РП_Основы программирования (ООО)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы программирования»
(основное общее образование)

Составители:
методическое объединение учителей
математики и информатики
(руководитель – Симбирева М.Н., 1КК)

Екатеринбург, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в
Российской Федерации"
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказами Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» и от
31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
 курсом Д.П. Кириенко «Основы языка программирования Python», М.:, Бином, 2014 г.,
Примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования,
Данная программа курса по предмету «Основы языка программирования Python: легко
и просто» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем
обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС),
который включает в себя источники:
• компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных
средств, размещённый на сайте: http://kpolyakov.spb.ru/
•

электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений
задач по программированию:
http://informatics.mccme.ru/course/

•

материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ОГЭ,
размещённые на сайте материалы, размещенные на
сайте
http://kpolyakov.spb.ru/

•

методическое пособие для учителя;

•

комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее
ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР
(http://www.fcior.edu.ru);

•

сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте
издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/;

•

Дистанционная подготовка. Курс «Основы языка программирования Python: легко и
просто» на Python «Д.П. Кириенко. «Основы языка программирования Python: легко
и
просто»
на
языке
Python
(школа
179
г.
Москва)»
(http://informatics.msk.ru/course/view.php?id=156)
Программа предназначена для изучения программирования в 8-9 классах средней
школы на базовом уровне.

Цель: формирование интереса обучающихся к изучению профессии, связанной с «Основы языка
программирования Python: легко и просто» м через освоение языка Python.
Задачи:
- сформировать у обучающихся алгоритмическую культуру;
- обучить структурному программированию как методу, предусматривающему создание
понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями
которых является: модульность, использование унифицированных структур следования,

-

выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное
использование глобальных переменных;
выработать навыки алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте; освоение
всевозможных методов решения задач;
развивать алгоритмическое мышление учащихся;
формировать навыки грамотной разработки программ.

Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний,
умений и навыков в области программирования.
Данный курс является одним из вариантов развития курса программирования, который
изучается в основной школе (7–9 классы).
Источники содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к
школьному курсу программирования, и в этом смысле являются цельными и достаточными
для подготовки по информатике в основной школе, независимо от уровня подготовки
учащихся. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных
разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к
сдаче ОГЭ по информатике. В ходе обучения будет рассмотрено максимальное количество
типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ОГЭ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА
Программа по предмету «Основы языка программирования Python: легко и просто»
предназначена для изучения всех основных разделов курса программирования на базовом
уровне.
Для изучения программирования используется язык Python 3+, на сайте поддержки
учебника размещены все материалы, необходимые для преподавания на данном языке. В
тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю
организовать обучение в разно уровневых группах. Присутствующие в конце каждого
параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на
понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания)
инициируют
коллективные
обсуждения
материала,
дискуссии,
проявление
самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей программы является комплект Федеральных цифровых
информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя:
демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для
практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели,
тренажёры и пр.

МЕСТО ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МАОУ СО с углубленным изученным отдельных предметов
№ 63 на курс отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и техники;
2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем.
Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира;
3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их
простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и
декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики;
умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о
тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и
основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и
функционирования интернет приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире;
знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм
информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности,
способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы
в Интернете;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей,
проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера,
интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов;
умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и
моделируемого объекта
(процесса);
10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных;
умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными
сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов;
12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки
числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
13) владение
стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения
стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и
отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ
по выбранной специализации;
14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору),
представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать
основные управляющие конструкции;
15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных
конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием
таблиц;
16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными
навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Алгоритмизация и «Основы языка программирования Python: легко и просто»
Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов. Оптимальные
линейные программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами.
Операции с переменными.
Арифметические выражения и операции
Введение в язык Python. Простейшая программа. Переменные. Типы данных.
Вычисления. Деление нацело и остаток. Вещественные значения. Стандартные
функции. Случайные числа.
Условия и циклы
Ветвления. Условный оператор. Сложные условия.
Циклические алгоритмы FOR. Цикл с условием WHILE. Циклы с постусловием.
Циклы по переменной. Вложенные циклы.
Использование логики True, False, флагов.
Функции
Понятие функции. Функции с параметрами.
Символьные переменные и строки. Операции со строками. Поиск.
Преобразование «строка-число». Алгоритм Евклида.
Массивы
Понятие массива. Одномерные массивы. Обработка массива.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Всего часов

Алгоритмизация и «Основы языка программирования Python: легко и просто»
1.
2.

