ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностноориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности. Актуальность данного предмета обусловлена потребностью государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Учебный предмет «Индивидуальный проект» вводится для целенаправленной теоретической и практической подготовки учащихся 10 классов к освоению новых технологий. Программа проектной деятельности направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» Цели изучения предмета: развитие навыков проектной деятельности; оказание методической поддержки обучающимся 10 класса при подготовке индивидуальных проектов Задачи изучения предмета: ознакомление с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности; овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных; обучение целеполаганию, планированию и контролю; формирование потребности к целенаправленному самообразованию; углубление, расширение и систематизация знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся; формирование навыков презентации результатов собственной деятельности; обучение методам творческого решения проектных задач; формирование умений представления отчётности в вариативных формах; отработка навыков публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией; создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа учебного предмета «Индивидуальный проект» в 10 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание предмета «Индивидуальный проект» составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. При изучении предмета достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Проект как вид учебно-исследовательской и профессиональной деятельностей. Типология проектов. Информационный (Исследовательский проект. проект. Практико-ориентированный Творческий проект. проект. Социально- ориентированный проект.) Планирование и управление проектами. Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы проекта. Определение источников информации. Методы и приемы сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления результата. Методика выбора оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Постановка проблема исследования. Формулирование гипотезы. Цели и задачи исследования. Методы, способы и приемы в исследовании. Формулирование выводов и следствий. Базовые структуры проекта исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии самооценки и оценки продуктов проекта (результатов исследовательских исследования). работ. Презентация Структура и проекта, защита тем исследовательской проектов, работы. Представление структуры проекта (учебного исследования). Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией (методы, приемы, способы). Отбор и систематизация информации. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Статистические методы. Работа в сети Интернет. Создание сайта проекта. Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Представление идеи проекта на основе мультимедиа. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине: – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные универсальные учебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате обучения по программе предмете «Индивидуальный проект» обучающийся научится: – формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности; – планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности; – реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач; – оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом; – осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечным результатом; В результате «Индивидуальный проект» обучающийся обучения по программе предмета получит возможность научиться: – использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования; – навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования); – осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности. . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности Информационное 2 обеспечение исследования Методы научного 3 исследования Подготовка 4 проектной работы к презентации Защита и экспертная оценка 5 проектных и исследовательских работ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов Контрольные Всего работы 12 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7553/conspect/256215/ 8 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7554/start/296609/ 5 2 https://rodnyegoroda.ru/useful-materials/all/polovinauspekha-kak-prezentovat-svoi-proekt-effektivno 6 5 34 0 6 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/ п Кол-во часов (всего) Тема урока Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Понятие проекта 1 2 Типология проектов 1 https://infourok.ru/referat-tipologiya-proektov-1598816.html 3 Типология проектов 1 https://infourok.ru/referat-tipologiya-proektov-1598816.html 4 Структура проекта: теоретическая часть 1 5 Структура проекта: практическая часть 1 6 Составление плана работы над проектом 1 7 Паспорт проекта и его структура 1 8 Формулирование темы проекта 1 9 Объект и предмет исследования 1 10 Проблема исследования и ее актуальность 1 11 Цели и задачи проекта 1 12 Гипотеза и способы ее формулирования 1 13 Источники информации. информации Способы поиска 1 https://infourok.ru/metodicheskij-material-istochnikiinformacii-metody-poiska-5593396.html 14 Источники информации. информации Способы поиска 15 Оптимизированный поиск в сети Интернет 1 16 Введение как составная часть проектной работы 1 17 Этапы работы над теоретической частью проекта 1 18 Этапы работы над теоретической частью проекта 1 19 Практическая часть проекта. Методы научного исследования 1 1 Метод социологического опроса 20 1 21 Метод социологического опроса 1 22 Эксперимент как метод исследования 1 23 Сравнение как метод исследования 1 24 Наблюдение как метод исследования 1 Контент-анализ 25 1 https://school.hse.ru/data/2019/10/08/1542074277/%D0%9 C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%20%D0%BE%D 0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%20%D0%B 2%20%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D 0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B 8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B E%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%8 5.pptx https://gtmarket.ru/concepts/6998 https://school.hse.ru/data/2019/10/08/1542074285/%D0%9 C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%20%D0%BA% D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82- %D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B 7%D0%B0.pptx 26 Моделирование как метод исследования 1 27 Способы представления информации 1 28 Основные требования к оформлению проекта 1 29 Основные правила составления презентации 1 30 Основные правила составления презентации 1 31 Визуализация. Соотношение текста и наглядного материала 1 32 Защита проектов 1 33 Защита проектов 1 34 Защита проектов 1 ИТОГО 34 https://pedlib.ru/Books/1/0473/1_0473-51.shtml УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак, «Индивидуальный проект: 10-11-й классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций (ФГОС)» М.; Просвещение. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М., 1989. 2. Битянова М.Р. Учимся решать проблемы: учебно-методическое пособие для психологов и педагогов / М.Р. Битянова, Т.В. Беглова. – М. : Генезис, 2005. 3. Битянова М.Р. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика) / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова, А.Г. Теплицкая. – М. : Сентябрь, 2015. – 208 с. 4. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – N 10. – С. 130–139. 5. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара : Учебная литература, 2009. – 224 с. 6. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2011. 7. Касицина Н.В. Педагогическая поддержка в школе и система работы индивидуальных кураторов / Н.В. Касицина, Н.С. Крупская, Ю.Л. Минутина, М.М. Эпштейн и др. – СПб. : Школьная лига, 2015. – 128 с. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Глобальная школьная лаборатория: https://globallab.org/ru/# 2. Лицей НИУ ВШЭ: https://school.hse.ru/docum 3. Научная школа человекосообразного образования: http://khutorskoy.ru 4. Открытая школа: http://openschool.ru 5. Портал метапредметных олимпиад: http://олимпиады.онлайн