ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «ЮНЫЙ ФУТБОЛИСТ» Возраст обучающихся: 11-15 лет Срок реализации: 3 года Автор: Морхов Сергей Владимирович, ВКК Педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 Содержание № Наименование Стр. 1. Титульный лист 1 2. Комплекс основных характеристик программы 3 2.1. Пояснительная записка 3 2.2. Цель, задачи программы 3 Учебный (тематический) план 1 года обучения 4 Учебный (тематический) план 2 года обучения 5 Учебный (тематический) план 3 года обучения 6 Содержание программы 6 Формы аттестации 8 2.3. Комплекс организационно-педагогических условий 8 2.4 Методическое обеспечение 9 Список литературы 10 2.2. 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юный футболист» составлена для занятий с обучающимися в условиях образовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами: Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Закона от 24.06.2023 № 283-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"; Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023)); Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Устава МАОУ СОШ № 63. Актуальность программы. Футбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Успешность обучения футболу детей, прежде всего, обусловлена адекватностью программы обучения, средств и методов, которые использует преподаватель, возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Возрастные, половые и индивидуальные различия ребёнка являются важнейшими причинами, которые определяют эффективность освоения отдельных элементов и приёмов техники футбола. Цель программы - обеспечить всестороннюю физическую подготовку ребёнка, отбор спортивно одарённых детей для подготовки футболистов высокого класса, привитие ценностей здорового образа жизни. Задачи программы: о о о о Создание условий для развития личности ребёнка; Развитие мотивации юного футболиста к познанию и творчеству; Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и подростка; Приобщение обучающихся к достижениям мировой культуры, российским традициям, национальным особенностям региона; о Укрепление психического и физического здоровья; о Создание условий для профессионального самоопределения и творческой самореализации спортсмена; о Просмотр талантливых детей в юношески сборные команды региона. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы — физкультурно-спортивная. 2 По уровню содержания — базовая. Наименование дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы: «Юный футболист» Форма обучения: очная, групповая, по 10-15 человек в группе. Возраст обучающихся: 11-15 лет. Условия набора обучающихся в коллектив: на основании собеседования. Срок реализации программы: 3 года (с 1 сентября по май включительно, 27 месяцев по 9 месяцев в учебный год). В каникулярное время и праздничные дни занятия не проводятся. Объем программы составляет 132 часа первый, второй и третий год соответственно. Занятия проходят 2 раза в неделю, по 2 академических часа. Данный курс реализуют 2 группы воспитанников с 11 по 15 лет. Планируемые результаты обучения: Личностные — ведение здорового и безопасного образа жизни посредством занятий футболом, сформированность положительных качеств личности, коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной, тренировочной и спортивной деятельности; Метапредметные — улучшение основных физических качеств, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков; формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности. Предметные развитие познавательного интереса в области физической культуры и спорта, приобретение определенных знаний, умений и навыков в избранном виде спорта; владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности. 2. Учебно-тематический план «Юный футболист» 1 год обучения № п/п Тема занятий Общее кол-во часов 132 1 1 7 5 5 5 Из них теория 26 практика Формы аттестации контроля 104 б Вводное занятие Основные правила игры в футбол Техника передвижения игрока Удар внутренней стороной стопы Остановка мяча Остановка катящегося мяча подошвой 7 Остановка катящегося мяча внутренней стороной 5 1 4 Наблюдение 8 Ведение мяча Вбрасывание мяча из-за боковой линии Комбинации из освоенных элементов техники перемещений Удар по летящему мячу внутренней стороной 5 5 5 1 1 1 4 4 4 Наблюдение Наблюдение Наблюдение 5 1 4 Наблюдение 5 1 4 Наблюдение 1 2 3 4 9 10 11 1 1 1 1 1 1 6 4 4 4 Беседа Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение СТОПЫ 12 Удар по летящему мячу внутренней