Алгоритмизация
Арифметические выражения и операции

4
4

3.

Условия и циклы

9

4.

Функции

5

5.

Массивы

9

6.

Обработка потока данных
Итого:
Резерв и др.

1
32
2

Итого по всем разделам:

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Используемые сокращения:
СР – самостоятельная работа,
ПР – практическая работа,
ЗП – защита проекта.
Номер Тема урока
урока

Деятельность на уроке (номер,
название)

Кол-во
часов

1.

Блок-схемы алгоритмов.

1

2.

Введение в язык Python

1

3.

Ввод и вывод информации

ПР N1. Организация ввода-вывода
данных.

1

4.

Линейные алгоритмы

СР. Запись блок-схем алгоритмов в
конструкции языка Python

1

5.

Вычислительные задачи

ПР N2. Решение вычислительных
задач.

1

6.

Математические функции

СР. Решение вычислительных задач.

1

7.

Вычислительные задачи на
математические функции

СР. Решение вычислительных задач.

1

8.

Случайные и псевдослучайные
числа

ПР N3. Решение задач со случайными 1
величинами.

9.

Циклические алгоритмы FOR

ПР N4. Решение задач с циклами.

1

10.

Циклические алгоритмы FOR

СР. Решение задач с циклами.

1

11.

Циклические алгоритмы FOR

СР. Решение задач с циклами

1

Циклические алгоритмы WHILE

ПР N5. Решение задач с циклами.

1

13.

Циклические алгоритмы WHILE

СР. Решение задач с циклами.

1

14

Циклические алгоритмы WHILE

СР. Решение задач с циклами.

1

12.

15.

Использование логики True, False, ПР N5. Решение задач с условиями.
флагов

1

16.

Использование логики True, False, СР. Решение задач с условиями.
флагов

1

17.

Использование логики True, False, СР. Решение задач с условиями.
флагов

1

18.

Функции с параметрами

1

19.

Символьные строки

ПР N6. Решение задач.

1

20.

Операции со строками. Поиск.

СР. Решение задач.

1

21.

Преобразования «строка-число»

СР. Решение задач.

1

22.

Алгоритм Евклида.

ПР N7. Решение задач на алгоритм
Евклида.

1

23.

Понятие массива

24

Одномерные массивы

СР. Выбор темы проекта, подбор
материала и задач

1

25

Одномерные массивы

СР. Выбор темы проекта, подбор
материала и задач

1

26.

Одномерные массивы

СР. Выбор темы проекта, подбор
материала и задач

1

27.

Работа над проектом

СР. Проектная деятельность.

1

28

Работа над проектом

СР. Проектная деятельность.

1

29

Работа над проектом

СР. Проектная деятельность.

1

30

Работа над проектом

СР. Проектная деятельность.

1

31

Защита проекта «Основы языка
Python»

ЗП N1. «Основы языка Python»

1

32

Защита проекта «Основы языка
Python»

ЗП N1. «Основы языка Python»

1

33

Защита проекта «Основы языка
Python»

ЗП N1. «Основы языка Python»

1

ПР N8. Решение задач на массивы.

1

Защита проекта «Основы языка
ЗП N1. «Основы языка Python»
1
Python»
В ходе программы будут реализованы проекты: «Построение игры с помощью
языка программирования Python».

34

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к курсу «Основы
языка программирования Python: легко и просто» в соответствии с ФГОС среднего (полного)
общего образования. В состав УМК, кроме учебников для 8 и 9 классов, также входят:
•

данная программа по программированию; • компьютерный практикум в электронном
виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте:
http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm

•

материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ОГЭ,
размещённые на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm; • методическое пособие для
учителя;

•

комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее
ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР
(http://www.fcior.edu.ru);

•

сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.

Практикум для учащихся, представляемый в электронном виде, позволяет расширить
используемый теоретический, задачный и проектный материал.
Для подготовки к итоговой аттестации по информатике предлагается использовать
материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm.
Для реализации учебного курса «Основы языка программирования Python: легко и
просто» необходимо наличие компьютерного класса в соответствующей комплектации:
Требования к программному обеспечению компьютеров
На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики, должна быть
установлена операционная система Windows или Linux, а также необходимое программное
обеспечение:
•

текстовый редактор (Блокнот или Gedit) и текстовый процессор (MS Word или
OpenOffice Writer);

•

табличный процессор (MS Excel или OpenOffice Calc);

•

средства для работы с базами данных (MS Access или OpenOffice Base);
программирования Python 3+, интегрированная среда разработки.

• среда


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».