ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Хореографическая студия «Ритм» Возраст обучающихся: 7-13 лет Срок реализации: 3 года Автор: Сидоркина Евгения Васильевна, 1КК Педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 Содержание № Наименование Стр. Титульный лист 1 Комплекс основных характеристик программы 3 Пояснительная записка 3 Цель, задачи программы 4 1.2 Содержание программы 6 1.3 Учебный (тематический) план 1 года обучения 6 Планируемые результаты 12 Календарный учебный график 1 год обучения 12 Учебный (тематический) план 2 года обучения 19 Календарный учебный график 2 год обучения 23 Планируемые результаты 29 Учебный (тематический) план 3 года обучения 30 Календарный учебный график 3 год обучения 35 Планируемые результаты 41 2.1 Условия реализации программы 42 2.2 Формы аттестации 42 2.3 Методическое обеспечение 43 2.4 Список литературы 45 1 1.1 1.4 1.5 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографическая студия - «Ритм» составлена в соответствии с нормативными документами: Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Закона от 24.06.2023 № 283-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"; Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023)); Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Устава МАОУ СОШ № 63. Направленность программы – художественная-эстетическая. Актуальность программы Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности обучающегося. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа. Педагогическая целесообразность программы определена тем, что данная программа ориентирует детей на приобщение к музыкально-художественной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Уровень освоения программы: базовый. Адресат программы: обучающиеся 7-13 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе 8-15 человек. Объем освоения программы: 3 года обучения (7-10 лет) – 2 часа в неделю, 68 часов в год. Срок реализации программы: 3 года. Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю, 1 час равен 40 минутам. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: Группы формируются из обучающихся одного возраста, являющиеся основным составом хореографической студии «Ритм»; состав группы постоянный. Учебный год начинается: 1 год обучения с 1 сентября; 2 год обучения с 1 сентября; 3 год обучения с 1 сентября. Программу реализует педагог дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. 1.2. Цель, задачи программы Цель программы: духовное и физическое развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуальных способностей в области хореографии, формирование устойчивого интереса к искусству. Задачи: Обучающие: 1. Ознакомить детей с терминологией танца, научить использовать ее в работе. 2. Научить выполнять движения одновременно с показом педагога, сохраняя при этом правильное положение корпуса, ног, рук, головы в пространстве (формирование двигательных навыков). 3. Научить самостоятельно отрабатывать отдельные движения и комбинации. 4. Научить выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением. 5. Научить работать в коллективе, чувствовать друг друга в танце. Развивающие: 6. Развить координацию и пластику, необходимую для танцевального исполнения в соответствии с особенностями жанра. 7. Развить чувства ритма, музыкальности. 8. Развить воображение, умение передать музыку и содержание образа движением. 9. Развить творческую инициативу детей. Воспитательные: 10. Воспитать художественный вкус. 11. Воспитать интерес к хореографии. 12. Сформировать навыки здорового образа жизни. 13. Развить коммуникативные навыки. 1.3. Содержание программы Учебно-тематический план 1 год обучения. № Тема 1 Вводное занятие. Знакомство с группой. Инструктаж по охране труда Ритмика. Что такое танец, основные понятия Партерная гимнастика. Развитие гибкости и физических данных Азбука классического танца. Основные элементы Основные элементы народно-сценического танца Современный танец и его особенности Постановка танцевальных номеров Отработка постановок. Работа над актерским мастерством и сценическим движением Итого 2 3 4 5 6 7 8 9 Всего часов теория практика 2 2 - Форма аттестации/ контроля Наблюдение 15 5 10 Наблюдение 10 - 10 Наблюдение 10 5 5 Наблюдение 10 5 5 Наблюдение 5 2 3 Наблюдение 10 - 10 Наблюдение 6 2 4 Наблюдение 68 21 47 Содержание учебно-тематического плана 1 год обучения 1. Ритмика Задача данной темы состоит в развитии у детей музыкального слуха, чувство ритма, координации движений, музыкально-ритмической координации (умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку). Умение ориентироваться в пространстве. Знать и выполнять базовые танцевальные шаги (марш, бег, прыжки, галоп, подскоки), а так же перестроения (круг, колонна, шеренга, пары). Ритмика включает ритмические упражнения, музыкальные игры, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивать чувство ритма. Формирование правильной осанки, красивой походки. Развитие гибкости и пластичности. Воспитание силы и выносливости. Развитие ловкости, координации. Обогащение двигательного опыта многообразными видами движений. Построение танцевальных комбинаций на шаге и беге в различных рисунках. Ориентация детей в пространстве и времени, развитие музыкальности. Дальнейшее ритмическое воспитание на усложнении элементов танцевальных движений. Практические занятия: 1. Наклоны головы вперед, назад, вправо, влево. Повороты головы направо и налево. 