МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63 ПРИЛОЖЕНИЕ к основной общеобразовательной программе среднего общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» /общеинтеллектуальное направление/ 10-11 классы Составитель: Клевакина Наталия Викторовна, ВКК Екатеринбург, 2024 Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: 1. Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Закона РФ от 24.06.2023 № 283-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"; 3. Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; 4. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413; 5. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"; 6. Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014; 7. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”; 8. Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; 9. Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; 10. Письма Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»; 11. Стратегий развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; 12. Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 13. Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; 14. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 декабря 2022 г. № 24 "О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2"; 15. Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ № 63. Цель курса: формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решенияв области управления личными финансами, способности реализовать эти решения. Место курса в плане внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 63: учебный курс предназначен для обучающихся 10–11-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе. Содержание курса внеурочной деятельности 10 класс (34 часа) Раздел 1. Банковская система: услуги и продукты (6ч.) Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.) Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности. Раздел З. Страхование: что и как надо страховать. (4ч). Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности. Раздел 4. Собственный бизнес. (4ч) Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен. Раздел 5. Основы налогообложения. (6ч.) Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет. Раздел 6. Личное финансовое планирование. (8ч) Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попастьв сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов. 11 класс (34 часа) Раздел 1. Банковская система: услуги и продукты (6ч.) Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.) Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности. Раздел З. Страхование: что и как надо страховать. (4ч). Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности. Раздел 4. Собственный бизнес. (4ч) Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен. Раздел 5. Основы налогообложения. (6ч.) Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет. Раздел 6. Личное финансовое планирование. (8ч) Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов. Планируемые деятельности результаты освоения курса внеурочной Личностные результаты: осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты Сформировано представление: понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; понимание и правильное использование экономических терминов; освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов; приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Сформировано ценностное отношение: к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре; семье и семейным традициям; учебе, труду и творчеству; своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; природе и всем формам жизни. Сформирован интерес: к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.; общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города; природе, природным явлениям и формам жизни; художественному творчеству. Сформированы умения: устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе; распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. Тематическое планирование 10 класс № п/п Тема занятия 1 Банковская система 2 Форма проведения занятия Количество часов, отводимых на освоение темы ЦОР/ЭОР Тестирование 1 http://bizlog.ru/eks/ Как сберечь деньги помощью депозитов. с Деловая игра 1 http://atlas100.ru/about/ 3 Кредит- зачем он нужен и где егополучить. Экскурсии 1 http://atlas100.ru/about/ 4 Какой кредит выбрать. Лекция работой 5 Банковские карты, электронные финансы. Лекция с элементами 1 эвристической беседы http://consultant.ru/ 6 Экскурсия в банк Лекция работой с практической 1 http://bizlog.ru/eks/ 7 Что такое ценные бумаги. Фондовыйрынок. Лекция работой с практической 1 http://atlas100.ru/about/ 8 Денежный рынок и рынок капиталов. Экскурсия 1 http://atlas100.ru/about/ 9 10 11 12 с практической 1 Граждане на рынке ценных бумаг. Учебная дискуссия 