РП_Реальная математика 5-9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Реальная математика»
(основное общее образование)

Составители:
методическое объединение учителей
математики и информатики
(руководитель – Симбирева М.Н., 1КК)

Екатеринбург, 2025

Программа специального курса по математике «Реальная математика»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования. Программа рассчитана
на четыре года (136 часов) и предназначена для учащихся 5-8 классов
общеобразовательной школы.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем
обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая
методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно
организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного
материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем
повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются
умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным
требованиям, предъявляемым к программам для учащихся 5-8 классов, обучающихся
в режиме ФГОС.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в
различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по
математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический
характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Наряду

с

решением

основной

задачи

решение

задач

практической

направленности предусматривает формирование у обучающихся устойчивого
интереса к математике в целом, выявление и развитие их математических
способностей.
Занятие по предмету «Реальная математика» проводятся один раз в неделю в
течении года, всего 34 часа в год, 136 часов за 4 года.
Год обучения

Кол-во часов в
неделю

Кол-во учебных
недель

Всего часов за
учебный год

5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс

1
1
1
1
1

34
34
34
34
34

34
34
34
34
34
136 часов за курс

Планируемые результаты освоения курса

1) в личностном направлении:
•

положительное отношение к урокам математики;

•

умение признавать собственные ошибки;

•

формирование

ценностных

ориентаций

(саморегуляция,

стимулирование,

достижение и др.);
•

формирование математической компетентности;

•

У учащихся будут сформированы внутренняя позиция, адекватная мотивация

учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на
моральные нормы и их выполнение.
2) в метапредметном направлении:
Регулятивные:
o отслеживать цель учебной деятельности;
o учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении учебного материала;
проверять результаты вычислений;
o адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки;
оценивать собственные успехи в учебной деятельности; планировать шаги по
устранению пробелов;
o учащиеся смогут овладеть всеми типами учебных действий, направленных на
организацию своей работы в ОУ и вне его, включая способность принимать и
сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы и их выполнение.
Познавательные:
o анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно,
что требуется найти);
o сопоставлять схемы и условия текстовых задач; устанавливать закономерности и
использовать их при выполнении заданий;
o осуществлять

синтез

числового

выражения,

условия

текстовой

задачи

(восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи); сравнивать и
классифицировать изображенные предметы и геометрические фигуры по заданным
критериям; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы,
диаграммы, графика; видеть аналогии и использовать их при освоении приемов
вычислений; конструировать фигуры из заданных частей; достраивать часть до

заданной фигуры; мысленно делить фигуру на части; сопоставлять информацию,
представленную в разных видах; выбирать задание из предложенных, основываясь на
своих интересах.
o Выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их
компоненты-тексты, использовать знаково-символьные средства, в том числе
овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических
действий и операций, включая общие приемы решения задач.
Коммуникативные:
o сотрудничать с товарищами при выполнении заданий: устанавливать и соблюдать
очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера,
корректно сообщать товарищу об ошибках;
o задавать вопросы с целью получения нужной информации;
o организовывать взаимопроверку выполненной работы;
o высказывать свое мнение при обсуждении задания;
o учащиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и
условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются
тексты заданий.
3) в предметном направлении:
•

выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы;

•

пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

•

составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач;

•

выполнять расчеты по формулам: осуществлять в выражениях и формулах

числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
•

выражать из формул одну переменную через остальные;

•

решать текстовые задачи различными методами, проводить отбор решений,

исходя из формулировки задачи;
•

выполнять анализ диаграмм, таблиц, графиков;

•

находить значения, заданные формулой, таблицей, графиком, диаграммой;
•

решать практические задачи по геометрии, выполнять чертежи к ним; решать
простейшие задачи по статистике и вероятности.

