РП_Финансовая грамотность (СОО)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Учебный предмет «Финансовая грамотность» для 10-11 классов
представляет собой инновационный образовательный продукт, отражающий
современные тенденции общего и дополнительного образования,
интегрирующий различные учебные предметы (математика, обществознание,
история, география), но вместе с тем имеющий свой объект изучения для
школьников. Современное общество очень быстро меняется во всех сферах.
Особо динамичными являются области науки, техники, технологий
производства и оказания различных услуг, что вынуждает современного
человека следовать за этими изменениями, быть активным, хорошо
ориентироваться в большом потоке информации, осваивать различные не
только профессиональные, но и повседневные бытовые технологии. Эти
тенденции также отражаются на области личных финансов современной
семьи, и в том числе современного подростка. Уже с раннего детства ребёнок
имеет дело с деньгами: он совершает покупки в магазине (нередко и в
интернет-магазине), копит на какую-то желанную вещь, является
потребителем семейных, школьных и общественных благ, имеет карманные
деньги и распоряжается ими. Знания в области личных финансов
приобретают особую актуальность для подростка с 14 лет, когда, согласно
российскому законодательству, несовершеннолетний может открывать
вклады и, как следствие, иметь дебетовые банковские карты. А на
совершение покупок через Интернет, ведение электронных кошельков
вообще нет возрастных ограничений. Именно сфера так называемых
повседневных финансов вбирает в себя достижения науки и техники:
появляются новые технологии оплаты и финансовые продукты, оградить от
использования которых ни детей, ни взрослых практически невозможно. Тем
более грамотное пользование финансовыми инструментами позволяет не
только решать повседневные задачи (например, оплата покупок, совершение
платежей, формирование накоплений и сбережений, инвестирование и др.),
но и повышать личное и семейное благосостояние. Современные дети
быстрее взрослых начинают использовать различные инновационные
финансовые технологии и продукты. Они очень быстро понимают принципы
их работы, включают их в повседневную жизнь, используют для решения
бытовых задач (например, покупка компьютерных игр в Интернете, оплата
билетов в кино с помощью бесконтактных технологий и др.). Но нередко при
совершении различных финансовых действий дети не задумываются об
элементарных правилах финансовой безопасности и легко поддаются на

уловки мошенников, поэтому необходимо обучить их не только грамотному
взаимодействию с финансовыми организациями, но и безопасному
использованию различных финансовых инструментов. Современное
школьное образование призвано не только заложить фундамент в понимание
устройства мира и его составных элементов, но и научить действовать на
опережение в этом мире. Это означает, что нужно не только дать ученикам
конкретную фактическую информацию, но и создать для них условия для
освоения обобщённых способов разумного поведения в различных сферах
жизни человека. Данный курс и по содержанию, и по формам организации
учебной деятельности способен решить эту педагогическую задачу в части
финансовой и во многом экономической и правовой грамотности. В рамках
данного предмета предполагается обучение учащихся финансовой
грамотности, оснащение будущего потребителя финансовых услуг важными
жизненными финансовыми знаниями и умениями, необходимыми в
повседневной жизни любого человека.













ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
Целью данного предмета является формирование финансовой грамотности
у учащихся 8 классов на базовом уровне, отражающем финансовые
потребности подростка.
Задачи: формирование элементарных знаний об устройстве финансового
рынка, о финансовых институтах и организациях, с которыми сталкивается
любой человек в современном обществе;
формирование базовых ценностей, отражающих идею грамотного
финансового поведения, включающего бережное отношение к личным,
семейным, школьным, общественным финансовым и физическим ресурсам;
формирование чувства ответственности за взятые на себя обязательства,
понимания возможности и необходимости защиты прав потребителя
финансовых услуг в случае их нарушения;
формирование предметных умений, включающих способность работать с
различными источниками финансовой информации, использовать
разнообразные финансовые инструменты, вести элементарные финансовые
расчёты (процентные ставки, бюджет, обменный курс валют и др.);
формирование компетенций поиска альтернативных решений жизненных
задач с помощью финансовых услуг и продуктов, их оценки с позиции
собственных критериев выбора и осуществление наиболее разумного
выбора для конкретных условий.

МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

В

В соответствии с учебным планом «финансовая грамотность» на уровне
среднего общего образования изучается в 10-11 классе. Общее количество
времени – 68 часов. Общая недельная нагрузка в течение 10-11 класса
обучения составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения предмета формулируются в очень
обобщённом виде, так как курс может изучаться в разных временных рамках.
Подробнее их можно увидеть в содержании курса, где представлен перечень
как знаниевых, так и деятельностных дидактических единиц, освоение
которых и будет запланированным образовательным результатом.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 формирование субъектной позиции у учеников, понимание необходимости
быть самостоятельными в принятии решений;
 формирование у обучающихся ценностей ответственного поведения в
области личных финансов и потребления различных ресурсов семьи,
школы, общества и государства;
 формирование элементарных финансовых знаний современного человека;
готовность и способность обучающихся к самообразованию в области
финансовой грамотности на всех жизненных этапах;
 формирование уважительного отношения к труду и трудовым и
финансовым правам; готовность обладать правами потребителей
финансовых услуг и защищать эти права в случае их нарушения;
 готовность осваивать правила поведения при взаимодействии с
финансовыми организации и государственными органами, роли и формы
финансовой жизни семьи.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Среди метапредметных результатов обучения выделяются регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия
(УУД).
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности через
понимание необходимости инвестирования в свой человеческий
капитал. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
идентифицировать собственные проблемы, которые можно решить
с использованием услуг финансовых организаций;

разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;
ставить финансовые цели свойственной деятельности;
формулировать учебные задачи как шаги для достижения поставленной цели
практической финансовой деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и практических финансовых
задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической
финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и практических финансовых задач;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
способы решения задач в области личных финансов;
составлять план решения финансовой проблемы (выполнение проекта,
проведение исследования);
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию в связи с пониманием инвестирования в человеческий капитал.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата. Обучающийся сможет:
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий
в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта.
Познавательные УУД:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте
решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или
обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
2. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
критически оценивать содержание и форму текста.
3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников

для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей
и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью. Обучающийся сможет:
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнёра в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные клишированные и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи)
для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Компетенции финансовой грамотности:
оценивать выгоды и издержки, сопряжённые с использованием
разных видов денег;
выбирать вид денег для использования в конкретной жизненной ситуации;
оценивать риски, связанные с использованием различных видов денег,
учитывать их при осуществлении различных финансовых
операций;
оптимизировать расходы семейного бюджета;
оценивать семейные и личные потребности и желания с точки зрения
финансовых возможностей семьи;
совершать «умные» покупки на основе анализа, сравнения и оценки
различных вариантов;
определять ресурсы, которые могут приносить доход, и находить
способы увеличения доходов семьи;
грамотно составлять семейный бюджет с учётом возможных рисков и
финансовых потерь;

находить (подбирать) варианты личного заработка в конкретных
жизненных условиях;
оценивать предлагаемые условия найма на работу с позиции соблюдения
трудовых прав несовершеннолетнего;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ




освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство финансового
сектора и принципы его функционирования в современном обществе, в
частности: деньги, финансы, банк, инфляция, валюта, финансовый риск и его
виды, способы минимизации, семейный бюджет, правила ведения семейного
бюджета, трудовая дееспособность, трудовые права подростка, гражданскоправовые и трудовые отношения, финансовые услуги и продукты,
инвестиционные компании, страховые компании, банковский вклад и счёт,
банковская карта, финансовая безопасность, финансовая цель, страхование и
его виды, минимизация финансовых затрат при планировании путешествий,
накопления и правила их формирования, защита прав потребителя
финансовых услуг, финансовое мошенничество, финансовая система
государства, государственный бюджет, налоги и их виды и способы уплаты,
налоговые вычеты и способы их оформления, человеческий капитал и
способы инвестирования в него для увеличения благосостояния в будущем;
освоение предметных умений, включающих умения вести элементарные
финансовые расчёты и использовать финансовую информацию для принятия
решений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1.1

