Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи
31.01.2022
1. Общие положения
Целью настоящих Методических рекомендаций является
определение порядка использования устройств мобильной связи в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее -
образовательные организации, общеобразовательные программы) с целью
профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности
образовательного процесса.
2. Международный опыт регламентации требований к режиму
использования устройств мобильной связи в образовательных организациях
Анализ международного опыта показал, что
ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные
накопленное время их использования являются факторами, ведущими к нарушениям
психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной
раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной
работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна 1.
Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от
использования электронных средств массовой информации вызывает у детей
состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.
Исследования, представленные в работах российских ученых,
выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в
образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не
использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде
ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции,
нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.
Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной
зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем
больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными
тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения
учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности.
Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом
многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений
неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с
одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к
ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.
Для оценки роли использования смартфонов в учебной
деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало,
что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает
успешность сдачи тестов на 6,4%.
В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии,
Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны
рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том
числе в образовательных учреждениях.
Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды
мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы 2.
В Бельгии 3
и Великобритании 4
вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе
индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не
установлено.
С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в
школах провинции Онтарио (Канада) 5
и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия) 6.
Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в
Малайзии и Нигерии, с 2013 года - в Уганде 7.
Документ в прикрепленном файле.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.01.2022
Дата обновления: 31.01.2022
Дата публикации: 31.01.2022