стороной СТОПЫ 13 Комбинации из освоенных элементов 5 1 4 Наблюдение 14 Техника владения мячом 5 1 4 Наблюдение 15 Техника ударов по мячу 9 1 8 Наблюдение 16 Техника остановок мяча 5 1 4 Наблюдение 17 Удар по летящему мячу средней частью подъема 5 1 4 Наблюдение 18 Техника ударов по мячу и остановок мяча 9 1 8 Наблюдение 19 Отбор мяча толчком плечо в плечо 5 1 4 Наблюдение 20 Техника защитных действий 5 1 4 Наблюдение 21 Обманные движения (финты) 5 1 4 Наблюдение 22 Остановка мяча грудью 5 1 4 Наблюдение 23 Техника ведения мяча 5 1 4 Наблюдение 24 Отбор мяча подкатом 5 1 4 Наблюдение 25 Тактические действия в защите 5 1 4 Наблюдение 26 Двухстороння игра (Соревнование) 5 1 4 Наблюдение 2 год обучения № п/п Тема занятий Общее кол-во часов 132 1 1 7 5 5 5 Из них теория 26 практика Формы аттестации контроля 104 б Вводное занятие Основные правила игры в футбол Техника передвижения игрока Удар внутренней стороной стопы Остановка мяча Остановка катящегося мяча подошвой 7 Остановка катящегося мяча внутренней стороной 5 1 4 Наблюдение 8 Ведение мяча Вбрасывание мяча из-за боковой линии Комбинации из освоенных элементов техники перемещений Удар по летящему мячу внутренней стороной 5 5 5 1 1 1 4 4 4 Наблюдение Наблюдение Наблюдение 5 1 4 Наблюдение 5 1 4 Наблюдение 1 2 3 4 9 10 11 1 1 1 1 1 1 6 4 4 4 Беседа Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение СТОПЫ 12 Удар по летящему мячу внутренней стороной СТОПЫ 13 Комбинации из освоенных элементов 5 1 4 Наблюдение 14 Техника владения мячом 5 1 4 Наблюдение 15 Техника ударов по мячу 9 1 8 Наблюдение 16 Техника остановок мяча 5 1 4 Наблюдение 17 Удар по летящему мячу средней частью подъема 5 1 4 Наблюдение 18 Техника ударов по мячу и остановок мяча 9 1 8 Наблюдение 19 Отбор мяча толчком плечо в плечо 5 1 4 Наблюдение 20 Техника защитных действий 5 1 4 Наблюдение 21 Обманные движения (финты) 5 1 4 Наблюдение 22 Остановка мяча грудью 5 1 4 Наблюдение 23 Техника ведения мяча 5 1 4 Наблюдение 24 Отбор мяча подкатом 5 1 4 Наблюдение 25 Тактические действия в защите 5 1 4 Наблюдение 26 Двухстороння игра (Соревнование) 5 1 4 Наблюдение 3 год обучения № п/п Тема занятий Общее кол-во часов 132 1 1 7 5 5 5 Из них теория 26 практика Формы аттестации контроля 104 б Вводное занятие Основные правила игры в футбол Техника передвижения игрока Удар внутренней стороной стопы Остановка мяча Остановка катящегося мяча подошвой 7 Остановка катящегося мяча внутренней стороной 5 1 4 Наблюдение 8 Ведение мяча Вбрасывание мяча из-за боковой линии Комбинации из освоенных элементов техники перемещений Удар по летящему мячу внутренней стороной 5 5 5 1 1 1 4 4 4 Наблюдение Наблюдение Наблюдение 5 1 4 Наблюдение 5 1 4 Наблюдение 1 2 3 4 9 10 11 1 1 1 1 1 1 6 4 4 4 Беседа Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение СТОПЫ 12 Удар по летящему мячу внутренней стороной СТОПЫ 13 Комбинации из освоенных элементов 5 1 4 Наблюдение 14 Техника владения мячом 5 1 4 Наблюдение 15 Техника ударов по мячу 9 1 8 Наблюдение 16 Техника остановок мяча 5 1 4 Наблюдение 17 Удар по летящему мячу средней частью подъема 5 1 4 Наблюдение 18 Техника ударов по мячу и остановок мяча 9 1 8 Наблюдение 19 Отбор мяча толчком плечо в плечо 5 1 4 Наблюдение 20 Техника защитных действий 5 1 4 Наблюдение 21 Обманные движения (финты) 5 1 4 Наблюдение 22 Остановка мяча грудью 5 1 4 Наблюдение 23 Техника ведения мяча 5 1 4 Наблюдение 24 Отбор мяча подкатом 5 1 4 Наблюдение 25 Тактические действия в защите 5 1 4 Наблюдение 26 Двухстороння игра (Соревнование) 5 1 4 Наблюдение Содержание программы В период обучения образовательный процесс строится по пути расширения приобретённых на этапе начальной подготовки умений и навыков. Большое внимание следует уделить 5 «амплуа» игроков и специализации их в этом направлении, отдельно работать с вратарями, подбирая для них упражнения для совершенствования техники, тактики, быстроты, реакции, и двигательного диапазона. Задачи учебно-тренировочного этапа обучения: о Овладеть техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре; Обучить индивидуальной и командной тактике игры в футбол; Существенно развить скоростно-силовые качества, быстроту, ловкость; Развивать специальные функции организма (аэробные, анаэробные, смешанные) Расширить игровую и соревновательную практику; Подготовка спортивного резерва для сборных команд района, области, региона; Подготовка «Юных судей»; Профориентация выпускников спортивной школы. Участие в летней спортивно-оздоровительной компании: Районный спортивно-оздоровительный лагерь (июнь). 