Личность в мире будущего

8

https://edu.pacc.ru/kinopacc/

1.2

Деньги в цифровом мире

12

https://vashifinancy.ru/

1.3

Моделирование личных финансов

8

https://fincult.info/

1.4

Инструменты сбережения и
инвестирования

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

34

0

http://www.finprosto.ru/

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1.1

Инструменты сбережения и
инвестирования

https://edu.pacc.ru/kinopacc/

1.2

Инструменты кредитования и
заимствования

https://vashifinancy.ru/

1.3

Сотрудничество с государством

https://fincult.info/

1.4

Создайте свой стартап

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

34

0

1

http://www.finprosto.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

1

Что изучает финансовая грамотность

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://edu.pacc.ru/kinopacc/

2

Планируйте жизнь на перспективу

https://vashifinancy.ru/

3

Планируйте жизнь на перспективу

https://fincult.info/

4

Практикум. Планируйте жизнь на перспективу
Найдите себя в профессии будущего

http://www.finprosto.ru/

5

http://www.cbr.ru/fingramota/

6

Найдите себя в профессии будущего

Моифинансы.рф

7

Практикум. Найдите себя в профессии будущего

https://catalog.prosv.ru/attachment/

8

Практикум. Найдите себя в профессии будущего

https://edu.pacc.ru/kinopacc/

9

Будьте в тренде-эволюция денег

https://vashifinancy.ru/

10

Будьте в тренде-эволюция денег

https://fincult.info/

11

Будьте в тренде-эволюция денег

http://www.finprosto.ru/

12

Банковские карты все водной

http://www.cbr.ru/fingramota/

13

Моифинансы.рф

14

Управляйте деньгами дистанционно
Мобильный и интернет-банк

15

Управляйте деньгами дистанционно

https://edu.pacc.ru/kinopacc/

16

Практикум. Управляйте деньгами дистанционно

https://vashifinancy.ru/

17

Риски и мошенники

https://fincult.info/

18

Риски и мошенники

http://www.finprosto.ru/

19

Риски и мошенники

https://fincult.info/article/lzhebankikak-izbezhat-lovushki-moshennikov/

20

Риски и мошенники

Моифинансы.рф

https://catalog.prosv.ru/attachment/

21

Определите финансовые цели

https://catalog.prosv.ru/attachment/

22

Определите финансовые цели

https://edu.pacc.ru/kinopacc/

23

Практикум. Определите финансовые цели

https://vashifinancy.ru/

24

Практикум. Определите финансовые цели

https://fincult.info/

25

Управляйте доходами и расходами

https://fincult.info/article/servisy-iprilozheniya-dlya-finansovogoplanirovaniya/

26

Управляйте доходами и расходами

http://www.cbr.ru/fingramota/

27

Практикум. Определите финансовые цели

Моифинансы.рф

28

Практикум. Определите финансовые цели

https://catalog.prosv.ru/attachment/

29

Сберегайте надёжно

https://edu.pacc.ru/kinopacc/

30

Сберегайте надёжно

https://vashifinancy.ru/

31
32

Практикум. Сберегайте надёжно
Практикум. Сберегайте надёжно

https://fincult.info/
http://www.finprosto.ru/

33

Инвестируйте с умом

http://www.cbr.ru/fingramota/

34

Итоговое обобщение и повторение

Моифинансы.рф

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

1

Инвестируйте с умом

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://fincult.info/article/chto-takoeindividualnyy-investitsionnyy-schet/