2. Разогрев мышц предплечья и лопаток: поднятие плеч вверх, опускание вниз, поочередное поднятие и опускание плеч. 3. Круговые движения плеч вперед и назад. 4. Работа кистей и пальцев рук. 5. Махи руками в стороны, вперед. Круговые акцентированные движения рук вперед и назад (через паузу и подряд). 6. Наклоны корпуса вперед и в сторону. 7. Акцентированные наклоны корпуса вперед-вниз с руками, поднятыми над головой в «замке». 8. Приседания по I позиции с поворотом корпуса вправо-влево, чередующиеся с подъемом на полупальцы. 9. Упражнение ласточка. 10. Наклоны корпуса вперед (с раскрыванием рук в стороны) и в сторону. 11. Упражнение на развитие подвижности тазобедренного и коленного суставов. Поочередное поднятие ног вперед (вытянутый носок работающей ноги прижать к колену опорной ноги). 12. Понятие о plie и releve. Приседания по VI позиции, подъем на полупальцы. 13. Прыжки с хлопками в повороте (на 1/4 поворота) вправо и влево. 14. Прыжки с хлопками и с продвижением вперед и назад по определенному ритмическому рисунку. Например: 2 медленных хлопка + 3 быстрых хлопка и 2 прыжка через паузу + 3 прыжка подряд. 15. Прыжки по линиям и по столбикам. 16. Удары стопой по VI позиции в характере русского танца (одинарные, тройные). 17. Понятие о вытянутой и сокращенной стопе. Поочередное открывание ног на носок вперед и в сторону. Упражнение «носок-каблук» в характере русского танца. 18. Понятие о прыжке. Прыжки по VI позиции. Сочетание прыжков с хлопками (4 хлопка + 4 прыжка). 19. Одинарные удары стопой по III позиции. 20. «Гармошка» с продвижением вправо и влево. 21. «Елочка» с продвижением вправо и влево. 22. «Ковырялочка» с тройным притопом. 23. Приставные шаги вперед, назад, вправо и влево (простые, с приседанием). 24. Мелкий шаг на полупальцах с продвижением (руки на поясе), по кругу (взявшись за руки). 25. Галоп в продвижении вправо, влево и по диагонали с окончанием движения в demi plie (приседание). 26. Шаг с подскоком на опорной ноге (подготовка к подскокам) в продвижении по. 27. Подскоки на месте и с продвижением. 2. Партерная гимнастика Упражнения в партере, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению незначительных физических недостатков. Основные элементы партерной гимнастики: - укрепление мышц спины и брюшного пресса прогиба назад. - укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед. - укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны. - укрепление и растяжка мышц тазового пояса, бедер, ног. - укрепление и развитие стоп. - укрепление мышц плечевого пояса. - упражнения для тренировки равновесия. 3. Азбука классического танца Классический танец начинается с экзерсиса у станка, в котором проучиваются и отрабатываются упражнения. На их основе строится весь урок. В экзерсисе у станка закладывается основа знаний будущего танцовщика: развивается координация движений и приобретается апломб, проучивается постановка корпуса, ног, рук и головы, вырабатывается сила и эластичность мышц, гибкость корпуса, развивается выворотность ног. Движения классического танца: 1. Постановка корпуса. 2.Положения и движения рук: - подготовительная позиция; - позиции рук (1,2,3); - постановка кисти; 3. Положения и движения ног: - позиции ног (выворотные 1,2,3); - demi plie (по 1 позиции); - relleve ( по 6 позиции); - sotte ( по 6 позиции); - легкий бег на полупальцах; - танцевальный шаг. 4. Основные элементы народно-сценического танца Изучение элементов народного танца и характерным чертам исполнения. Важно прививать детям любовь к народным танцам. Научить детей особенностям народных движений. Народные танцы для детей сохраняют истоки национальной культуры, прививает любовь к культуре, и расширяют кругозор, ведь изучая танцы народов мира, ребенок узнает историю других стран, их музыку и костюмы, все это взращивает корни нравственности и образованности. Практические занятия. Русский танец. Позиция рук - 1, 2, 3 - на талии, полочка. Поклон в русском народном танце. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп - удар всей стопой 4 шаг с притопом в сторону; тройной притоп. Припадания на месте с продвижением в сторону: исходная, свободная 3-я позиция; поднявшись на полупальцах поставленной назад ноги, упасть на другую ногу в полуприпадание, затем опять подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию. «Ковырялочка» - поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков. 5. Современный танец и его особенности Современный танец – это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя, что им может заниматься каждый, если преодолеет в себе лень и страх перед незнакомым. Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее, он самостоятельный, яркий и сценический. Он подвижен и непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму, окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры. Современный танец с его стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Это направление предполагает разностороннюю подготовку. Это и элементы классической подготовки, и определенные гимнастические, театральные навыки. 6. Постановка танцевальных номеров Построение танцевального репертуара в соответствии с физическими возможностями детей. Массовые танцы – как средство воспитания эмоциональности и выразительности ребенка, чувства коллективизма и культуры общения. Формирование умения и навыков ритмично двигаться под музыку, передавать в движении характер танца, динамику, темп и другие средства музыкальной выразительности. Инсценировка детских песен по их содержанию. Разучивание танцевальных элементов на середине зала, в продвижении по кругу, диагонали, по линии вправо-влево, в повороте и т.