МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63 ПРИЛОЖЕНИЕ к основной общеобразовательной программе начального общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Профориентация или кем я хочу стать» /социальное направление/ 1-4 классы Составитель: Клевакина Наталия Викторовна, ВКК Екатеринбург, 2024 Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: 1. Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Закона РФ от 24.06.2023 № 283-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"; 3. Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; 4. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286; 5. Федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992; 6. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”; 7. Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; 8. Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; 9. Письма Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»; 10. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; 11. Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 12. Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; 13. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 декабря 2022 г. № 24 "О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2"; 14. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 63. Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности. Место курса в плане внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 63: учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год в 1-х классах, 34 часа во 2–4-х классах. Содержание курса внеурочной деятельности Модуль I «Играем в профессии» (33 часа) Все работы хороши (2 ч.). Занятия с элементами игры. Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит в составлении целой из разрезанной на части картинки). Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше (швея).Игра отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбока), без дела жить -…(только небо коптить).Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель). Кому что нужно(2 ч.). Дидактическая игра. Вводное слово учителя. Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы соответствующих профессий. Например: строитель-мастерок, врач-градусник, повар-кастрюля и т.д. Оденем куклу на работу (2ч.). Дидактическая игра. Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол. Подобрать к каждой картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель, милиционер, врач, пожарник, продавец). Идём на работу - дидактические игры. Разложены круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий, относительно с изображением инструментов. Необходимо выбрать картинку, подходящую для работы. Мы строители (2ч.). Занятие с элементами игры. Организационный момент. Игра. Построение дома, башни из геометрических фигур, конструктора. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания. Магазин (2ч.). Ролевая игра. Мы идем в магазин (2ч.). Беседа с игровыми элементами. Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы, какие бывают магазины? Кто работает в магазине? Формирование новых знаний. Анализ стихотворений. Игра «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине». Заведующая, продавец, товаровед, охранник, администратор. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как называется профессия людей работающих в магазине? Аптека (2ч.). Ролевая игра. Организационный момент. Игра. Построение из геометрических фигур здания аптеки. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания. Больница (2ч.). Ролевая игра Организационный момент. Игра (детский набор «Доктор»). Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель скорой помощи. Итог. Что нужно знать, чтобы стать доктором. Какую пользу приносят наши знания. Какие бывают профессии (2 ч.). Игровой час. Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…» (например, «Без труда.. ( не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали? С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2ч.). Чтение. Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия..Обсуждение прочитанного. Ответы на вопросы. С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (3 ч.). Видеоурок. Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил ты в данной ситуациях. Словарная работа. В.Маяковский «Кем быть?» (2ч.) Чтение текста. Чтение по ролям. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр, плотник, рубанок, инженер, доктор, конструктор, шофер. К.Чуковский «Доктор Айболит» (2ч.)Игра-демонстрация, викторина. Уход за цветами. (2ч.). Практическое занятие. Профессия «Повар»(2ч.). Экскурсия. Вступительное слово учителя. Презентация профессий. Знакомство со столовой школы. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной столовой. Поварята. (2ч). Конкурс-игра. Модуль II «Путешествие в мир профессий»(34 часа) Мастерская удивительных профессий (2ч.). Дидактическая игра. Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой - 4 с рисунком, 1 без рисунка и 4картонных круга - тех же цветов). Изображения рабочая одежда из выбранных карточек, средства труда, место работы. Определить профессии, результат труда человека. Разные дома (2ч.). Практическое занятие. Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько групп. Выполнить следующее задание: из кубиков построить дома. Игра-соревнование со строительными игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора. Итог, награждение. Дачный домик (2ч.). Практическое занятие. Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию из цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников, награждение. Моя профессия (2ч.). Игра-викторина. Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок» (определить на ощупь инструменты). Итог. Профессия «Врач» (3ч.). Дидактическая игра. «Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Работа с карточками. Больница (2 ч.). Сюжетно-ролевая игра.Доктор «Айболит»(2ч.). Игра «Кто нас лечит» (2ч.). Экскурсия в кабинет врача. Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача. Для чего нужны лекарства. Итог. «Добрый доктор Айболит» (2ч.). «Парикмахерская» (3ч.). Сюжетно-ролевая игра. Разгадывание загадок о предметах труда парикмахера. Игра с детским игровым набором «Парикмахер». Какие бывают парикмахеры. «Все работы хороши – выбирай на вкус!» (2ч.). Игры. Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие». Игра: «Быстро назови». Например: лекарство (врач), машина (шофер).Конкурс «мастерицы». Итог: мультимедиа - люди разных профессий. Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (2 ч.). Инсценировка. Профессия «Строитель»(2ч.). Дидактическая игра. Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий. Например: штукатур-мастерок, машинашофер. Строительный поединок (2ч.). Игра-соревнование. Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд. Путешествие в кондитерский цех «Кузбасс» г. Прокопьевска (3 ч.). Экскурсия. Знакомство с профессией кондитера, с оборудованием кондитерской фабрики. Кто работает в кондитерской? Мастер-классы. «Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» (1 ч.) Классный час. Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа (профессия, специальность, классификация). Мультимедиа (изображение профессий: мастер, штукатур, сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор». Итог. Модуль III «У меня растут года…» (34 часа) Что такое профессия (2ч.). Игровая программа. Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с пословицами (например, «Труд кормит человека, а лень портит..»). Закончить пословицу: «Кто не работает, …… (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве. По пословице угадать профессию (например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец). У кого мастерок, у кого молоток (2ч.). Беседа с элементами игры. Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне - например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии. Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах. Истоки трудолюбия (2ч.). Игровой час. Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй». Домашний помощник (2ч.). Игра-конкурс. Введение в игру. Конкурс «Кто каким делом занят». Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение». Сказки о том, как опасна лень (В. Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьёт гвоздь». Мир профессий (2ч.). Викторина. Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщиков. Вопросы о профессиях. Загадки о профессиях. Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выборупрофессии). Конкурс «Отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях. Игра «Эрудит» (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в(врач). Итог награждение лучших игроков. Угадай профессию (2ч.). Занятие с элементами игры. Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию, например: хлеб-хлебороб, одежда-портной. Чёрный ящик (определить на ощупь инструменты). Конкурс художников. Подведение итогов. Какие бывают профессии (2ч.). Занятие с элементами игры. Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д. Итог. Куда уходят поезда (2ч.). Занятие с элементами игры. Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Итог. Что нового мы сегодня узнали. Моя профессия (2ч). КВН. Представление команд. Визитная карточка (портные, модельеры). Разминка (назвать инструменты портных, виды одежды, пословицы). Конкурс капитанов. Разрисовщики тканей. Демонстрация моделей. Конкурс подарков. Итог. Награждение команд. Наши друзья - книги (2ч.). Беседа с элементами игры. Экскурсия в сельскую библиотеку. Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус, береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей, которые создают книги (наборщик, печатник, переплетчик). Откуда сахар пришел (2ч.). Беседа. Вводное слово. Просмотр фильма. Обсуждение растений, из которых получают сахар. Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию» (агроном, тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А до Я (назвать профессии на все буквы алфавита). «Турнир профессионалов» (2ч.). Конкурс-игра. Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить профессию, например А-агроном, Б - бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия» (вставить название фильмов). Игра «Третий лишний» (программист, закройщик, компьютерщик). Конкурс пантомимы (изобразить профессию). Подведение итогов. Все профессии нужны, все профессии важны (3ч.). Устный журнал. Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая (чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?») Художественная (просмотр мультимедиа о людях разных профессий). Игра. Дискуссия «Объясните пословицу: «Всякая вещь трудом создана». Стройка (2ч.). Экскурсия. Вводное слово. Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительными объектом. Виды строительных профессий. Итог. Рисунки, сочинения о профессии. Знакомство со словами: бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д. Операция «Трудовой десант» (1ч.). Практикум. Вводное слово. Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке территории. Подведение итогов. Поощрение. Уход за цветами (2ч.). Практика. Кулинарный поединок (2ч.). Шоу-программа. Открытие. Представление команд. Команды: «Веселые поварята», «Чудо-повара». Конкурс-эстафета «Варим борщ» (собрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А знаете ли вы?», «Сладкоежки», «Украсим торт», «Что в мешке». Конкурс-эстафета (надеть фартук, кто быстрее нарежет овощи и тд.). Итоги конкурса, награждения команд. Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой» (34 часа) Любимое дело мое - счастье в будущем (2ч.). Классный час, презентация. Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение итогов. По дорогам идут машины (2ч.). Беседа-тренинг. История возникновения профессии шофёра. Загадки о профессии шофёр. Игра «Кто самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра «Какой это знак». Ролеваяигра драматизация «Улица». Все работы хороши (2ч.). Игра-конкурс. Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников. О профессии продавца (2 ч.). Занятие с элементами игры. Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин». О профессии библиотекаря (2ч.). Беседа с элементами игры. Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какаякнижка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря. Праздник в Городе Мастеров (2ч.). КВН. Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствиекоманд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение. Работники издательства типографии (2ч.). Сюжетно-ролевая игра. Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1 -штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст). Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы – художники» (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты. Как проходят вести (2ч.). Экскурсия на почту. Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон». Итог. Веселые мастерские (2ч.). Игра - состязание. Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение. Путешествие в Город Мастеров (2ч.). Профориентационная игра. Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человек человек, человек - техника, человек -природа, человек - художественный образ, человек - знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные жители - Самоделкин, Железный Дровосек. Строительные специальности (2ч.). Практикум. Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве здания? «Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» (2ч.). Игровой вечер.Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурс-игра: «Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с подушками». Итог. Знакомство с профессиями прошлого (2ч.). Конкурс - праздник. Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводутребуются». Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника. «Человек трудом прекрасен» (2ч.). Игра-соревнование. «Умеешь сам - научи другого» (2ч.). Практикум. «Чей участок лучше?» (2ч.). Практикум. «Кулинарный поединок» (2ч.). Практикум. Планируемые деятельности результаты освоения курса внеурочной Личностные результаты: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и событияс принятыми в обществе морально-этическими принципами; стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты Сформировано представление: основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе; предприятия и учреждения населенного пункта, района; основные приемы выполнения учебных проектов. Сформировано ценностное отношение: к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре; семье и семейным традициям; учебе, труду и творчеству; своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; природе и всем формам жизни. Сформирован интерес: к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.; общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города; природе, природным явлениям и формам жизни; художественному творчеству. Сформированы умения: устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе; распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. Тематическое планирование 1 класс № п/п Тема занятия Форма проведения занятия Количество часов, отводимых на освоение темы ЦОР/ЭОР 1-2 «Все работы хороши» занятие с 2 элементами игрывидеознакомства http://atlas100.ru/about/ 3-4 «Кому, что нужно» дидактическая играбеседа 2 https://testometrika.com/business/test-todetermine-career/ 5-6 «Оденем куклу на работу, едем на работу» «Мы строители» занятие с элементами игры беседа занятие с элементами игр видеознакомства Знакомство с атрибутами, ролевая игра Экскурсия. Ролевая игра 2 https://postupi.online/ 2 http://consultant.ru/ 2 http://bizlog.ru/eks/ 2 http://atlas100.ru/about/ 2 https://testometrika.com/business/test-todetermine-career/ 7-8 9-10 «Магазин» 1112 «Мы идем в магазин» 1314 «Аптека» Знакомство с атрибутами, ролевая игра 1516 «Больница» https://postupi.online/ 1718 1920 «Какие бывают профессии» С.