РП_Экономическое право (СОО)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Экономическое право» на уровне среднего общего
образования разработана на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в ФГОС СОО, в
соответствии
с
Концепцией
преподавания
учебного
предмета
«Обществознание», а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания.
Содержание учебного курса ориентируется на систему теоретических
знаний, традиционные ценности российского общества, представленные на
базовом уровне, и обеспечивает преемственность по отношению к
обществоведческому курсу уровня основного общего образования путём
углублённого изучения ряда социальных процессов и явлений. Наряду с этим
вводится ряд новых, более сложных компонентов содержания, включающих
знания, социальные навыки, нормы и принципы поведения людей в обществе,
правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни.
Целями изучения учебного курса «Экономическое право» углублённого
уровня являются: познание мира юриспруденции, усвоение сложных
правовых конструкций, норм поведения, формирование правовой культуры
личности; обеспечение достойного уровня знаний, умений в области базовых
дисциплин; развитие гуманитарных способностей школьников; знакомство
учащихся с актуальными проблемами правовой жизни людей в условиях
современной рыночной экономики.
На изучение курса «Экономическое право» 34 часа в 10 классе.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Правовое регулирование участия граждан и организаций в
экономической деятельности. Рыночная экономика как объект воздействия
права. Социально-экономические права граждан Российской Федерации.
Физические и юридические лица: понятие и виды. Понятие
предпринимательства.
Законодательство
Российской
Федерации,
регулирующие
предпринимательство.
Формы
предпринимательства.
Создание, организация и ликвидация коммерческих организаций.
Несостоятельность (банкротство) предпринимателей.

Правовое регулирование имущественных отношений. Понятие права
собственности. Субъекты права собственности. Виды собственности в
Российской Федерации. Основания приобретения и прекращения права
собственности. Понятие договора. Виды договоров. Способы обеспечения
исполнения
договоров.
Гражданско-правовая
ответственность
за
неисполнение договоров.
Правовое регулирование денежного обращения. Денежная система.
Понятие и виды ценных бумаг. Кредитные организации, банковская система и
банковская деятельность. Договор займа, кредита и банковского вклада.
Договор банковского счета. Современные платежные средства.
Правовое регулирование труда и социальной защиты. Занятость и
трудоустройство в Российской Федерации. Законодательство о труде.
Трудовой договор. Профсоюзы. Страхование и пенсионное дело.
Государственно-правовое
регулирование
экономической
деятельности. Правовые формы воздействия государства на экономику.
Налоговая система Российской Федерации. Бюджетная система Российской
Федерации.
Конкуренция.
Антимонопольное
законодательство.
Законодательство о внешнеэкономической деятельности. Таможенное
законодательство.
Охрана прав участников экономических отношений. Гражданскоправовые споры Досудебный и судебный порядок рассмотрения споров.
Исковая давность. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и
деловой репутации. Защита прав потребителей. Защита прав акционеров и
вкладчиков. Защита трудовых прав граждан. Защита трудовых прав
несовершеннолетних
Повторение и обобщение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ХИМИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в

обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные
результаты
отражают
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе, в том числе в части:
1) патриотического воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением.
2) гражданского воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу.
3) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка
социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на
протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин.
4) формирования культуры здоровья:

сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом
совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
5) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному
росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы
деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для
формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип,
гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и другое.), которые
используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на
основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной
научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование
готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную
проблему, рассматривать её разносторонне;
устанавливать существенные признаки или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов,
определять критерии типологизации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения, выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
социальных явлениях и процессах, прогнозировать возможные пути
разрешения противоречий;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
ресурсов и возможных рисков;
вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности,
отвечающие её целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении учебно­познавательных,
жизненных проблем, при выполнении социальных проектов.
Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебно­исследовательской и проектной деятельности,
навыки разрешения проблем; проявлять способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания, включая специфические методы социального
познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную
терминологию, ключевые понятия и методы;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно­следственные связи социальных явлений и процессов
и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения,
находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания
социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретённый
опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и
процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса
социальных наук, учебных и внеучебных источников информации;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об
основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов,
факторах социальной динамики из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации, включая статистические данные, графики,
таблицы;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и
форм представления, в том числе полученной из интернет-источников, её
соответствие правовым и морально­этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и в жизненных ситуациях, включая область профессионального
самоопределения;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и
практической деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений,
проявлять интерес к социальной проблематике;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии
альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за
принятое решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые учебно­исследовательские и социальные проекты,
оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и

оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного
содержания, установленного данной федеральной рабочей программой,
выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и способы
действий, специфические для предметной области «Общественные науки»,
виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
К концу обучения в 10 классе предметные результаты на базовом уровне
должны отражать сформированность у обучающихся умений:
 правильно употреблять основные правовые понятия и категории
(юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия,
судопроизводство);
 характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок
принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и
расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой
статус участника предпринимательской деятельности, порядок
получения платных образовательных услуг; порядок призыва на
военную службу;
 объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные
условия приобретения гражданства; особенности прохождения
альтернативной гражданской службы;
 различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных
органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационноправовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров
в сфере отношений, урегулированных правом;
 приводить
примеры:
различных
видов
правоотношений,
правонарушений, ответственности;
 использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа

и использования правовой информации; обращения в надлежащие
органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм
закона с точки зрения конкретных условий их реализации; выбора
соответствующих закону форм поведения и действий в типичных
жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения
способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих
событиях и явлениях с точки зрения права; решения правовых задач
(на примерах конкретных ситуаций).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Раздел 1. Правовое регулирование участия граждан и организаций в экономической деятельности

1.1

Социальноэкономические права
граждан Российской
Федерации

3

1.2

Предпринимательство

3

Итого по разделу

https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/organizatsionno
-pravovye-formy-predprinimatelskoy-deyatelnosti

6

Раздел 2. Правовое регулирование имущественных отношений
2.1

Право собственности

2

2.2

Гражданско-правовые
договоры

3

Итого по разделу

https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/grazhdanskoepravo

5

Раздел 3. Правовое регулирование денежного обращения
3.1

Ценные бумаги

2

3.2

Договоры займов,
кредитов, вкладов

3

Итого по разделу

5

Раздел 4. Правовое регулирование труда и социальной защиты

https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/cennye-bumagi

4.1

Занятость и
трудоустройство

2

4.2

Социальная защита

1

Итого по разделу

https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/trudovoe-pravo

3

Раздел 5. Государственно-правовое регулирование экономической деятельности
5.1

Воздействие
государства на
экономику

1

5.2

Налоговая и
бюджетная система
Российской
Федерации

2

5.3

Внешнеэкономическа
я деятельность

2

Итого по разделу

https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/rol-gosudarstva-vsovremennoy-ekonomike

5

Раздел 6. Охрана прав участников экономических отношений
6.1

Гражданско-правовые
споры

1

6.2

Рассмотрение
гражданско-правовых
споров

2

6.3

Защита прав
различных категорий
населения

7

Итого по разделу

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/sudebnayazashchita-prav-grazhdan

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

Электронные цифровые образовательные
ресурсы

1

Рыночная экономика как объект воздействия права

1

2

Социально-экономические права граждан Российской
Федерации

1

https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/pravacheloveka-i-ih-zaschita

3

Физические и юридические лица: понятие и виды

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4116/start/227265/

4

Понятие предпринимательства. Законодательство
Российской Федерации, регулирующие
предпринимательство

1

5

Формы предпринимательства

1

6

Создание, организация и ликвидация коммерческих
организаций. Несостоятельность (банкротство)
предпринимателей

1

7

Понятие права собственности. Субъекты права
собственности

1

8

Виды собственности в Российской Федерации.
Основания приобретения и прекращения права
собственности

1

9

Понятие договора. Виды договоров

1

10

Способы обеспечения исполнения договоров

1

11

Гражданско-правовая ответственность за
неисполнение договоров

1

12

Денежная система

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4047/start/77228/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4696/start/205755/

https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/sdelki-idogovory

13

Понятие и виды ценных бумаг

1

14

Кредитные организации, банковская система и
банковская деятельность

1

15

Договор займа, кредита и банковского вклада

1

16

Договор банковского счета. Современные платежные
средства

1

17

Занятость и трудоустройство в Российской Федерации.
Законодательство о труде

1

18

Трудовой договор. Профсоюзы

1

19

Страхование и пенсионное дело

1

20

Правовые формы воздействия государства на
экономику

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4884/start/227234/

21

Налоговая система Российской Федерации

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4146/start/226994/

22

Бюджетная система Российской Федерации

1

23

Конкуренция. Антимонопольное законодательство

1

24

Законодательство о внешнеэкономической
деятельности. Таможенное законодательство

1

25

Гражданско-правовые споры

1

26

Досудебный и судебный порядок рассмотрения споров

1

27

Исковая давность

1

28

Защита права собственности

1

29

Защита чести, достоинства и деловой репутации

1

30

Защита прав потребителей

1

31

Защита прав акционеров и вкладчиков

1

32

Защита трудовых прав граждан

1

https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/trudovyeotnosheniya-v-rf

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4697/start/227083/

https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/pravapotrebitelej

33

Защита трудовых прав несовершеннолетних

1

34

Повторение и обобщение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/osobennostitrudoustrojstva-nesovershennoletnih

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. Учебное пособие. Под
ред. Боголюбова Л. Н.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Обществознание. Поурочные разработки. 10–11 класс. Боголюбов Л. Н. и
др.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. https://infourok.ru/
2. https://resh.edu.ru/
3. https://www.yaklass.ru/
4. https://uchi.ru/
5. https://videouroki.net/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».