Содержание учебного предмета, курса
Название темы

1

Комбинаторика и

Класс
5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

4 часа

4 часа

3 часа

3 часа

статистика
2

Теория вероятности

-

4 часа

4 часа

3 часа

3

Задачи на движение

7 часов

4 часа

2 часа

3 часа

4

Задачи

4 часа

2 часа

2 часа

3 часа

6 часов

3 часа

2 часа

2 часа

-

2 часа

5 часов

4 часа

3 часа

3 часа

4 часа

6 часов

составление

3 часа

3 часа

5 часов

4 часа

клетчатой

2 часа

4 часа

4 часа

2 часа

3 часа

3 часа

1 час

2 часа

32 часа

32 часа

32 часа

32 часа

на

совместную

работу
5

Задачи на проценты

6

Задачи на смеси, сплавы,
растворы

7

Задачи,

уравнения,

неравенства с параметром
8

Задачи

на

уравнений
9

Геометрия

на

бумаге
10 Представление
информации
ИТОГО:
Всего 34 часов

1 час повторение, 1 час – итоговое
занятие

Тематическое планирование
Тематическое планирование по предмету «Реальная математика» 5 класс
№
п/п
1.

2-5

6-12

1316

1722

2325
26-

Кол-во
часов
Повторение
1
Комбинаторика
4
Простейшие комбинаторные задачи
1
Правило умножения и дерево
2
вариантов
Перестановки
1
Задачи на движение
7
Скорость, время, расстояние
1
Решение задач на движение тел в
1,5
противоположных направлениях
Решение задач на встречное
1,5
движение
Решение задач на движение в
1
одном направлении.
Решение задач на движение по
1
течению и против течения.
Практическая работа: составление
и обсуждение однотипных задач на
1
движение.
Задачи на совместную работу
4
Основные формулы и алгоритмы
1
решения задач на совместную
работу
Решение задач на совместную
2
работу
Практическая работа: составление
и обсуждение однотипных задач на
1
совместную работу.
Задачи на проценты
6
Задачи на нахождение процента от
3
числа.
Задачи на проценты. Нахождение
3
числа по заданному его проценту.
Практическая работа: составление
1
и обсуждение однотипных задач.
Задачи с параметром
3
Простейшие задачи с параметром
2
Решение простейших уравнений с
1
параметром
Задачи на составление уравнений
3
Тема

Дата проведения

Примечан
ие

28

2930

3133
34

Основные правила составления
уравнений к задаче
Решение задач на составление
уравнений
Геометрия на клетчатой бумаге
Решение задач простейших
наглядных задач
Решение наглядных задач из ВПР
Представление информации
Диаграммы
Графики
Табличное представление
информации
Итоговое занятие
ИТОГО

1
2
2
1
1
3
1
1
1
1
34 часа

Тематическое планирование по предмету «Реальная математика» 6 класс
№
п/п
1.

2-5

6-9

1013

1415

Кол-во
часов
Повторение
1
Комбинаторика
4
Простейшие комбинаторные задачи
1
Правило умножения и дерево
2
вариантов
Перестановки
1
Теория вероятности
4
Типы
событий:
Достоверные,
1
невозможные, случайные
Равновозможные события
1
Вероятность случайного события
1
Простейшие вероятностные задачи
1
Задачи на движение
4
Решение задач на движение тел в
1
противоположных направлениях
Решение задач на встречное
1
движение
Решение задач на движение в
1
одном направлении.
Решение задач на движение по
1
течению и против течения.
Задачи на совместную работу
2
Основные формулы и алгоритмы
1
решения задач на совместную
работу
Решение задач на совместную
1
работу
Тема

Дата проведения

Примечан
ие

1618

1920

2123

2426

2730

3133
34

Задачи на проценты
3
Задачи на нахождение процента от
1
числа.
Задачи на проценты. Нахождение
2
числа по заданному его проценту.
Задачи
на
смеси,
сплавы,
2
растворы
Решение задач на растворы и
1
процентное содержание воды
Решение задач на сплавы и смеси
1
Задачи с параметром
3
Простейшие задачи с параметром
2
Решение простейших уравнений с
1
параметром
Задачи на составление уравнений
3
Основные правила составления
1
уравнений к задаче
Решение задач на составление
2
уравнений
Геометрия на клетчатой бумаге
4
Решение задач простейших
2
наглядных задач
Решение наглядных задач из ВПР
2
Представление информации
3
Диаграммы
1
Графики
1
Табличное представление
1
информации
Итоговое занятие
1
ИТОГО
34 часа

Тематическое планирование по предмету «Реальная математика» 7 класс
№
п/п
1.

