МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы программирования»
(основное общее образование)
Составители:
методическое объединение учителей
математики и информатики
(руководитель – Симбирева М.Н., 1КК)
Екатеринбург, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в
Российской Федерации"
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказами Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» и от
31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
курсом Д.П. Кириенко «Основы языка программирования Python», М.:, Бином, 2014 г.,
Примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования,
Данная программа курса по предмету «Основы языка программирования Python: легко
и просто» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем
обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС),
который включает в себя источники:
• компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных
средств, размещённый на сайте: http://kpolyakov.spb.ru/
•
электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений
задач по программированию:
http://informatics.mccme.ru/course/
•
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ОГЭ,
размещённые на сайте материалы, размещенные на
сайте
http://kpolyakov.spb.ru/
•
методическое пособие для учителя;
•
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее
ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР
(http://www.fcior.edu.ru);
•
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте
издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/;
•
Дистанционная подготовка. Курс «Основы языка программирования Python: легко и
просто» на Python «Д.П. Кириенко. «Основы языка программирования Python: легко
и
просто»
на
языке
Python
(школа
179
г.
Москва)»
(http://informatics.msk.ru/course/view.php?id=156)
Программа предназначена для изучения программирования в 8-9 классах средней
школы на базовом уровне.
Цель: формирование интереса обучающихся к изучению профессии, связанной с «Основы языка
программирования Python: легко и просто» м через освоение языка Python.
Задачи:
- сформировать у обучающихся алгоритмическую культуру;
- обучить структурному программированию как методу, предусматривающему создание
понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями
которых является: модульность, использование унифицированных структур следования,
-
выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное
использование глобальных переменных;
выработать навыки алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте; освоение
всевозможных методов решения задач;
развивать алгоритмическое мышление учащихся;
формировать навыки грамотной разработки программ.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний,
умений и навыков в области программирования.
Данный курс является одним из вариантов развития курса программирования, который
изучается в основной школе (7–9 классы).
Источники содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к
школьному курсу программирования, и в этом смысле являются цельными и достаточными
для подготовки по информатике в основной школе, независимо от уровня подготовки
учащихся. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных
разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к
сдаче ОГЭ по информатике. В ходе обучения будет рассмотрено максимальное количество
типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ОГЭ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА
Программа по предмету «Основы языка программирования Python: легко и просто»
предназначена для изучения всех основных разделов курса программирования на базовом
уровне.
Для изучения программирования используется язык Python 3+, на сайте поддержки
учебника размещены все материалы, необходимые для преподавания на данном языке. В
тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю
организовать обучение в разно уровневых группах. Присутствующие в конце каждого
параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на
понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания)
инициируют
коллективные
обсуждения
материала,
дискуссии,
проявление
самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей программы является комплект Федеральных цифровых
информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя:
демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для
практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели,
тренажёры и пр.
МЕСТО ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МАОУ СО с углубленным изученным отдельных предметов
№ 63 на курс отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и техники;
2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем.
Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира;
3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их
простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и
декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики;
умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о
тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и
основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и
функционирования интернет приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире;
знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм
информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности,
способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы
в Интернете;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей,
проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера,
интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов;
умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и
моделируемого объекта
(процесса);
10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных;
умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными
сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов;
12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки
числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
13) владение
стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения
стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и
отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ
по выбранной специализации;
14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору),
представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать
основные управляющие конструкции;
15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных
конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием
таблиц;
16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными
навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Алгоритмизация и «Основы языка программирования Python: легко и просто»
Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов. Оптимальные
линейные программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами.
Операции с переменными.
Арифметические выражения и операции
Введение в язык Python. Простейшая программа. Переменные. Типы данных.
Вычисления. Деление нацело и остаток. Вещественные значения. Стандартные
функции. Случайные числа.
Условия и циклы
Ветвления. Условный оператор. Сложные условия.
Циклические алгоритмы FOR. Цикл с условием WHILE. Циклы с постусловием.
Циклы по переменной. Вложенные циклы.
Использование логики True, False, флагов.
Функции
Понятие функции. Функции с параметрами.
Символьные переменные и строки. Операции со строками. Поиск.
Преобразование «строка-число». Алгоритм Евклида.
Массивы
Понятие массива. Одномерные массивы. Обработка массива.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Всего часов
Алгоритмизация и «Основы языка программирования Python: легко и просто»
1.
2.
