Программа_Юный футболист

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной направленности

«ЮНЫЙ ФУТБОЛИСТ»
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 3 года

Автор:
Морхов Сергей Владимирович, ВКК
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

Содержание
№

Наименование

Стр.

1.

Титульный лист

1

2.

Комплекс основных характеристик программы

3

2.1.

Пояснительная записка

3

2.2.

Цель, задачи программы

3

Учебный (тематический) план 1 года обучения

4

Учебный (тематический) план 2 года обучения

5

Учебный (тематический) план 3 года обучения

6

Содержание программы

6

Формы аттестации

8

2.3.

Комплекс организационно-педагогических условий

8

2.4

Методическое обеспечение

9

Список литературы

10

2.2.

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности
«Юный футболист» составлена для занятий с обучающимися в условиях образовательной школы, в
соответствии действующими нормативными документами:
 Федерального Закона №
273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федерального Закона от 24.06.2023 № 283-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации";
 Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023));
 Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";


Устава МАОУ СОШ № 63.
Актуальность программы. Футбол — один из наиболее увлекательных и массовых
видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное
двигательное содержание. Успешность обучения футболу детей, прежде всего, обусловлена
адекватностью программы обучения, средств и методов, которые использует преподаватель,
возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Возрастные, половые и индивидуальные
различия ребёнка являются важнейшими причинами, которые определяют эффективность
освоения отдельных элементов и приёмов техники футбола.
Цель программы - обеспечить всестороннюю физическую подготовку ребёнка, отбор
спортивно одарённых детей для подготовки футболистов высокого класса, привитие
ценностей здорового образа жизни.
Задачи программы:
о
о
о
о

Создание условий для развития личности ребёнка;
Развитие мотивации юного футболиста к познанию и творчеству;
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и подростка;
Приобщение обучающихся к достижениям мировой культуры, российским
традициям, национальным особенностям региона;
о Укрепление психического и физического здоровья;
о Создание условий для профессионального самоопределения и творческой
самореализации спортсмена;
о Просмотр талантливых детей в юношески сборные команды региона.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы — физкультурно-спортивная.
2

По уровню содержания — базовая.
Наименование
дополнительной
общеразвивающей
общеобразовательной
программы: «Юный футболист»
Форма обучения: очная, групповая, по 10-15 человек в группе.
Возраст обучающихся: 11-15 лет.
Условия набора обучающихся в коллектив: на основании собеседования.
Срок реализации программы: 3 года (с 1 сентября по май включительно, 27 месяцев
по 9 месяцев в учебный год). В каникулярное время и праздничные дни занятия не
проводятся.
Объем программы составляет 132 часа первый, второй и третий год соответственно.
Занятия проходят 2 раза в неделю, по 2 академических часа.
Данный курс реализуют 2 группы воспитанников с 11 по 15 лет.
Планируемые результаты обучения:
Личностные — ведение здорового и безопасного образа жизни посредством занятий
футболом, сформированность положительных качеств личности, коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной, тренировочной и спортивной деятельности;
Метапредметные — улучшение основных физических качеств, формирование жизненно
важных двигательных умений и навыков; формирование навыков участия в различных
видах соревновательной деятельности.
Предметные развитие познавательного интереса в области физической культуры и спорта,
приобретение определенных знаний, умений и навыков в избранном виде спорта; владение
техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное
применение их в игровой и соревновательной деятельности.

2. Учебно-тематический план «Юный футболист»
1 год обучения
№ п/п

Тема занятий

Общее
кол-во
часов
132
1
1
7
5
5
5

Из них
теория
26

практика

Формы
аттестации
контроля

104

б

Вводное занятие
Основные правила игры в футбол
Техника передвижения игрока
Удар внутренней стороной стопы
Остановка мяча
Остановка катящегося мяча подошвой

7

Остановка катящегося мяча внутренней стороной

5

1

4

Наблюдение

8

Ведение мяча
Вбрасывание мяча из-за боковой линии
Комбинации из освоенных элементов техники
перемещений
Удар по летящему мячу внутренней стороной

5
5
5

1
1
1

4
4
4

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

5

1

4

Наблюдение

5

1

4

Наблюдение

1
2
3
4

9
10
11

1
1
1
1
1
1

6
4
4
4

Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

СТОПЫ

12

Удар по летящему мячу внутренней стороной
СТОПЫ

13

Комбинации из освоенных элементов

5

1

4

Наблюдение

14

Техника владения мячом

5

1

4

Наблюдение

15

Техника ударов по мячу

9

1

8

Наблюдение

16

Техника остановок мяча

5

1

4

Наблюдение

17

Удар по летящему мячу средней частью подъема

5

1

4

Наблюдение

18

Техника ударов по мячу и остановок мяча

9

1

8

Наблюдение

19

Отбор мяча толчком плечо в плечо

5

1

4

Наблюдение

20

Техника защитных действий

5

1

4

Наблюдение

21

Обманные движения (финты)