д. Сочетание танцевальных элементов между собой. Составление и разучивание танцевальных комбинаций. 7. Отработка постановок. Работа над актерским мастерством и сценическим движением Цель постановочной и репетиционной работы - эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей детей, понимание содержательности танцевального образа. Дети младшего возраста мыслят образами, и, в отличие от детей старшего возраста, они с трудом понимают логику закона построения и исполнения движений. Поэтому необходимо сформировать навыки на эмоциональном уровне, играя с ними в те или иные образы. Задача педагога в процессе постановочной работы и отработки движений воспитание детей в атмосфере творческой дисциплины, развитие активности и сознательности, ассоциативного мышления, пластической выразительности, выявление их артистических способностей. Значение возрастных, индивидуальных психофизических возможностей исполнителей хореографической постановки. Выбор танцевального репертуара коллектива строится с учетом воспитывающего и обучающего воздействия на личность ребенка. 1.4 Планируемые результаты В конце 1 года обучения обучающиеся должны: -иметь высокие показатели физических качеств (гибкости, ловкости и координации, быстроты, выносливости, силы); -уметь пластично и грациозно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением; - знать базовые движения; - обладать чувством ритма; - координировать свои движения; 1. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 1 год обучения № неделя 1 01 Номер занятия 01 2 01 3 Форма занятия Всего часов беседа 2 02 трениро вка 2 01 03 трениро вка 2 4 02 04 трениро вка 2 5 02 05 трениро вка 2 6 02 06 трениро вка 2 Тема учебного занятия Правила поведения в учреждении и на занятии. Инструктаж по технике безопасности Разминка. Упражнения на развитие музыкальности, координации Разминка. Упражнения на развитие музыкальности, координации Понятие о plie и releve. Приседания по VI позиции, подъем на полупальцы. Прыжки. Разминка. Понятие о вытянутой и сокращенной стопе. Прыжки Изучение базовых движений Форма контроля наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение трениро вка трениро вка трениро вка 2 Изучение базовых движений 2 наблюдение 10 трениро вка 2 04 11 2 12 04 12 трениро вка трениро вка 13 05 13 трениро вка 2 14 05 14 2 15 05 15 трениро вка трениро вка 16 06 16 трениро вка 2 17 06 17 трениро вка 2 18 06 18 трениро вка 2 19 07 19 2 20 07 20 21 07 21 трениро вка трениро вка трениро вка Повторение и закрепление пройденного материала Повторение и закрепление пройденного материала. Упражнения в партере Укрепление мышц спины и брюшного пресса прогиба назад. Укрепление и растяжка мышц тазового пояса, бедер, ног. Упражнения на растяжку и раскрытие тазобедренного сустава. Подготовка к шпагатам Укрепление и растяжка мышц тазового пояса, бедер, ног. Подготовка к шпагатам. Повторение и закрепление пройденного материла. Укрепление и развитие стоп. Укрепление мышц плечевого пояса. Укрепление мышц плечевого пояса. Упражнения для тренировки равновесия. Укрепление мышц спины и брюшного пресса прогиба назад. Упражнения на растяжку мышц задней части бедра, продольный шпагат. Повторение и закрепление пройденного материала. Движения классического танца Движения классического танца 22 08 22 трениро вка 2 наблюдение 23 08 23 трениро вка 2 Позиции ног (выворотные 1,2,3) - demi plie (по 1 позиции) Закрепление и отработка материала 7 03 07 8 03 08 9 03 09 10 04 11 2 2 2 2 2 наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 24 08 24 трениро вка 2 25 09 25 2 26 09 26 27 09 27 28 10 28 трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка 29 10 29 2 30 10 30 31 01 15 01 20 трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка 32 01 22 трениро вка 2 33 01 27 трениро вка 2 34 01 29 трениро вка 2 35 02 03 трениро вка 2 36 02 05 2 37 02 10 трениро вка трениро вка 38 02 12 трениро вка 2 39 02 17 трениро вка 2 2 2 2 2 2 2 2 Упражнения на развитие силы стопы, выворотности в тазобедренном суставе Комбинации прыжков наблюдение Повторение пройденного материала Закрепление пройденного материала Умение соблюдать статичность корпуса при различных танцевальных шагах Повторение и закрепление материала. Изучение элементов народного танца Русский танец и его особенности Постановка корпуса и движение головы в русском народном танце Позиция рук в народном танце - 1, 2, 3 - на талии, полочка Поклон в русском народном танце, повторение позиций рук Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед Шаги танцевальные: бег захлест, бег с высоким подниманием ног Повторение и отработка материала Составление танцевального этюда на основе пройденных элементов Притоп - удар всей стопой 4 шаг с притопом в сторону; тройной притоп «Ковырялочка» поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 40 02 24 41 02 25 42 03 02 43 03 04 44 03 09 45 03 11 46 03 16 47 03 18 48 03 23 03 25 49 50 03 30 51 04 01 52 04 06 53 04 08 54 04 13 55 04 15 56 04 20 57 04 22 58 04 27 59 04 29 60 05 04 трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка 2 Закрепление и отработка пройденного материала 2 Современный танец 2 Современный танец 2 трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка 2 трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка 2 