ВНД_Функциональная грамотность_10-11 классы_24-25

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной общеобразовательной программе среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность: учимся для жизни»
/общеинтеллектуальное направление/
10-11 классы

Составитель:
Клевакина Наталия Викторовна, ВКК

Екатеринбург, 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с
требованиями:
1. Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Закона РФ от 24.06.2023 № 283-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации";
3. Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
4. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413;
5. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413";
6. Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденная
приказом Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014;
7. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка
организации
и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования”;
8. Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных
письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
9. Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
10. Письма Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических
рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования»;
11. Стратегий развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
12. Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
13. Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания";
14. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 декабря 2022 г. № 24
"О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания", утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2";
15. Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ № 63.

Цель курса: формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные
решенияв области управления личными финансами, способности реализовать эти решения.
Место курса в плане внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 63: учебный курс предназначен
для обучающихся 10–11-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.

Содержание курса внеурочной деятельности
10 класс (34 часа)
Раздел 1. Банковская система: услуги и продукты (6ч.)
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты,
электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит:
зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных
бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и
общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и
возможности.
Раздел З. Страхование: что и как надо страховать. (4ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить
нажитое состояние. Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании.
Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по
выбору страховщика. О пенсионной грамотности.
Раздел 4. Собственный бизнес. (4ч)
Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо
сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе.
Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может
встретиться бизнесмен.
Раздел 5. Основы налогообложения. (6ч.)
Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы
налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая
инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Раздел 6. Личное финансовое планирование. (8ч)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попастьв
сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять
деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить
личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов.
11 класс (34 часа)
Раздел 1. Банковская система: услуги и продукты (6ч.)
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты,
электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит:
зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных
бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и
общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и
возможности.
Раздел З. Страхование: что и как надо страховать. (4ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить
нажитое состояние. Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании.
Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по
выбору страховщика. О пенсионной грамотности.

Раздел 4. Собственный бизнес. (4ч)
Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо
сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе.
Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может
встретиться бизнесмен.
Раздел 5. Основы налогообложения. (6ч.)
Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы
налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая
инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Раздел 6. Личное финансовое планирование. (8ч)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в
сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять
деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить
личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов.

Планируемые
деятельности

результаты

освоения

курса

внеурочной

Личностные результаты:







осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем
семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых
примерах;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях;
участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметные результаты:











умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее –
ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;





умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты
Сформировано представление:








понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи,
о роли государства в экономике семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов;
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - развитие
способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов
и нахождение путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Сформировано ценностное отношение:






к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему
национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи,
педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.

Сформирован интерес:






к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного
города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
художественному творчеству.

Сформированы умения:



устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и
взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;




соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное
отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

Тематическое планирование
10 класс
№
п/п

Тема занятия

1

Банковская система

2

Форма проведения занятия Количество
часов,
отводимых
на освоение
темы

ЦОР/ЭОР

Тестирование

1

http://bizlog.ru/eks/

Как сберечь
деньги
помощью депозитов.

с Деловая игра

1

http://atlas100.ru/about/

3

Кредит- зачем он нужен и
где егополучить.

Экскурсии

1

http://atlas100.ru/about/

4

Какой кредит выбрать.

Лекция
работой

5

Банковские карты, электронные
финансы.

Лекция
с
элементами 1
эвристической беседы

http://consultant.ru/

6

Экскурсия в банк

Лекция
работой

с

практической 1

http://bizlog.ru/eks/

7

Что такое ценные бумаги.
Фондовыйрынок.

Лекция
работой

с

практической 1

http://atlas100.ru/about/

8

Денежный рынок и рынок
капиталов.

Экскурсия

1

http://atlas100.ru/about/

9

10

11

12

с

практической 1

Граждане на рынке ценных бумаг. Учебная дискуссия
1
Основные
правила
инвестирования: как покупать и
продавать ценные бумаги.
Зачем
нужны
паевые Участие в конкурсах
1
инвестиционные
фонды:
структура, виды, особенности
работы.
Управляющие
компании
Лекция
с
практической 1
и
негосударственные работой
пенсионныефонды
О пенсионной грамотности. Встреча Учебная дискуссия
1
со специалистами Пенсионного
фонда.

https://postupi.online/

https://postupi.online/

http://consultant.ru/

http://bizlog.ru/eks/

http://atlas100.ru/about/

13

Страховой рынок в России.

Лекция
работой

14

Страхование имущества.

Работа в группах

1

https://postupi.online/

15

Личное страхование.

Работа в группах

1

http://consultant.ru/

16

Выбор страховщика

Экскурсия

1

http://bizlog.ru/eks/

17

Малый и средний бизнес в РФ.
Создание собственного бизнеса.