5

1

4

Наблюдение

22

Остановка мяча грудью

5

1

4

Наблюдение

23

Техника ведения мяча

5

1

4

Наблюдение

24

Отбор мяча подкатом

5

1

4

Наблюдение

25

Тактические действия в защите

5

1

4

Наблюдение

26

Двухстороння игра (Соревнование)

5

1

4

Наблюдение

2 год обучения
№ п/п

Тема занятий

Общее
кол-во
часов
132
1
1
7
5
5
5

Из них
теория
26

практика

Формы
аттестации
контроля

104

б

Вводное занятие
Основные правила игры в футбол
Техника передвижения игрока
Удар внутренней стороной стопы
Остановка мяча
Остановка катящегося мяча подошвой

7

Остановка катящегося мяча внутренней стороной

5

1

4

Наблюдение

8

Ведение мяча
Вбрасывание мяча из-за боковой линии
Комбинации из освоенных элементов техники
перемещений
Удар по летящему мячу внутренней стороной

5
5
5

1
1
1

4
4
4

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

5

1

4

Наблюдение

5

1

4

Наблюдение

1
2
3
4

9
10
11

1
1
1
1
1
1

6
4
4
4

Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

СТОПЫ

12

Удар по летящему мячу внутренней стороной
СТОПЫ

13

Комбинации из освоенных элементов

5

1

4

Наблюдение

14

Техника владения мячом

5

1

4

Наблюдение

15

Техника ударов по мячу

9

1

8

Наблюдение

16

Техника остановок мяча

5

1

4

Наблюдение

17

Удар по летящему мячу средней частью подъема

5

1

4

Наблюдение

18

Техника ударов по мячу и остановок мяча

9

1

8

Наблюдение

19

Отбор мяча толчком плечо в плечо

5

1

4

Наблюдение

20

Техника защитных действий

5

1

4

Наблюдение

21

Обманные движения (финты)

5

1

4

Наблюдение

22

Остановка мяча грудью

5

1

4

Наблюдение

23

Техника ведения мяча

5

1

4

Наблюдение

24

Отбор мяча подкатом

5

1

4

Наблюдение

25

Тактические действия в защите

5

1

4

Наблюдение

26

Двухстороння игра (Соревнование)

5

1

4

Наблюдение

3 год обучения
№ п/п

Тема занятий

Общее
кол-во
часов
132
1
1
7
5
5
5

Из них
теория
26

практика

Формы
аттестации
контроля

104

б

Вводное занятие
Основные правила игры в футбол
Техника передвижения игрока
Удар внутренней стороной стопы
Остановка мяча
Остановка катящегося мяча подошвой

7

Остановка катящегося мяча внутренней стороной

5

1

4

Наблюдение

8

Ведение мяча
Вбрасывание мяча из-за боковой линии
Комбинации из освоенных элементов техники
перемещений
Удар по летящему мячу внутренней стороной

5
5
5

1
1
1

4
4
4

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

5

1

4

Наблюдение

5

1

4

Наблюдение

1
2
3
4

9
10
11

1
1
1
1
1
1

6
4
4
4

Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

СТОПЫ

12

Удар по летящему мячу внутренней стороной
СТОПЫ

13

Комбинации из освоенных элементов

5

1

4

Наблюдение

14

Техника владения мячом

5

1

4

Наблюдение

15

Техника ударов по мячу

9

1

8

Наблюдение

16

Техника остановок мяча

5

1

4

Наблюдение

17

Удар по летящему мячу средней частью подъема

5

1

4

Наблюдение

18

Техника ударов по мячу и остановок мяча

9

1

8

Наблюдение

19

Отбор мяча толчком плечо в плечо

5

1

4

Наблюдение

20

Техника защитных действий

5

1

4

Наблюдение

21

Обманные движения (финты)

5

1

4

Наблюдение

22

Остановка мяча грудью

5

1

4

Наблюдение

23

Техника ведения мяча

5

1

4

Наблюдение

24

Отбор мяча подкатом

5

1

4

Наблюдение

25

Тактические действия в защите

5

1

4

Наблюдение

26

Двухстороння игра (Соревнование)

5

1

4

Наблюдение

Содержание программы

В период обучения образовательный процесс строится по пути расширения приобретённых
на этапе начальной подготовки умений и навыков. Большое внимание следует уделить
5