Современный танец, основные движения Современный танец, основные движения Позиции ног в современном танце Позиции рук: 1-я, 2-я, 3-я, подготовительное положение Наклоны торса: Flat back положение, в котором спина, голова и руки составляют одну плоскость Повторение и отработка выученных движений Простые движения танца модерн Простые движения танца модерн Составление этюда на основе изученного материала Движения в паре (подскоки за руки, синхронные прыжки, хлопки в паре) Рисунки в танцевальной композиции Закрепление пройденного материала 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Урок актерского мастерства 2 Постановка танца 2 Постановка танца 2 Постановка танца 2 Постановка танца 2 Работа над передачей эмоций в танце наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 61 05 06 трениро вка 2 62 05 11 2 63 05 13 64 05 18 65 05 20 66 05 22 67 05 25 68 05 27 трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка Галоп в продвижении вправо, влево и по диагонали с окончанием движения в demi plie Партерный экзерсис, упражнения на координацию Партерный экзерсис, упражнения на координацию Партерный экзерсис, упражнения на координацию Изучение вращений и поворотов Изучение вращений и поворотов Изучение вращений и поворотов 2 2 2 2 2 2 наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение Аттестация 1.4. Содержание программы Учебно-тематический план 2 год обучения. № Название раздела, темы 1 Вводное занятие, знакомство с детьми. Инструктаж по охране труда Азбука танцевального движения Партерная гимнастика. Развитие гибкости и физических данных Азбука классического танца. Элементы народносценического танца Современный танец и его особенности Постановка танцевальных номеров Отработка постановок. Работа над актерским мастерством и сценическим движением Итого 2 3 4 5 6 7 8 9 Всего часов Теория Практика 2 2 - Форма аттестации/ контроля Наблюдение 15 5 10 Наблюдение 10 - 10 Наблюдение 10 5 5 2 5 3 Наблюдение Наблюдение 10 5 5 Наблюдение 10 - 10 Наблюдение 6 2 4 Наблюдение 68 21 47 Содержание учебно-тематического плана 2 год обучения 1. Азбука танцевального движения Последовательное повторение упражнений первого года обучения, с усложнением и добавлением темпа исполнения. Отработка техники движения, достигая музыкальности и ритмичности, развивая логическую и мышечную память. Включает весь материал 1 года обучения. Изучение особенности музыки – марш, полька. Быстрые и медленные движения. Практические занятия: -Закрепляется и исполняется материал 1 года обучения -Акцентирование сильной доли такта в шагах -Вступление и финал в танце -Перестроение по линии танца 2. Партерная гимнастика. Развитие гибкости и физических данных. Практика: -упражнение на развитие подвижности стопы; -упражнение на подвижность голеностопного сустава; -упражнение на развитие шага; -упражнение на развитие гибкости; -упражнение на укрепление позвоночника (лодочка, корзинка, стрела); -упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса (подъем ног на 90 градусов); -упражнение на развитие выворотности ног; -упражнение на развитие мышц тазобедренного сустава; -растяжка ног (вперед, в сторону); -наклоны корпуса к ногам; -шпагат (продольные и поперечный). -«корзинка»; -«лодочка»; -мостик и полумостик; -«кольцо». 3. Азбука классического танца. Повторение и закрепление пройденных элементов классического танца, упражнения у станка и на середине. 1. Постановка корпуса. - положение головы - наклоны (вперед, в сторону и назад) 2. Положения и движения рук: - подготовительная позиция; - позиции рук (1,2,3); - постановка кисти; - отличие 2 позиции классического танца от 2 позиции народного танца; - раскрывание и закрывание рук, подготовка к движению; 3. Положения и движения ног: - позиции ног (выворотные 1,2,3); - demi plie (по 1 позиции); - relleve ( по 6 позиции); - sotte ( по 6 позиции); - battement tendu (вперед и в сторону) - легкий бег на полупальцах; - танцевальный шаг. 4. Элементы народно-сценического танца Повторение и совершенствование пройденного материала. Элементы народного танца: - Хороводный шаг на полупальцах; - Тройной притоп; - Повороты на 3 шагах вправо, влево; - Тройной шаг с притопом вперед, назад; - Перескок с ноги на ногу; - Кружение в парах. 5. Современный танец и его особенности Повторение и отработка материала первого ода обучения. Добавление положений рук и корпуса, усложнение связок и комбинаций. В современном танце большую роль играет индивидуальность исполнителя. И это неудивительно, ведь современный танец это не просто последовательность заученных движений, это небольшая танцевальная постановка. Исполнитель должен обладать не только танцевальным, но и актерским талантом. Один из принципов, свойственных современному танцу, является импровизация. Также, исполнитель должен творчески подходить к танцу, просто механическое повторение определенных движений, в данном случае неуместно. Исполнитель должен суметь выразить себя, свое состояние путем танца. 6. Постановка танцевальных номеров Построение танцевального репертуара в соответствии с физическими возможностями детей. Формирование умения и навыков ритмично двигаться под музыку, передавать в движении характер танца, динамику, темп и другие средства музыкальной выразительности. Инсценировка детских песен по их содержанию. Разучивание танцевальных элементов на середине зала, в продвижении по кругу, диагонали, по линии вправо-влево, в повороте и т.