевой славы ст. Поныри Курской области. Этот музей располагает многими боевыми данными о подвигах 70-й армии на Курской дуге. Там же имеются данные о боевых действиях 153-го армейского батальона связи, ветераны которого встречались в этом музее в 1954 году. Высылаю статью «Волнующая встреча», опубликованную в местной газете.
В Москве по адресу: ул. Смоленская, 6—35 проживает Танан Петр Дмитриевич, бывший начальник штаба 153-го батальона связи, у которого сохранился список личного состава и его потери, боевой путь батальона, начиная с поры его формирования в городе Алма-Ата.
В селе Красный Кут Лозовского района Харьковской области проживает комсорг батальона связи Николай Константинович Волобуев, который охотно сообщит о подвигах комсомольцев батальона в годы Великой Отечественной войны.
Что касается лично меня, то служил я в батальоне связи с начала его формирования и до самого окончания войны. Начинал службу командиром взвода в звании лейтенанта и окончил войну командиром роты связи в звании капитана.
После победы над фашистской Германией в звании майора закончил Военную академию связи. Служил в разных военных округах и группах на различных должностях, принимал участие в событиях на Кубе и в Египте.
Уволился с должности начальника войск связи в звании полковника в 1974 году. Работал на различных должностях, а сейчас занимаюсь военно-патриотической работой. Имею награды: ордена Великой Отечественной войны I и II степени, три ордена Красной Звезды, 12 медалей, 22 благодарности Верховного Главнокомандующего...
Высылаю некоторые фотографии и адреса товарищей...»
Здесь не случайно приведено все письмо ветерана. Каждой строчкой оно повествует о судьбе человека, прошедшего через горнило войны. И это представляет огромный интерес для школьников, ранее знавших о Великой Отечественной в основном лишь понаслышке — прежде всего из откровений литературных произведений и по художественным фильмам, по рассказам дедов и на уроках мужества от фронтовиков, которые много-много лет назад сняли просоленные потом солдатские и командирские гимнастерки.
Такие письма следопытские группы не просто собирали и складывали в толстеющие папки до лучших времен. Они читались и перечитывались на внеклассных занятиях и уроках, потому что каждое открывало что-то новое и неповторимое, наполняло сознание детей и подростков острым желанием продолжать поисковую работу.
— Читая такие послания, ребята словно сами проходили по дорогам войны,— рассказывала учительница Г.Н. Роганова, — Не по книгам узнавали об окопной жизни, а из первых рук очевидцев. И тем дороже, тем священней для них были неровные строчки воспоминаний ветеранов, переживших в тревожной молодости фронтовые невзгоды.
«Дорогие дети! — отвечая на запрос юных следопытов школы, писал, например, ветеран 70-й армии К.М. Короля.— Получил ваше письмо, большое за него спасибо. Когда начал читать о том, что вас интересует, то пришел к выводу: никто вами не будет забыт, ничто не будет забыто.
Наша армия формировалась в Свердловске и направлена была на Центральный фронт, которым командовал генерал армии Константин Константинович Рокоссовский. В бой вступили 5 марта 1943 года на Курской дуге.
Я был связистом при 153 отдельном батальоне связи, который входил в состав 70-й армии. И 20 июля 1943 года получил первую награду — медаль «За отвагу» за восстановление связи во время решающего боя и одержанную победу над хвалеными немецкими армадами.
Первая награда всегда незабываема... Вскоре был награжден еще двумя, а всего за время войны получил 10 орденов и медалей.
Посылаю фотографию, на которой изображен со своими боевыми друзьями — это уже в Германии после победы. Я в то время был старшиной роты...»