«амплуа» игроков и специализации их в этом направлении, отдельно работать с вратарями,
подбирая для них упражнения для совершенствования техники, тактики, быстроты,
реакции, и двигательного диапазона.
Задачи учебно-тренировочного этапа обучения:
о Овладеть техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно
применяются в игре;
Обучить индивидуальной и командной тактике игры в футбол;
Существенно развить скоростно-силовые качества, быстроту, ловкость;
Развивать специальные функции организма (аэробные, анаэробные, смешанные)
Расширить игровую и соревновательную практику;
Подготовка спортивного резерва для сборных команд района, области, региона;
Подготовка «Юных судей»;
Профориентация выпускников спортивной школы.
Участие в летней спортивно-оздоровительной компании:
Районный спортивно-оздоровительный лагерь (июнь).
1. Упражнения для развития силы:
о Силы мышц рук
о Силы мышц ног
о Силы мышц туловища (брюшного пpecca, спины)
о Развитие силовой выносливости
2. Упражнения для развития быстроты:
о OPY для развития быстроты
о Упражнения для разгибателей туловища
о Упражнения для разгибателей ног
о Упражнения общего воздействия
3. Упражнения для развития гибкости:
о Гибкости плечевого сустава
о Гибкости спины
о Гибкости ног (тазобедренный, коленный, голеностопный суставы)
4. Упражнения для развития ловкости:
Главным условием развития ловкости является приобретение большого запаса
двигательных навыков и умений.
5. Упражнения с предметом
о С набивными мячами
о Упражнения с гантелями и штангами
6. Акробатические упражнения
о Кувырки
о Перекаты, перевороты
о Упражнения на батуте
7. Беговые упражнения
о Бег (30,60,100,400,500, 800м)
о Бег (6 минуг, 12 минут)
8. Спортивные игры
о Баскетбол
о Волейбол
о Ручной мяч
9. Подвижные игры и эстафеты.
6

Специальная физическая подготовка:
о Упражнения для развития быстроты;
о Упражнения для развития скоростно-силовых качеств;
о Упражнения для вратарей;
о Упражнения для развития специальной выносливости;
о Упражнения для развития ловкости;
Техническая и тактическая подготовка:
о Техника передвижений;
о Удары по мячу ногой;
о Удары по мячу головой;
о Остановка мяча;
о Ведение мяча;
о Обманные движения (финты);
о Отбор мяча;
о Вбрасывание мяча из-за боковой линии;
о Техника игры вратаря;
Тактика нападения:
о Индивидуальные действия без мяча;
о Индивидуальные действия с мячом;
о Групповые действия;
Тактика защиты:
о Индивидуальные действия;
о Групповые действия;
о Тактика вратаря;
о Ведение учебных игр по избранной тактической системе.
2.2 Формы аттестации и оценочные материалы
о Тестирование
о Контрольно-переводные нормативы по этапам подготовки
о Соревнования.
Успешная подготовка футболиста высокой квалификации возможна только при условии
тесной преемственности каждого этапа обучения спортсмена.
В итоге каждого этапа тренировки проводится отбор, задачей которого является оценка
уровня развития тех сторон физической и специальной подготовленности, на
совершенствование которых был направлен учебно-тренировочный процесс на этом этапе,
а также прогнозирование успеха на следующем этапе многолетней тренировки.
Тестирование по учебным контрольным нормативам проводится в форме соревнований два
раза в год в сентябре-октябре, апреле-мае каждого учебного года (весеннее, осеннее
тестирование).
2.3
Организационно-педагогические условия реализации программы
Словесные методы:
о Описание
о Объяснение
о Рассказ
7

о Разбор
о Указание
о Команды и распоряжения
о Подсчёт
Наглядные методы:
о
о
о
о

Показ упражнений и техники футбольных приёмов
Использование учебных наглядных пособий
Видиофильмы, DVD, слайды
Жестикуляции

Практические методы:
о Метод упражнений
о Метод разучивания по частям
о Метод разучивания в целом
о Соревновательный метод
о Игровой метод
о Непосредственная помощь тренера-преподавателя.
Основные средства обучения:
о
о
о
о

Упражнения для изучения техники, тактика футбола и совершенствование в ней
Общефизические упражнения
Специальные физические упражнения
Игровая практика.
2.4 Материально-технические условия реализации программы
Спортивный зал;
Скакалки, набивные мячи;
Мячи для спортивных игр;
Гимнастические маты;
Секундомер;
Гимнастические скамейки;
Разметочные колпаки;
Перекладины нависные;
Форма для соревнований, манишки двухсторонние;
Футбольные мячи 20 шт;
Футбольные ворота.

Список литературы
1. Андреев С.Н., Лапшин О.Б., Ежов П.Ф. Учебная программа для детскоюношеских спортивных школ: Минск, 1992.
2. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных
спортсменов-Х.: Основа, 1993.
3. Лях В.И. Тесты в физическом воспитание школьников. М.: Акт, -1998.
4. Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в
спортивных школах. Госкомспорт, Олимпийский Комитет России, РФС М.: 1996.
5. Системы подготовки спортивного резерва / под общ.ред.Никитушкина В.Г.- М.:
Квант-С,1994.
6. Рогальский Н., Дегель Э.Г. Футбол для юношей. Пер с немецкого М.: ФиС, 1971.
7. Футбол. Учебник для физкультурных интернатов./ под ред.Казакова П.Н.М.:
ФиС, 1978.
8. Чанади А. Футбол. Техника. пер. с венгерского Помивктова В.М.М.: ФиС. 1978.
9. Чанади А. Футбол. Стратегия. Пep.c венгерского Гербст Ю. М.: ФиС, 1981.
10. Чанади А. Футбол. Тренировка. Пep.c венгерского. М.: ФиС, 1985.
11. Хеддерготт К.Х. Новая футбольная школа. Пep.c немецкого Милютина В.П.М.:
ФиС, 1976.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».