д. Сочетание танцевальных элементов между собой. Составление и усложнение танцевальных комбинаций. 7. Отработка постановок. Работа над актерским мастерством и сценическим движением Цель постановочной и репетиционной работы - эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей детей, понимание содержательности танцевального образа. Календарно тематическое планирование Второй год обучения № неделя 1 01 Номер занятия 01 2 01 3 Форма занятия Всего часов Тема учебного занятия беседа 2 02 трениро вка 2 01 03 трениро вка 2 4 02 04 трениро вка 2 5 02 05 трениро вка 2 6 02 06 2 Изучение базовых движений 7 03 07 2 Изучение базовых движений 8 03 08 2 9 03 09 трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка 10 04 10 трениро вка 2 11 04 11 2 12 04 12 трениро вка трениро вка 13 05 13 трениро вка 2 14 05 14 2 15 05 15 трениро вка трениро вка Повторение и закрепление пройденного материала Повторение и закрепление пройденного материала. Упражнения в партере Укрепление мышц спины и брюшного пресса прогиба назад. Укрепление и растяжка мышц тазового пояса, бедер, ног. Упражнения на растяжку и раскрытие тазобедренного сустава. Подготовка к шпагатам Укрепление и растяжка мышц тазового пояса, бедер, ног. Подготовка к шпагатам. Повторение и закрепление пройденного материла. 2 2 2 Правила поведения в учреждении и на занятии. Инструктаж по технике безопасности Разминка. Упражнения на развитие музыкальности, координации Разминка. Упражнения на развитие музыкальности, координации Понятие о plie и releve. Приседания по VI позиции, подъем на полупальцы. Прыжки. Разминка. Понятие о вытянутой и сокращенной стопе. Прыжки Укрепление и развитие стоп. Форма контроля анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ 16 06 16 трениро вка 2 17 06 17 трениро вка 2 18 06 18 трениро вка 2 19 07 19 2 20 07 20 21 07 21 трениро вка трениро вка трениро вка 22 08 22 трениро вка 2 23 08 23 2 24 08 24 25 09 25 26 09 26 27 09 27 28 10 28 29 10 29 30 10 30 31 01 15 01 20 01 22 трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка 32 2 2 Укрепление мышц плечевого пояса. Укрепление мышц плечевого пояса. Упражнения для тренировки равновесия. Укрепление мышц спины и брюшного пресса прогиба назад. Упражнения на растяжку мышц задней части бедра, продольный шпагат. Повторение и закрепление пройденного материала. Движения классического танца Движения классического танца Позиции ног (выворотные 1,2,3) - demi plie (по 1 позиции) Закрепление и отработка материала анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ 2 Разминка, кросс 2 Комбинации прыжков анализ 2 Повторение пройденного материала анализ 2 Разминка, работа с корпусом 2 Разминка, работа с корпусом 2 Повторение и закрепление материала. 2 Элементы народного танца 2 Народный танец и его особенности Движения корпуса и головы в народном танце Позиция рук в народном танце - 1, 2, 3 - на талии, полочка 2 2 анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ 33 01 27 34 01 29 35 02 03 36 02 05 37 02 10 38 02 12 39 02 17 40 02 24 41 02 25 42 03 02 43 03 04 44 03 09 45 03 11 46 03 16 47 03 18 48 03 23 03 25 49 50 03 30 51 04 01 52 04 06 53 04 08 трениро вка трениро вка трениро вка 2 трениро вка трениро вка 2 трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка 2 трениро вка 2 2 2 2 2 2 Повторение позиций ног и рук Шаги танцевальные, кросс. Упражнения в партере Шаги танцевальные: бег захлест, бег с высоким подниманием ног Повторение и отработка материала Составление танцевального этюда на основе пройденных элементов Этюд на основе пройденных элементов Этюд на основе пройденных элементов Закрепление и отработка пройденного материала 2 Современный танец 2 Современный танец 2 Современный танец, основные движения Современный танец, основные движения Позиции ног в современном танце Позиции рук: 1-я, 2-я, 3-я, подготовительное положение Наклоны торса: Flat back Движения корпуса Повторение и отработка выученных движений Составление этюда на основе изученного материала Составление этюда на основе изученного материала Составление этюда на основе изученного материала Движения в паре (подскоки за руки, синхронные прыжки, хлопки в паре) Рисунки в танцевальной композиции 2 2 2 2 2 2 2 2 2 анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ 54 04 13 55 04 15 56 04 20 57 04 22 58 04 27 59 04 29 60 05 04 61 05 06 62 05 11 63 05 13 64 05 18 65 05 20 66 05 22 67 05 25 68 05 27 трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка 2 Закрепление пройденного материала 2 Урок актерского мастерства 2 Постановка танца 2 Постановка танца 2 Постановка танца 2 Постановка танца 2 Работа над синхронностью 2 Работа над передачей эмоций в танце Партерный экзерсис, упражнения на гибкость Партерный экзерсис, упражнения на гибкость Партерный экзерсис, упражнения на гибкость Изучение вращений и поворотов в продвижении Изучение вращений и поворотов в продвижении Изучение вращений и поворотов в продвижении 2 2 2 2 2 2 2 Аттестация анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ Планируемые результаты В конце 2 года обучения обучающиеся должны: - понятия такт и затакт, каким бывает характер музыки; правила и логику перестроения из одних рисунков в другие; - правила выворотности ног, правила постановки рук; - особенности эстрадных танцев, многообразие направлений современных танцев; уметь: - выполнять в такт музыке фигурную маршировку, сохраняя осанку; вовремя начиная и заканчивая движения; перестраиваться из колонны в шеренгу и круг; - принимать 1, 2, 3, 6 позиции ног; подготовительную, 1, 2, 3 позицию рук; деми плие, батман тандю, батман тандю деми плие; гранд батманы. - двигаться в темпе и ритме современной музыки; исполнять простейшие движения: приставные шаги, повороты, различные махи руками, выпады и т.