Экспонаты музея
31.05.2022
Для нашего общества настоятельно необходима не простая номенклатура нравственных норм, а стройная и практически реализуемая цельная, нравственная система, выраженная, с одной стороны, в серьезнейших философских разработках и, с другой стороны, в системе общественных этических традиций.
А. С. Макаренко.
ПАМЯТИ ВЕРНЫ
Уже более полувека прошло с тех пор, как отгремела канонада Великой Отечественной войны. Но годы не в силах стереть в памяти человечества подвиги воинов-освободителей, спасших народы Европы от фашистского закабаления, принесенные жертвы во имя великой Победы. Бережно хранятся в сердцах людей, в их делах реликвии минувших сражений, которые так необходимы для будущих поколений.
Все меньше среди нас живых свидетелей той войны, все реже звучат их голоса на встречах, которые прежде проходили, особенно в молодежной среде, довольно часто ГНо тем торжественней и мудрее звучат словаЯТвГБе- линского в песне «Не стареют душой ветераны», написанной в соавторстве с композитором С. Туликовым:
Помним грохот огня, помним дальние страны, Каждый год, каждый день, опаленный войной. Не стареют душой. Не стареют душой ветераны, Ветераны второй мировой.
Пусть заноют порой наши старые раны, Мы к победе, друзья, шли дорогой крутой. Не стареют душой. Не стареют душой ветераны, Ветераны второй мировой...
«Чем меньше остается живых свидетелей прошедшей войны,— читаем в пособии героико-патриотическому воспитанию «Боевой путь 70-й армии»,— тем большее значение приобретает всенародная память о военных сражениях, о победах над злейшим врагом. Она учит, убеждает, внушает веру и призывает к борьбе за светлое будущее. Из памяти народной мы черпаем силу для новых свершений. Она вдохновляет нас на труд и на подвиги»[1].
Несмотря на трудности, нагнетенные перестроечными годами, народы России и ближнего зарубежья чтят память тех, кто не вернулся с полей сражений Великой Отечественной войны, с уважением относятся к живым ветеранам, прошедшим по ратным дорогам и ценою собственной крови отвоевавшим наше светлое будущее.
Совершенно не случайно создаются в наши дни музеи боевой славы в. отдельно взятых учебных заведениях,— школьники должны воспитываться в духе патриотизма, гордости за свой народ, за Отчизну, которая, несмотря на неимоверные трудности, выжила в годы тяжелейших испытаний.
«От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины,— писал в свое время В.А. Сухомлинский. «Я добивался того, чтобы сердце ребенка учащенно забилось при мысли, что на этом вот холмике, где мы сегодня трудимся, пролил свою кровь герой. Чувства утверждают убеждение: труд на родной земле на благо Родины — это великое счастье, за которое люди шли на смертный бой. В сокровенных уголках детского сердца пробуждается голос совести: ты идешь под ясным солнцем, смотришь на голубое небо только потому, что под тополями и березами, под дубами и яблонями лежат те, кто сохранил для тебя свет и жизнь»[2].
В трепетном ожидании чего-то невероятного переступают порог музея боевой славы 70-й армии как собственные учащиеся общеобразовательной средней школы № 63 столицы Среднего Урала, так и экскурсанты — гости не только из Екатеринбурга и Свердловской области. Часто бывают здесь представители других регионов России, дальнего и ближнего зарубежья. Чтобы познакомиться с экспонатами — хранителями памяти о мужестве и героизме бойцов и командиров 70-й армии в годы Великой Отечественной войны, на подвигах которых воспитываются поколения творцов новой эпохи — эпохи возрождения.
Из частей пограничных и внутренних войск НКВД СССР были сформированы стрелковые дивизии особого назначения, из пунктов комплектования в Хабаровске, Чите, Новосибирске, Ташкенте передислоцированы на территорию Уральского военного округа...
Посетителей выставочного комплекса встречает планшет со стихами замечательного поэта-фронтовика Константина Симонова:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.
Она такой вдавила след И столько наземь положила, Что двадцать лет,
и тридцать лет Живым не верится, что живы...1
Нет, не ради авторитарного престижа в общеобразовательной средней школе был создан музей боевой славы. В нем дети и подростки учатся ценить достояния, завоеванные отцами и дедами, чувствовать ответственность за судьбу страны, которая совсем скоро будет вверена в их руки.
- Нам это надо, — говорят школьники. И с энтузиазмом занимаются поисковой работой: переписываются с ветеранами, учатся работать с собранными экспонатами, составляют интересные экспозиции, изучают и рассказывают гостям музея о судьбах реликвий Великой Отечественной войны.
- Нам это интересно,— с горячностью убеждают каждого, кто вздумает усомниться, что детям и подросткам действительно просто необходимо проявлять заботу о том, чтобы на долгие годы сохранить память о беспримерном мужестве и героизме, проявленных их дедами на полях сражений, и о жертвах, принесенных во имя одной на всех Победы.