1 Основные правила инвестирования: как покупать и продавать ценные бумаги. Зачем нужны паевые Участие в конкурсах 1 инвестиционные фонды: структура, виды, особенности работы. Управляющие компании Лекция с практической 1 и негосударственные работой пенсионныефонды О пенсионной грамотности. Встреча Учебная дискуссия 1 со специалистами Пенсионного фонда. https://postupi.online/ https://postupi.online/ http://consultant.ru/ http://bizlog.ru/eks/ http://atlas100.ru/about/ 13 Страховой рынок в России. Лекция работой 14 Страхование имущества. Работа в группах 1 https://postupi.online/ 15 Личное страхование. Работа в группах 1 http://consultant.ru/ 16 Выбор страховщика Экскурсия 1 http://bizlog.ru/eks/ 17 Малый и средний бизнес в РФ. Создание собственного бизнеса. Участие в конкурсах 1 http://atlas100.ru/about/ 18 Составляем бизнес-план Экскурсия, работа практическая 1 http://atlas100.ru/about/ 19 Расходы и доходы Работа в группах 1 https://postupi.online/ 20 Финансовые риски Экскурсия 1 http://consultant.ru/ 21 Налоговый кодекс РФ. Участие в конкурсах 1 http://bizlog.ru/eks/ 22 Виды налогов в РФ. Экскурсия, работа 23 Налоговые льготы в РФ. Работа в группах 1 http://atlas100.ru/about/ 24 Права и обязанности налогоплательщика. Экскурсия 1 https://postupi.online/ Участие в конкурсах 1 http://consultant.ru/ практическая 1 http://bizlog.ru/eks/ с 25 Налоговая инспекция 26 Экскурсия в налоговую инспекцию. Экскурсия, работа практической 1 практическая 1 http://atlas100.ru/about/ http://atlas100.ru/about/ 27 Роль денег в нашей жизни. Работа в группах 1 http://atlas100.ru/about/ 28 Риски в мире денег Экскурсия 1 http://atlas100.ru/about/ 29 Семейный бюджет. Участие в конкурсах 1 https://postupi.online/ 30 Личный бюджет Экскурсия, работа практическая 1 http://consultant.ru/ 31-32 Составление личного финансового Работа в группах плана. 2 http://bizlog.ru/eks/ 33-34 Защита своего личного финансового плана. 2 http://atlas100.ru/about/ Экскурсия Тематическое планирование 11 класс № п/п Тема занятия Форма проведения занятия Количество часов, отводимых на освоение темы ЦОР/ЭОР 1 Банковская система Тестирование 1 http://bizlog.ru/eks/ 2 Как сберечь деньги с помощью депозитов. Деловая игра 1 http://atlas100.ru/about/ 3 Кредит- зачем он нужен и где его Экскурсии получить. 1 http://atlas100.ru/about/ 4 Какой кредит выбрать. Лекция работой 5 Банковские карты, электронные финансы. Лекция с элементами 1 эвристической беседы http://consultant.ru/ 6 Экскурсия в банк Лекция работой с практической 1 http://bizlog.ru/eks/ 7 Что такое ценные бумаги. Фондовыйрынок. Лекция работой с практической 1 http://atlas100.ru/about/ 8 Денежный рынок и рынок капиталов. Экскурсия 1 http://atlas100.ru/about/ 9 Граждане на рынке ценных Учебная дискуссия бумаг. Основные правила инвестирования: как покупать и продавать ценные бумаги. Зачем нужны паевые Участие в конкурсах инвестиционные фонды: структура, виды, особенности работы. 1 https://postupi.online/ 1 http://consultant.ru/ 10 с практической 1 https://postupi.online/ 11 Управляющие компании и Лекция работой с практической 1 http://bizlog.ru/eks/ негосударственные пенсионные 12 фонды О пенсионной грамотности. Учебная дискуссия Встреча со специалистами Пенсионного фонда. 13 Страховой рынок в России. Лекция работой 14 Страхование имущества. Работа в группах 1 https://postupi.online/ 15 Личное страхование. Работа в группах 1 http://consultant.ru/ Экскурсия 1 http://bizlog.ru/eks/ 1 http://atlas100.ru/about/ практическая 1 http://atlas100.ru/about/ 16 Выбор страховщика с 1 http://atlas100.ru/about/ практической 1 http://atlas100.ru/about/ 17 Малый и средний бизнес в РФ. Участие в конкурсах 18 Создание собственного бизнеса. Экскурсия, работа 19 Составляем бизнес-план Работа в группах 1 https://postupi.online/ 20 Расходы и доходы Экскурсия 1 http://consultant.ru/ 21 Финансовые риски Участие в конкурсах 1 http://bizlog.ru/eks/ 22 Налоговый кодекс РФ. Экскурсия, работа 23 Виды налогов в РФ. Работа в группах 1 http://atlas100.ru/about/ 24 Налоговые льготы в РФ. Экскурсия 1 https://postupi.online/ 25 Права и обязанности налогоплательщика. Налоговая инспекция Участие в конкурсах 1 http://consultant.ru/ практическая 1 http://bizlog.ru/eks/ Экскурсия в налоговую инспекцию. Работа в группах 26 27 Экскурсия, работа практическая 1 1 http://atlas100.ru/about/ http://atlas100.ru/about/ 28 Роль денег в нашей жизни. Экскурсия 1 http://atlas100.ru/about/ 29 Риски в мире денег Участие в конкурсах 1 https://postupi.online/ 30 Семейный бюджет. Экскурсия, работа 31 Личный бюджет 32 Составление личного финансового плана. 33 Защита своего личного финансового плана. практическая 1 http://consultant.ru/ Работа в группах 1 http://bizlog.ru/eks/ Экскурсия 1 http://atlas100.ru/about/ Участие в конкурсах 1 http://atlas100.ru/about/