д.; 1.5. Содержание программы Учебно-тематический план 3 год обучения. Форма Всего № Название раздела, темы Теория Практика аттестации/ часов контроля 1 Вводное занятие, знакомство 2 2 Наблюдение с детьми. Инструктаж по охране труда 2 Азбука танцевального 15 5 10 Наблюдение движения 3 Партерная гимнастика. 10 10 Наблюдение Развитие гибкости и физических данных 4 Классический танец 10 5 5 Наблюдение 5 Элементы народно5 2 3 Наблюдение сценического танца 6 Современный танец 10 5 5 Наблюдение 7 Постановка танцевальных 10 10 Наблюдение номеров постановок. 8 Отработка 6 2 4 Наблюдение Работа над актерским мастерством и сценическим движением 9 Итого 68 21 47 Содержание учебно-тематического плана 3 год обучения 1. Азбука танцевального движения Последовательное повторение упражнений первого и второго года обучения, с усложнением и добавлением темпа исполнения. Отработка техники движения, достигая музыкальности и ритмичности, развивая логическую и мышечную память. Совершенствуется исполнительское мастерство, закрепляются и развиваются полученные хореографические умения и навыки, интенсивно пополняют знания в области хореографического искусства. Усложнятся драматургия и музыкальный материал. 2. Партерная гимнастика. Развитие гибкости и физических данных На третьем году обучения возможны варианты растяжки в паре. Упражнения в партере, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому, народному, современному экзерсису у станка и на середине зала, требующему высокого физического напряжения. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают выработать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп. 1. Упражнения, способствующие растягиванию ахилловых сухожилий, стоп, подколенных мышц и связок. 2. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра. 3. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса. 4. Растягивание мышц и связок спины, особенно поясницы. 5. Упражнения для гибкости позвоночника. 6. Укрепление мышц спины и позвоночника. 7. Упражнения для развития эластичности мышц плечевого пояса. 8. Упражнения для развития выворотности и танцевального шага. 9. Различные варианты растяжек. 3. Классический танец Повторение и закрепление пройденных элементов классического танца на первом и втором году обучения, упражнения у станка и на середине. Постановка корпуса, позиции ног, позиции рук: 1. Позиции ног – 1-я, 2-я, 5-я.; 2. Подготовительное положение и позиции рук – 1-я, 2-я, 3-я 3. Постановка корпуса (лицом к станку и на середине зала); Упражнения у станка: 1. Разогрев стопы лицом к станку; 2. Demi plie по 1-й, 2-й, 5-й позиции; 3. Grands plies (лицом к станку); 4. Комбинация demis, grands plies; 5. Комбинация battements tendus крестом с degage; 6. Battement tendu jete крестом; 7. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans; 8. Battements releve lents крестом на 45 градусов; 9. Grands battements крестом. Упражнения на середине зала: 1. Комбинация demis, grands plies по 1-й, 2-й позиции; 2. Комбинация battements tendus крестом с degage; 3. Battement tendu jete крестом; 4. Rond de jambe par terre en dehors, en dedans; 5. Battements releve lents крестом на 45 градусов; 6. Grands battements крестом. 7. Arabesques 1-й, 2-й; 8. Позы классического танца croisee, efface. 4. Элементы народно-сценического танца Повторение и совершенствование пройденного материала за первый и второй год обучения. Элементы русского народно-сценического танца: - Раскрывание и закрывание рук: одной руки, двух рук, поочередные раскрывания рук, переводы рук в различные положения. - Припадание в сторону по 3-й свободной позиции, вперед и назад по 1-й прямой позиции. - Боковые перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции, по 1-й прямой позиции. - Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям). - Бег на месте и с продвижением вперед и назад на полупальцах. - Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя. - «Веревочка» простая. - «Ковырялочка» с двойным притопом, с тройным притопом - «Ключ» простой Элементы итальянского танца 1. Два вида хода. 2. Pas de basque (переброска ног накрест). 3. Pas echappe с поворотом в tirbouchone. 4. Выбрасывание ноги с каблука на носок. 5. Навыки обращения с бубном. Элементы цыганского танца 1. Основной ход вперёд (сценический вид). 2. Ход с продвижением назад. 3. Женский боковой ход 4. Повороты. 5. Владение платком, шалью. 6. Чечётка. 7. Хлопки. 8. «Дрожь» плечей. 5. Современный танец Основные положения ног и рук. Позиции ног: 1 параллельная позиция; 1-аут - аналогична 1 позиции классического танца; 2 параллельная - стопы находятся точно под бедрами; 2-аут - аналогична 2 позиции классического танца. Позиции рук: 1-я, 2-я, 3-я, подготовительное положение. Разогрев. - Движения заимствованные из классического танца: Подъемы и опускания на полупальцы (releve) в сочетании с plie; Demi и grand plie по параллельным и выворотным позициям; Battement tendu; Battement tendu jete по параллельным позициям с вытянутой стопой. - Движения заимствованные из танца модерн или других систем хореографии: Catch step - движение аналогично degage классического танца, Kick (пинок) Упражнения для позвоночника: наклоны и изгибы торса. - Наклоны торса: Flat back - положение, в котором спина, голова и руки составляют одну плоскость; Roll down и roll up. - Спирали: Body roll – волна; Contraction; Release. Изоляция. Первоначально все движения изучаются в чистом виде. Голова; Плечи; Грудная клетка; Таз; Руки; Ноги. Второй этап обучения - соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, полукруг, круг. Партер: упражнения stretch-характера. Кросс (шаги, прыжки, вращения) Cross - это самая импровизированная часть урока. Кросс может быть в различных манерах и стилях современного танца. В старших классах возможны кроссовые комбинации с использованием падений, перекатов на полу и т.