2-4

5-8

9-10

Тема
Повторение
Описательная статистика
Среднее значение . Медиана.
Наибольшее
и
наименьшее
значение Размах.
Отклонение и дисперсия.
Теория вероятности
Случайная изменчивость. Точность
измерений
Случайные события. Вероятности и
частоты
Задачи на движение

Кол-во
часов
1
3
1
1
1
4
2
2
2

Дата проведения

Примечан
ие

1112

1314

1519

2023

2428

2932
33
34

Решение задач на движение
1
Решение задач на движение по
1
течению и против течения.
Задачи на совместную работу
2
Основные формулы и алгоритмы
1
решения задач на совместную
работу
Решение задач на совместную
1
работу
Задачи на проценты
2
Задачи на нахождение процента от
1
числа.
Задачи на проценты. Нахождение
1
числа по заданному его проценту.
Задачи
на
смеси,
сплавы,
5
растворы
Решение задач на растворы и
3
процентное содержание воды
Решение задач на сплавы и смеси
2
Задачи с параметром
4
Алгоритмы и основные способы
1
решений задач с параметром
Линейные уравнения с параметром
2
Системы линейных уравнений с
1
параметром
Задачи на составление уравнений
5
Задачи на движение, решаемые с
1
помощью уравнений
Задачи на отношение, решаемые с
2
помощью уравнений
Задачи из ОГЭ, решаемые с
2
помощью уравнений
Геометрия на клетчатой бумаге
4
Решение задач простейших
2
наглядных задач
Решение наглядных задач из ВПР
2
Представление информации:
1
Диаграммы, графики, таблицы
Итоговое занятие
1
ИТОГО
34 часа

Тематическое планирование п предмет «Реальная математика» 8 класс
№
п/п
1.
2-4

Тема
Повторение
Комбинаторика

Кол-во
часов
1
3

Дата проведения

Примечан
ие

5-7

8-10

1113

1415

1619

2025

2629

Правило
умножения
и
перестановки
в
решении
вероятностных зада
Перестановки. Факториал.
Сочетания и их применение в
решении вероятностных задач
Теория вероятности
Противоположные
события.
Диаграммы Эйлера
Объединение
и
пересечение
событий
Формулы сложения и умножения
вероятностей
Задачи на движение
Задачи на движение
Решение задач на движение с
остановками
Задачи на движение по воде
Задачи на совместную работу
Вычисление неизвестного времени
работы
Путь как совместная работа
Задачи про бассейн
Задачи на проценты
Задачи на проценты, решаемые
арифметическим способом
Процентные задачи в жизненных
ситуациях
Задачи
на
смеси,
сплавы,
растворы
Решение
на
соединение
и
разбавление растворов
Решение задач на сплавы и смеси
Задачи на нахождение пропорций
смешиваемых растворов и сплавов
Задачи с параметром
Линейные уравнения и неравенства
с параметром
Квадратные уравнения и
неравенства
Использование графических
интерпретаций
Метод интервалов
Задачи на составление уравнений
Задачи на составление линейных
уравнений
Задачи на составление квадратных

1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
4
1
1
2
6
2
2
1
1
4
1
1

3031
3233
34

уравнений
Задачи на оставление дробнорациональных уравнений
Задачи из ОГЭ, решаемые с
помощью уравнений
Геометрия на клетчатой бумаге
Вычисление площадей на
клетчатой бумаге
Задачи из ОГЭ
Представление информации:
Диаграммы, графики, таблицы
Итоговое занятие
ИТОГО

1
1
2
1
1
2
1
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».