1. Упражнения для развития силы: о Силы мышц рук о Силы мышц ног о Силы мышц туловища (брюшного пpecca, спины) о Развитие силовой выносливости 2. Упражнения для развития быстроты: о OPY для развития быстроты о Упражнения для разгибателей туловища о Упражнения для разгибателей ног о Упражнения общего воздействия 3. Упражнения для развития гибкости: о Гибкости плечевого сустава о Гибкости спины о Гибкости ног (тазобедренный, коленный, голеностопный суставы) 4. Упражнения для развития ловкости: Главным условием развития ловкости является приобретение большого запаса двигательных навыков и умений. 5. Упражнения с предметом о С набивными мячами о Упражнения с гантелями и штангами 6. Акробатические упражнения о Кувырки о Перекаты, перевороты о Упражнения на батуте 7. Беговые упражнения о Бег (30,60,100,400,500, 800м) о Бег (6 минуг, 12 минут) 8. Спортивные игры о Баскетбол о Волейбол о Ручной мяч 9. Подвижные игры и эстафеты. 6 Специальная физическая подготовка: о Упражнения для развития быстроты; о Упражнения для развития скоростно-силовых качеств; о Упражнения для вратарей; о Упражнения для развития специальной выносливости; о Упражнения для развития ловкости; Техническая и тактическая подготовка: о Техника передвижений; о Удары по мячу ногой; о Удары по мячу головой; о Остановка мяча; о Ведение мяча; о Обманные движения (финты); о Отбор мяча; о Вбрасывание мяча из-за боковой линии; о Техника игры вратаря; Тактика нападения: о Индивидуальные действия без мяча; о Индивидуальные действия с мячом; о Групповые действия; Тактика защиты: о Индивидуальные действия; о Групповые действия; о Тактика вратаря; о Ведение учебных игр по избранной тактической системе. 2.2 Формы аттестации и оценочные материалы о Тестирование о Контрольно-переводные нормативы по этапам подготовки о Соревнования. Успешная подготовка футболиста высокой квалификации возможна только при условии тесной преемственности каждого этапа обучения спортсмена. В итоге каждого этапа тренировки проводится отбор, задачей которого является оценка уровня развития тех сторон физической и специальной подготовленности, на совершенствование которых был направлен учебно-тренировочный процесс на этом этапе, а также прогнозирование успеха на следующем этапе многолетней тренировки. Тестирование по учебным контрольным нормативам проводится в форме соревнований два раза в год в сентябре-октябре, апреле-мае каждого учебного года (весеннее, осеннее тестирование). 2.3 Организационно-педагогические условия реализации программы Словесные методы: о Описание о Объяснение о Рассказ 7 о Разбор о Указание о Команды и распоряжения о Подсчёт Наглядные методы: о о о о Показ упражнений и техники футбольных приёмов Использование учебных наглядных пособий Видиофильмы, DVD, слайды Жестикуляции Практические методы: о Метод упражнений о Метод разучивания по частям о Метод разучивания в целом о Соревновательный метод о Игровой метод о Непосредственная помощь тренера-преподавателя. Основные средства обучения: о о о о Упражнения для изучения техники, тактика футбола и совершенствование в ней Общефизические упражнения Специальные физические упражнения Игровая практика. 2.4 Материально-технические условия реализации программы Спортивный зал; Скакалки, набивные мячи; Мячи для спортивных игр; Гимнастические маты; Секундомер; Гимнастические скамейки; Разметочные колпаки; Перекладины нависные; Форма для соревнований, манишки двухсторонние; Футбольные мячи 20 шт; Футбольные ворота. Список литературы 1. Андреев С.Н., Лапшин О.Б., Ежов П.Ф. Учебная программа для детскоюношеских спортивных школ: Минск, 1992. 2. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов-Х.: Основа, 1993. 3. Лях В.И. Тесты в физическом воспитание школьников. М.: Акт, -1998. 4. Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных школах. Госкомспорт, Олимпийский Комитет России, РФС М.: 1996. 5. Системы подготовки спортивного резерва / под общ.ред.Никитушкина В.Г.- М.: Квант-С,1994. 6. Рогальский Н., Дегель Э.Г. Футбол для юношей. Пер с немецкого М.: ФиС, 1971. 7. Футбол. Учебник для физкультурных интернатов./ под ред.Казакова П.Н.М.: ФиС, 1978. 8. Чанади А. Футбол. Техника. пер. с венгерского Помивктова В.М.М.: ФиС. 1978. 9. Чанади А. Футбол. Стратегия. Пep.c венгерского Гербст Ю. М.: ФиС, 1981. 10. Чанади А. Футбол. Тренировка. Пep.c венгерского. М.: ФиС, 1985. 11. Хеддерготт К.Х. Новая футбольная школа. Пep.c немецкого Милютина В.П.М.: ФиС, 1976.