д. Cross - Танцевальный шаг в развитии. Шаг, passé. Шаг накрест по точкам плана класса. Танцевальная комбинация шаг – passé с шагами накрест по точкам плана класса. Дорожка из III позиции по точкам плана класса. Поворот на шагах из III позиции по точкам плана класса. Танцевальная комбинация – дорожка с поворотом на шагах из III позиции по точкам плана класса. Temps leve sauté по VI, I позициям ног. Тemps leve sauté с поджатыми по VI, I позициям ног. 6. Постановка танцевальных номеров Построение танцевального репертуара на третьем году обучения происходит в соответствии с физическими возможностями детей. Формирование умения передавать в движении характер танца, динамику, темп и другие средства музыкальной выразительности. Составление и усложнение танцевальных комбинаций. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар. 7. Отработка постановок. Работа над актерским мастерством и сценическим движением Цель постановочной и репетиционной работы - эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей детей, понимание содержательности танцевального образа. Календарно тематическое планирование Третий год обучения № неделя 1 01 Номер занятия 01 2 01 02 3 01 03 4 02 04 Форма занятия Всего часов Тема учебного занятия беседа 2 Правила поведения в учреждении и на занятии. Инструктаж по технике безопасности трениро вка трениро вка трениро вка 2 Разминка. Середина, партер 2 Разминка. Середина, партер 2 plie и releve. Приседания по VI позиции, подъем на полупальцы. Прыжки. Форма контроля анализ анализ анализ анализ 5 02 05 трениро вка 2 Разминка. Движения стоп. Прыжки 6 02 06 2 Изучение основных движений анализ 7 03 07 2 Изучение основных движений 8 03 08 2 9 03 09 трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка 10 04 10 трениро вка 2 11 04 11 2 12 04 12 трениро вка трениро вка 13 05 13 трениро вка 2 14 05 14 2 15 05 15 трениро вка трениро вка 16 06 16 трениро вка 2 17 06 17 трениро вка 2 18 06 18 трениро вка 2 19 07 19 2 20 07 20 21 07 21 трениро вка трениро вка трениро вка Повторение и закрепление пройденного материала Повторение и закрепление пройденного материала. Упражнения в партере Укрепление мышц спины и брюшного пресса прогиба назад. Укрепление и растяжка мышц тазового пояса, бедер, ног. Упражнения на растяжку и раскрытие тазобедренного сустава. Подготовка к шпагатам Укрепление и растяжка мышц тазового пояса, бедер, ног. Подготовка к шпагатам. Повторение и закрепление пройденного материла. Укрепление и развитие стоп. Укрепление мышц плечевого пояса. Укрепление мышц плечевого пояса. Упражнения для тренировки равновесия. Укрепление мышц спины и брюшного пресса прогиба назад. Упражнения на растяжку мышц задней части бедра, продольный шпагат. Повторение и закрепление пройденного материала. Движения классического танца Движения классического танца 2 2 2 2 2 анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ 22 08 22 23 08 23 24 08 24 25 09 25 26 09 26 27 09 27 28 10 28 29 10 29 30 10 30 31 01 15 01 20 32 01 22 33 01 27 34 01 29 35 02 03 36 02 05 37 02 10 38 02 12 39 02 17 40 02 24 41 02 25 трениро вка трениро вка трениро вка 2 Гранд батман, кросс 2 анализ трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка 2 Закрепление и отработка материала Упражнения на развитие силы стопы, выворотности в тазобедренном суставе Комбинации прыжков анализ трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка 2 Повторение пройденного материала Закрепление пройденного материала Статичность корпуса при различных танцевальных шагах Повторение и закрепление материала. Изучение элементов народного танца трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка 2 2 2 2 2 2 2 Русский танец 2 Комбинации русского танца 2 Вращения и повороты 2 Вращения и повороты 2 Шаги танцевальные, кросс 2 Шаги танцевальные, кросс 2 Повторение и отработка материала Составление танцевального этюда на основе пройденных элементов Этюд на основе пройденых элементов Этюд на основе пройденых элементов Закрепление и отработка пройденного материала 2 2 2 2 Современный танец анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ 42 03 02 43 03 04 44 03 09 45 03 11 46 03 16 47 03 18 48 03 23 03 25 49 50 03 30 51 04 01 52 04 06 53 04 08 54 04 13 55 04 15 56 04 20 57 04 22 58 04 27 59 04 29 60 05 04 61 05 06 62 05 11 трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка 2 Современный танец 2 Современный танец, комбинации в партере Современный танец, комбинации в партере трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка 2 2 2 Расклад комбинаций на счет 2 Расклад комбинаций на счет 2 Наклоны торса: Flat back положение, в котором спина, голова и руки составляют одну плоскость Повторение и отработка выученных движений Комбинации современного танца Комбинации современного танца Составление этюда на