2

Инвестируйте с умом

https://vashifinancy.ru/

3

Практикум. Инвестируйте с умом

https://fincult.info/

4

http://www.finprosto.ru/

5

Остерегайтесь финансовых пирамид
Остерегайтесь финансовых пирамид

6

Практикум. Остерегайтесь финансовых пирамид

Моифинансы.рф

7

Практикум. Остерегайтесь финансовых пирамид

https://catalog.prosv.ru/attachment/

http://www.cbr.ru/fingramota/

Выбирайте цели кредитования разумно

https://fincult.info/article/khochu-vzyatkredit-kakoy-vybrat/

9

Выбирайте цели кредитования разумно

https://vashifinancy.ru/

10

Выбирайте цели кредитования разумно

https://fincult.info/

11

Выбирайте цели кредитования разумно

http://www.finprosto.ru/

8

Изучите условия кредита и займа

https://fincult.info/article/potrebitelskiykredit/

13

Изучите условия кредита и займа

Моифинансы.рф

14

Изучите условия кредита и займа

https://catalog.prosv.ru/attachment/

15

Изучите условия кредита и займа

https://edu.pacc.ru/kinopacc/

16

Практикум. Проектная работа «Всё о кредитах»

https://vashifinancy.ru/

17

Практикум. Проектная работа «Всё о кредитах»

https://fincult.info/

18

Практикум. Проектная работа «Всё о кредитах»

http://www.finprosto.ru/

12

https://fincult.info/article/lzhebankikak-izbezhat-lovushki-moshennikov/

19

Практикум. Проектная работа «Всё о кредитах»

20

Моифинансы.рф

21

Взаимодействуйте с государством грамотно
Взаимодействуйте с государством грамотно

22

Практикум. Взаимодействуйте с государством грамотно

https://edu.pacc.ru/kinopacc/

23

Практикум. Взаимодействуйте с государством грамотно

https://vashifinancy.ru/

24

Создайте пенсию имени себя

https://fincult.info/

25

Создайте пенсию имени себя

https://fincult.info/article/servisy-iprilozheniya-dlya-finansovogoplanirovaniya/

26

Создайте пенсию имени себя

http://www.cbr.ru/fingramota/

Практикум. Создайте пенсию имени себя

https://fincult.info/article/kak-samomupozabotitsya-o-pensii/

27

https://catalog.prosv.ru/attachment/

28

Идея для Стартапа

https://catalog.prosv.ru/attachment/

29

План нужен всегда

https://edu.pacc.ru/kinopacc/

30

Учитесь принимать решения

https://vashifinancy.ru/

31

Учитесь принимать решения

https://fincult.info/

32

Практикум. Учитесь принимать решения.

http://www.finprosto.ru/

33

Итоговое обобщение и повторение

http://www.cbr.ru/fingramota/

34

Итоговое обобщение и повторение

Моифинансы.рф

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА




Финансовая Грамотность. Цифровой Мир. 10-11 класс/, Толкачева
С.В.
и
другие
Акционерное
общество
«Издательство
«Просвещение»;
.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов
для детей / Е. Блискавка. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
2. Шефер Б. Мани, или Азбука денег / Б. Шефер. — М.: Попурри,
2016.
3. Гейл К. Начинающий инвестор. Руководство по накоплению и
инвестированию для смышлёных детей / К. Гейл, Д. Хонинг. — М.: Манн,
Иванов и Фербер, 2014.
4. Учебно-методический комплект по финансовой грамотности,
разработанный в рамках Проекта Минфина России для 8—9 классов
(2018).
5. Чумаченко В. В. Основы финансовой грамотности / В. В. Чумаченко,
В. П. Горяев. — М.: Просвещение, 2018
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. URL: https://вашифинансы.рф — помимо разделов, указанных в списке
информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит обратить
особое внимание на раздел «Библиотека».
2. URL: https://fincult.info — помимо разделов, указанных в списке
информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит обратить
особое внимание на раздел «Преподавание».
3. URL: https://fmc.hse.ru/ — сайт Федерального методического центра
Национального исследовательского университета «Высшая школа
экономики». Представлены видеолекции для учителей по финансовой

грамотности, а также банк методических разработок учителей.
4. URL: http://edu.pacc.ru — образовательные проекты по финансовой
грамотности компании ПАКК. Особенно интересны материалы проектов
«Финансы и литература» и «Финансы и математика».
5. URL: http://questigra.ru/finquest — коллекция методических материалов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».