Алгоритмизация
Арифметические выражения и операции
4
4
3.
Условия и циклы
9
4.
Функции
5
5.
Массивы
9
6.
Обработка потока данных
Итого:
Резерв и др.
1
32
2
Итого по всем разделам:
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Используемые сокращения:
СР – самостоятельная работа,
ПР – практическая работа,
ЗП – защита проекта.
Номер Тема урока
урока
Деятельность на уроке (номер,
название)
Кол-во
часов
1.
Блок-схемы алгоритмов.
1
2.
Введение в язык Python
1
3.
Ввод и вывод информации
ПР N1. Организация ввода-вывода
данных.
1
4.
Линейные алгоритмы
СР. Запись блок-схем алгоритмов в
конструкции языка Python
1
5.
Вычислительные задачи
ПР N2. Решение вычислительных
задач.
1
6.
Математические функции
СР. Решение вычислительных задач.
1
7.
Вычислительные задачи на
математические функции
СР. Решение вычислительных задач.
1
8.
Случайные и псевдослучайные
числа
ПР N3. Решение задач со случайными 1
величинами.
9.
Циклические алгоритмы FOR
ПР N4. Решение задач с циклами.
1
10.
Циклические алгоритмы FOR
СР. Решение задач с циклами.
1
11.
Циклические алгоритмы FOR
СР. Решение задач с циклами
1
Циклические алгоритмы WHILE
ПР N5. Решение задач с циклами.
1
13.
Циклические алгоритмы WHILE
СР. Решение задач с циклами.
1
14
Циклические алгоритмы WHILE
СР. Решение задач с циклами.
1
12.
15.
Использование логики True, False, ПР N5. Решение задач с условиями.
флагов
1
16.
Использование логики True, False, СР. Решение задач с условиями.
флагов
1
17.
Использование логики True, False, СР. Решение задач с условиями.
флагов
1
18.
Функции с параметрами
1
19.
Символьные строки
ПР N6. Решение задач.
1
20.
Операции со строками. Поиск.
СР. Решение задач.
1
21.
Преобразования «строка-число»
СР. Решение задач.
1
22.
Алгоритм Евклида.
ПР N7. Решение задач на алгоритм
Евклида.
1
23.
Понятие массива
24
Одномерные массивы
СР. Выбор темы проекта, подбор
материала и задач
1
25
Одномерные массивы
СР. Выбор темы проекта, подбор
материала и задач
1
26.
Одномерные массивы
СР. Выбор темы проекта, подбор
материала и задач
1
27.
Работа над проектом
СР. Проектная деятельность.
1
28
Работа над проектом
СР. Проектная деятельность.
1
29
Работа над проектом
СР. Проектная деятельность.
1
30
Работа над проектом
СР. Проектная деятельность.
1
31
Защита проекта «Основы языка
Python»
ЗП N1. «Основы языка Python»
1
32
Защита проекта «Основы языка
Python»
ЗП N1. «Основы языка Python»
1
33
Защита проекта «Основы языка
Python»
ЗП N1. «Основы языка Python»
1
ПР N8. Решение задач на массивы.
1
Защита проекта «Основы языка
ЗП N1. «Основы языка Python»
1
Python»
В ходе программы будут реализованы проекты: «Построение игры с помощью
языка программирования Python».
34
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к курсу «Основы
языка программирования Python: легко и просто» в соответствии с ФГОС среднего (полного)
общего образования. В состав УМК, кроме учебников для 8 и 9 классов, также входят:
•
данная программа по программированию; • компьютерный практикум в электронном
виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте:
http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
•
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ОГЭ,
размещённые на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm; • методическое пособие для
учителя;
•
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее
ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР
(http://www.fcior.edu.ru);
•
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Практикум для учащихся, представляемый в электронном виде, позволяет расширить
используемый теоретический, задачный и проектный материал.
Для подготовки к итоговой аттестации по информатике предлагается использовать
материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm.
Для реализации учебного курса «Основы языка программирования Python: легко и
просто» необходимо наличие компьютерного класса в соответствующей комплектации:
Требования к программному обеспечению компьютеров
На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики, должна быть
установлена операционная система Windows или Linux, а также необходимое программное
обеспечение:
•
текстовый редактор (Блокнот или Gedit) и текстовый процессор (MS Word или
OpenOffice Writer);
•
табличный процессор (MS Excel или OpenOffice Calc);
•
средства для работы с базами данных (MS Access или OpenOffice Base);
программирования Python 3+, интегрированная среда разработки.
• среда