основе изученного материала 2 2 2 2 Движения в паре 2 Рисунки в танцевальной композиции Закрепление пройденного материала 2 2 Урок актерского мастерства 2 Постановка танца 2 Постановка танца 2 Постановка танца 2 Постановка танца 2 Работа над передачей эмоций в танце Разминка, упражнения на гибкость 2 2 Партерный экзерсис, кросс анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ анализ 63 05 13 64 05 18 65 05 20 66 05 22 67 05 25 68 05 27 трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка трениро вка 2 Партерный экзерсис, кросс 2 Партерный экзерсис, кросс 2 Изучение вращений и поворотов Изучение вращений и поворотов Изучение вращений и поворотов 2 2 2 Аттестация анализ анализ анализ анализ анализ анализ Планируемые результаты В конце 3 года обучения обучающиеся должны: - понятия такт и затакт, каким бывает характер музыки; как строится музыкальная речь; что такое длительность; правила и логику перестроения из одних рисунков в другие; - правила выворотности ног, правила постановки рук; позиции и положения рук и ног; уровень подъема ног; препарасьон, сюр ле ку де пье; - особенности эстрадных танцев, многообразие направлений современных танцев; - понятие «актерское мастерство», и для чего оно танцору. уметь: - выполнять в такт музыке фигурную маршировку, сохраняя осанку; вовремя начиная и заканчивая движения; перестраиваться из колонны в шеренгу и круг; - принимать 1, 2, 3,4,5, 6 позиции ног; подготовительную, 1, 2, 3 позицию рук; деми плие, батман тандю, батман тандю деми плие; гранд батманы. - двигаться в темпе и ритме современной музыки; - исполнять танцевальные этюды и номера - импровизировать 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Техническое оснащение занятий: 1.Специализированный зал: зеркала, музыкальный центр; 2.Подборка музыки; 3. Костюмы; 4. Коврики. Форма обучающихся: Одежда для занятий должна быть удобной, не стесняющей движений. Для девочек: лосины, купальник или футболка. Обувь: носки, балетки. 2.2. Формы аттестации Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: открытого занятия для родителей, участие в фестивалях, конкурсах и концертах различного уровня. Аттестация подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных мероприятий. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, методами наблюдения, творческих заданий. Для проверки физиологических (специальных) способностей детям предлагаются следующие задания: 1. Для выявления выворотности ног в тазобедренных суставах детям предлагается задание «Лягушка». Сесть с прямой спиной на пол, согнуть колени, стопы соединить; и, не разъединяя стопы, по возможности, опустить колени на пол. 2. Для определения свода и подъема стопы – задание «Натянуть носочек». Сесть с прямой спиной на пол с вытянутыми вперед ногами, раскрыть стопы в стороны (попытаться достать мизинцами до пола), не отрывая мизинец от пола, попытаться соединить вытянутые пальцы обеих стоп. При исполнении движения колени должны оставаться вытянутыми. 3. Для определения сценического шага – при помощи педагога, поднять выворотную ногу вперед, в сторону, назад на максимально – возможную высоту. 4. Для определения равновесия, задание «Ласточка». Встать на одну ногу, вторую поднять назад на высоту 45 градусов, при этом руки раскрываются в стороны. Стоять в позе 5 – 7 секунд. 5. Для определения гибкости тела назад и вперед: стоя прямо максимально прогнуться назад (педагог помогает и поддерживает). «Складочка». Сесть с вытянутыми вперед прямыми ногами, поднять руки вверх и с прямой спиной наклониться вперед, как можно ниже к ногам. 2.3. Методическое обеспечение На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, объяснение, беседа); - практический (упражнения, дидактическиеигры, исполнение песенно- игрового материала); - наглядный (показ иллюстраций,видео-фильмов); - репродуктивный (повторение за педагогом, стремление к эталону); - творческий (создание нового музыкальногообраза); - эвристический (участие вконкурсах). Образовательная деятельность организована в форме практических занятий, репетиционных, постановочных, информационных. 2.4. Список литературы 1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских хореографических коллективах (история и современность) // Искусство в школе. 2008. № 2. С. 63-67. 2. Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Диалог культур, 2007. - 511, с. 3. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений проф. образования, обучающихся по специальности 0317 «Педагогика доп. образования» / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М.: Владос, 2002. - 348, с. 4. Ерохина, О. В. Школа танцев для детей: [Фольклор, классика, модерн] / Ерохина О.В. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 223 с. 5. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика / В.Ю. Никитин. - М.: ГИТИС, 2000. - 438с. 6. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: Методика преподавания / В.Ю. Никитин. - М.: Всеросийский. Центр художественного творчества учащихся и работников нач. проф. образования, 2002. - 158 с. 7. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сб. нормативных и методических материалов для доп. образования детей / [Ред.-сост. И.В. Калиш]; Науч. ред. А.К. Бруднов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 541, [1] с. 8. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711 (031300) Социал. педагогика / [Б.В. Куприянов и др.]; Под ред. А. В. Мудрика. - М.: Academia, 2004. 240 с.