Боевой путь батальона связи, где служил К.М. Королл, в определенной степени можно проследить по благодарностям Верховного Главнокомандующего, которыми было отмечено проявленное фронтовиком мужество:
- за прорыв обороны немцев под городом Ковель, 20 июля 1944 года;
- за овладение городом Брест, 28 июля 1944 года;
- за освобождение Варшавы, 17 января 1945 года;
- за овладение городом-крепостью Торунь, 1 февраля 1945 года;
- за овладение городами Конитц и Тухань, 13 февраля 1945 года;
- за овладение городами Шлохау, Штегере, Хамерш- тайн, Бальденбург, Бубдик, 27 февраля 1945 года;
- за овладение городами Нойшеттин и Прехлау, 28 февраля 1945 года;
- за овладение городами Румольбург и Поляков, 3 марта 1945 года;
- за овладение городами Бютов и Берент, 8 марта 1945 года;
- за овладение городом Гдыня, 28 марта 1945 года; •
- за форсирование рек Восточный и Западный Одер, прорыв сильно укрепленной обороны немцев на Западном берегу Одер, за овладение крупным морским портом Штенин, 28 апреля 1945 года;
- за овладение городами Штральзунд, Гриммен, Дем- мин, Мелькап, Варин, Везенберг, 1 мая 1945 года;
- за овладение городами Росток, Вернебюнде — крупными портами на Балтийском море, за овладение городами Рыбниц, Мартов, Тетеров и Лиров, 2 мая 1945 года;
- за овладение городами Барт, Бад, Тоберан, Нойбу- ков, Варен, Виттенберге, за воссоединение с союзниками — английскими войсками на линии Висмар, Виттенберге, 3 мая 1945 года...»
«До свидания, дети, — пишет К.М. Корол, заканчивая свое письмо свердловским школьникам, — Благодарность вам и всем вашим учителям, директору вашей школы. Желаю крепкого здоровья и хороших успехов по всем предметам школьной программы...»
Познакомившись с таким посланием, а похожих на него еще до открытия музея было получено более трехсот, очень даже не сложно проследить боевой путь батальонов. Достаточно взять в руки карту с обозначениями городов Советского Союза, Польши и Германии.
И другие письма, которые в большом количестве получали члены поисковых групп, созданных практически во всех классах с четвертого по седьмой, рассказывали заинтересованным ребятам о многом, знакомили с захватывающими эпизодами фронтовой жизни, с судьбами тех бойцов и командиров, кто выжил в той войне и продолжал совершать уже трудовые подвиги.
Целесообразно отметить, что учащихся подогревал энтузиазм. Поисковая работа просто захватывала, вызывала в какой-то мере соревновательный интерес. Действительно, авторы одних писем-обращений к ветеранам получали пространные вести, а некоторые — и фотографии, пожелтевшие от времени, старые письма-треугольнички, представляющие собой готовые экспонаты создаваемого музея. Тем более послания от фронтовиков, адресованные родным и знакомым, вызывали у ребят и учителей, можно сказать, трепетный интерес. Уже чуть обветшавшие листки писем, свернутых треугольничком, помечены «Проверено военной цензурой».
Письма эти дома ждали с надеждой, а получив, еще не раскрывая, были уверены, что фронтовик жив и здоров. Может быть, поэтому бойцы и командиры, прежде чем поведать о своем житье и делах служебных, перечисляли в приветах множество имен дорогих им людей, оставшихся за границами военных действий.
«Здравствуйте, мои родные! — писал рядовой Е.П. Логинов в деревню Госького Гостьковского района, что невдалеке от станции Егоршино, своей матери Марии Сергеевне, — Шлю я вам свой горячий привет и желаю всего хорошего в вашей гражданской жизни. Здравствуй, дорогая мама, шлю я тебе свой красноармейский привет и желаю всего хорошего в вашей жизни, и желаю быть здоровой и не беспокоиться обо мне. Еще шлю горячий привет зятю Василию М. и желаю всего хорошего. И еще шлю свой братский привет сестре Нюре и желаю всего хорошего. И еще шлю горячий привет Юлии и желаю быть здоровой. И еще шлю горячий поцелуй крестнице Галине Е. и желаю быть поскорее здоровой. И еще шлю привет Нелине и горячий привет сношке Устинии П. и желаю быть здоровой, переживать все трудности, какие есть у вас во время зимы. Наверное, насчет дров неважно, зима холодная...»