Участие в конкурсах

1

http://atlas100.ru/about/

18

Составляем бизнес-план

Экскурсия,
работа

практическая 1

http://atlas100.ru/about/

19

Расходы и доходы

Работа в группах

1

https://postupi.online/

20

Финансовые риски

Экскурсия

1

http://consultant.ru/

21

Налоговый кодекс РФ.

Участие в конкурсах

1

http://bizlog.ru/eks/

22

Виды налогов в РФ.

Экскурсия,
работа

23

Налоговые льготы в РФ.

Работа в группах

1

http://atlas100.ru/about/

24

Права
и
обязанности
налогоплательщика.

Экскурсия

1

https://postupi.online/

Участие в конкурсах

1

http://consultant.ru/

практическая 1

http://bizlog.ru/eks/

с

25

Налоговая инспекция

26

Экскурсия в налоговую инспекцию. Экскурсия,
работа

практической 1

практическая 1

http://atlas100.ru/about/

http://atlas100.ru/about/

27

Роль денег в нашей жизни.

Работа в группах

1

http://atlas100.ru/about/

28

Риски в мире денег

Экскурсия

1

http://atlas100.ru/about/

29

Семейный бюджет.

Участие в конкурсах

1

https://postupi.online/

30

Личный бюджет

Экскурсия,
работа

практическая 1

http://consultant.ru/

31-32 Составление личного финансового Работа в группах
плана.

2

http://bizlog.ru/eks/

33-34 Защита своего личного
финансового плана.

2

http://atlas100.ru/about/

Экскурсия

Тематическое планирование
11 класс
№
п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия Количество
часов,
отводимых на
освоение
темы

ЦОР/ЭОР

1

Банковская система

Тестирование

1

http://bizlog.ru/eks/

2

Как сберечь деньги с
помощью депозитов.

Деловая игра

1

http://atlas100.ru/about/

3

Кредит- зачем он нужен и где его Экскурсии
получить.

1

http://atlas100.ru/about/

4

Какой кредит выбрать.

Лекция
работой

5

Банковские карты, электронные
финансы.

Лекция
с
элементами 1
эвристической беседы

http://consultant.ru/

6

Экскурсия в банк

Лекция
работой

с

практической 1

http://bizlog.ru/eks/

7

Что такое ценные бумаги.
Фондовыйрынок.

Лекция
работой

с

практической 1

http://atlas100.ru/about/

8

Денежный рынок и рынок
капиталов.

Экскурсия

1

http://atlas100.ru/about/

9

Граждане на рынке ценных Учебная дискуссия
бумаг.
Основные
правила
инвестирования: как покупать и
продавать ценные бумаги.
Зачем
нужны
паевые Участие в конкурсах
инвестиционные
фонды:
структура, виды, особенности
работы.

1

https://postupi.online/

1

http://consultant.ru/

10

с

практической 1

https://postupi.online/

11

Управляющие

компании
и

Лекция
работой

с

практической 1

http://bizlog.ru/eks/

негосударственные
пенсионные
12

фонды
О пенсионной грамотности. Учебная дискуссия
Встреча
со
специалистами
Пенсионного фонда.

13

Страховой рынок в России.

Лекция
работой

14

Страхование имущества.

Работа в группах

1

https://postupi.online/

15

Личное страхование.

Работа в группах

1

http://consultant.ru/

Экскурсия

1

http://bizlog.ru/eks/

1

http://atlas100.ru/about/

практическая 1

http://atlas100.ru/about/

16

Выбор страховщика

с

1

http://atlas100.ru/about/

практической 1

http://atlas100.ru/about/

17

Малый и средний бизнес в РФ.

Участие в конкурсах

18

Создание собственного бизнеса.

Экскурсия,
работа

19

Составляем бизнес-план

Работа в группах

1

https://postupi.online/

20

Расходы и доходы

Экскурсия

1

http://consultant.ru/

21

Финансовые риски

Участие в конкурсах

1

http://bizlog.ru/eks/

22

Налоговый кодекс РФ.

Экскурсия,
работа

23

Виды налогов в РФ.

Работа в группах

1

http://atlas100.ru/about/

24

Налоговые льготы в РФ.

Экскурсия

1

https://postupi.online/

25

Права
и
обязанности
налогоплательщика.
Налоговая инспекция

Участие в конкурсах

1

http://consultant.ru/

практическая 1

http://bizlog.ru/eks/

Экскурсия в налоговую
инспекцию.

Работа в группах

26

27

Экскурсия,
работа

практическая 1

1

http://atlas100.ru/about/

http://atlas100.ru/about/

28

Роль денег в нашей жизни.

Экскурсия

1

http://atlas100.ru/about/

29

Риски в мире денег

Участие в конкурсах

1

https://postupi.online/

30

Семейный бюджет.

Экскурсия,
работа

31

Личный бюджет

32

Составление личного
финансового плана.

33

Защита своего личного
финансового плана.

практическая 1

http://consultant.ru/

Работа в группах

1

http://bizlog.ru/eks/

Экскурсия

1

http://atlas100.ru/about/

Участие в конкурсах

1

http://atlas100.ru/about/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».