Михалков «Дядя Степа» Знакомство с 2 атрибутами, ролевая игра Видеознакомство, 2 игровой час Чтение, беседы, 2 викторины 212223 «Дядя Степамилиционер» http://atlas100.ru/about/ 2425 В.Маяковский «Кем быть?» 26- К.Чуковский «Доктор Экскурсия, 3 видеоурок, встреча с работником полиции Чтение, беседа, 2 обсуждение «Кем я хотел бы быть?» Игра2 http://consultant.ru/ http://bizlog.ru/eks/ https://testometrika.com/business/test-todetermine-career/ https://postupi.online/ 27 Айболит» 2829 3031 Уход за цветами 3233 «Поварята» Профессия повар демонстрация, викторина практика Экскурсия, видеоурок, викторина практикум 2 http://consultant.ru/ 2 http://bizlog.ru/eks/ 2 http://bizlog.ru/eks/ Тематическое планирование 2 класс № п/п Тема занятия Форма проведения занятия Количество часов, отводимых на освоение темы http://bizlog.ru/eks/ 3-4 Занятие с элементами 2 удивительн игры ых профессий «Все работы хороши» «Разные дома» Конструирование 2 5-6 «Дачный домик» Аппликация 2 https://testometrika.com/business/testto-determine-career/ 7-8 «Моя профессия» Игра-викторина 2 https://postupi.online/ Занятие с элементами игры, приглашение врача Сюжетно-ролевая игра 3 http://consultant.ru/ 2 http://bizlog.ru/eks/ Сюжетноролевые 2 http://atlas100.ru/about/ 2 https://testometrika.com/business/testto-determine-career/ 1-2 Мастерская ЦОР/ЭОР 9-10- «Профессия «Врач» 11 1213 «Больница» 1415 Доктор «Айболит» 1617 «Кто нас лечит» игры, просмотр мультфильма Экскурсия в медицин http://atlas100.ru/about/ 1819 ский пункт «Добрый доктор Айболит» Сюжетноролевая игра, просмотр мультфильма Сюжетно-ролевая игра 2 https://postupi.online/ 3 http://consultant.ru/ 202122 2324 «Парикмахерская» «Все работы хороши – выбирай на вкус!» Сюжетно-ролевая игра 2 http://bizlog.ru/eks/ 2526 Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» Работа с текстам и,инсценировка 2 http://atlas100.ru/about/ 2728 Профессия «Строитель» Дидактическая игра 2 https://testometrika.com/business/testto-determine-career/ 2930 Строительный поединок Игра-соревнование 2 https://postupi.online/ 313233 34 Путешествие в кондитерский цех «Кузбасс» г. Прокопьевска «Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» Экскурсия. Мастерклассы. 3 http://consultant.ru/ Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ», мультимедиа. 1 http://bizlog.ru/eks/ Тематическое планирование 3 класс № п/п Тема занятия Форма проведения занятия Количество часов, отводимых на освоение темы ЦОР/ЭОР 1-2 «Что такое профессия» игровые программы, проект 2 http://bizlog.ru/eks/ 3-4 «У кого мастерок, у кого молоток» беседа с элементами 2 http://atlas100.ru/about/ игры, конкурс 5-6 «Истоки трудолюбия» игровой час 2 https://testometrika.com/business/testto-determine-career/ 7-8 «Домашний помощник» игра-конкурс, сочинение 2 https://postupi.online/ 9-10 «Мир профессии» Викторина, ролевая 2 игра занятие с элементами 2 игры http://consultant.ru/ 1112 «Угадай профессии» 1314 «Какие бывают профессии» занятие с элементами 2 игры http://atlas100.ru/about/ 1516 «Куда уходят поезда» занятие с элементами 2 игры https://testometrika.com/business/testto-determine-career/ 1718 «Моя профессия» КВН, проект 2 https://postupi.online/ 1920 «Наши друзья-книги» 1 http://consultant.ru/ 2021 «Откуда сахар пришел» Экскурсия в сельскую библиотеку Презентация, беседа 2 http://bizlog.ru/eks/ 2223 «Турнир профессионалов» конкурс-игра 2 http://atlas100.ru/about/ 242526 «Все Устный журна7 3 https://testometrika.com/business/testto-determine-career/ 2628 «Строим дом» Экскурсия, конструирование 2 https://postupi.online/ 29 Операция « Трудовой десант» «Уход за цветами» практикум 1 http://consultant.ru/ практикум 2 http://bizlog.ru/eks/ «Кулинарный поединок» шоу-программ, проект 3 http://atlas100.ru/about/ 3031 3234 профессии нужны, профессии важны» все http://bizlog.ru/eks/ Тематическое планирование 4 класс № п/п 1-2 Тема занятия «Любимое дело – мое счастье в будущем» Форма проведения занятия Количество часов, отводимых на освоение темы классный ЦОР/ЭОР 2 час, презента ция, работа в группах беседы - тренинг 2 http://bizlog.ru/eks/ 3-4 «По дорогам идут машины» 5-6 «Все работы хороши» игра-конкурс 2 https://testometrika.com/business/testto-determine-career/ 7-8 «О профессии продавца» беседа-тренинг 2 https://postupi.online/ 9-10 «О профессии библиотекаря» «Праздник в городе Мастеров» беседа с элементами игры КВН 2 http://consultant.ru/ 2 http://bizlog.ru/eks/ Ролевая игра 2 http://atlas100.ru/about/ 1112 13-14 «Работники издательства и типографии» http://atlas100.ru/about/ 1516 «Как приходят вести» Экскурсия на почту 2 https://testometrika.com/business/testto-determine-career/ 1718 «Веселые мастерские» Игра - состязание 2 https://postupi.online/ 1920 2122 «Путешествие в Город Мастеров» «Строительные специальности» профориентации игра Практикум, защита проекта 2 http://consultant.ru/ 2 http://bizlog.ru/eks/ 2324 «Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» «Знакомство с промышленными профессиями» Игровой вечер 2 http://atlas100.ru/about/ Конкурс-праздник 2 https://testometrika.com/business/testto-determine-career/ 2526 2728 «Человек трудом красен» Игра-соревнование 2 https://postupi.online/ 2930 3132 «Успеешь сам - научи другого» «Чей участок лучше» Практикум 2 http://consultant.ru/ Практикум 2 http://bizlog.ru/eks/ 3334 «Кулинарный поединок» Практикум 2 http://atlas100.ru/about/