— Не случайно красноармеец в начале своего письма перечислял и приветствовал родственников и близких знакомых, желая им здоровья, — пришли к выводу юные следопыты. — Трудное военное время накладывало свой отпечаток на взаимоотношения людей, переосмысливались общечеловеческие ценности. Ведь всякое письмо могло быть последним.
- Солдатские письма почти все начинались таким образом, — рассказывают участники поисковых групп, среди которых первыми активистами с 1982 года можно назвать Надю Дородную, Сергея Полуяктова, Наташу Лиханову, Олесю Рубцову, Андрея Носова, Андрея Морина, Диму Вахромеева, Юру Ягубова, Сережу Рыженко, Надю Пе- ревозчикову и других.
- Почему, — сосредоточенно пытались разобраться наиболее дотошные ребята.
- Потому что это исконно русское — прежде всего проявлять заботу о родных и знакомых, желание никого не пропустить в своих перечислениях. Чтобы знали: о них всегда помнит, их любит и поэтому проявляет вполне понятное беспокойство.
- А о том, как сами живут, как воюют?
- Об этом уже потом. Потому что забота о дорогих им людях — это святое.
Надо было видеть, как дети и подростки разворачивали стародавние послания фронтовиков, с каким трепетом принимались за чтение потускневших от времени строк, часто карандашных. Притихшие сидели, сосредоточенные. Действительно, ведь эти послания — из прошлого более полувековой давности, от людей, которые, может быть, так и не вернулись с войны.
Получение таких писем, помеченных штампом «Проверено военной цензурой» не просто приводило в восторг юных следопытов. Они воодушевляли мальчишек и девчонок на новые дерзания в поисковой работе.
Важно было еще и другое,— ребята поверили, что начатое ими дело очень серьезное и нужное, оно не заглохнет в зачатии, музею рано или поздно быть. Да и адресаты уверяли в нужности их воспоминаний, фотографий, писем, которые обязательно обретут себе место среди экспонатов.
«Я нахожусь в следующем положении, — писал далее красноармеец Е.П. Логинов. — Учеба закончилась, мы уже приняли присягу и переведены в кадры. Нас всех молодых измешали со старичками, которые потом будут нести охранную службу в Магнитогорске. А нас отчислили вскоре в особый оперативный батальон. Я зачислен во взвод связи на машину, и уже все сдали и ожидаем приказа. Очевидно, еще с недельку поживем, но не дольше. Все же придется кое-что повидать и, может, пережить трудности...
Пока остаюсь, жив и здоров, настроение хорошее, и прошу вас не беспокоиться, особенно мама.
Передайте всем по привету. Может, еще поживем. Точно не знаем, может, завтра, может и позже, но все же обязательно уедем. Наш полк уже на фронте и мы формируемся...»
Письмо это интересно не только тем, что поступило одним из первых в фонд школьного музея. Были еще такие письма, помеченные фронтовыми датами и отметками военного цензора, в которых рассказывали карсноармей- цы-фронтовики о героизме боевых товарищей на полях сражений, проявляли заботы о родных, терпящих лишения в тылу. Важность письма рядового Е.П. Логинова заключалась еще и в том, что было написано в период, предшествующий формированию армии, то есть в истоках ее биографии, которая впоследствии обрастет фактами и документами, свидетельствующими о славе и доблести, о героизме бойцов и командиров, о мужестве, проявленном ими на полях боевых действий...
Между тем время, назначенное для торжественного открытия школьного музея боевой славы 70-й армии приближалось. Были разосланы приглашения ветеранам и другим официальным лицам, подготовлены экспонаты в экспозициях,— разложены по уготовленным для них местам и наделены соответствующими пояснениями.