ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Баскетбол»
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Срок реализации: 3 год
Автор-составитель:
Торопов Александр Валентинович, ВКК
педагог дополнительного образования.
Екатеринбург, 2024
Содержание
№
Наименование
Стр.
Титульный лист
1
Комплекс основных характеристик программы
3
1.1
Пояснительная записка
3
1.2
Цель, задачи
4
1.3
Содержание программы
4
1.4
Планируемые результаты
6
Комплекс организационно-педагогических условий
6
2.1
Календарный учебный график
6
2.2
Условия реализации программы
16
2.3
Формы аттестации
17
2.4
Методическое обеспечение
17
Список литературы
18
1
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»
составлена в соответствии с нормативными документами:
Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального Закона от 24.06.2023 № 283-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации";
Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023));
Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
Устава МАОУ СОШ № 63.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Актуальность программы. Баскетбол — один из наиболее увлекательных и массовых
видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное
двигательное содержание.
Педагогическая целесообразность Баскетбол является одним из разделов школьной
программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном
образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации
секционной работы в общеобразовательном учреждении. Кроме того, спортивные игры, в
том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья,
развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности
и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост
и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует
созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению
наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется
игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по
определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях
является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная
оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе
простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения
создают неограниченные возможности для развития координационных способностей:
ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий,
точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и
временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные
комбинации.
Уровень освоения программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся 14-17 лет. Набор детей в группы проводится
без предварительного отбора, по разрешению врача. Программа построена с учётом
возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе: 15-20 человек.
Объём освоения программы: 3 год обучения, из расчёта 9 часов в неделю и
включает в себя 33 учебных недели в год. Итого 891 час.
Срок реализации программы: 3 год.
Периодичность и продолжительность занятий: 3 раза в неделю, по 3 часа.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
программа физкультурно-спортивной направленности, которая отражает единую
систему подготовки по баскетболу.. Программа предназначена для детей и подростков от
14 до 17 лет, которые испытывают потребность в двигательном режиме.
Учебный год начинается с 1 сентября.
Программу реализует педагог дополнительного образования.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«баскетбол» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное
время.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы: осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной
работы среди детей, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое
и личностное развитие, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической
культурой и спортом.
Основные задачи:
•
•
•
•
•
укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма
детей;
формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, к
занятиям баскетболом;
обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
отбор перспективных детей для дальнейших занятий баскетболом.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план обучения
№
Тема
1
2
3
4
5
6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Развитие баскетбола в России
Гигиенические сведения и меры
безопасности на занятиях
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Общая и специальная физическая
подготовка
Основы техники и тактики игры
Контрольные игры и соревнования
Тестирование
Общее
количе
ство
часов
891
Теори
я
Практи
ка
Формы
аттестации и
контроля
18
873
3
6
3
6
0
0
Лекция, беседа
Беседа
270
3
267
480
90
48
3
3
0
477
87
48
Соревнования
различного
уровня, сдача
норм ГТО.
Обсуждение.
Наблюдение.
Содержание учебно-тематического плана
Общая физическая подготовка
Физическая культура - средство укрепления здоровья. Техника
безопасности. Основы судейской терминологии и жестов. Начальная диагностика.
Теория: Краткие сведения о строении и развитии человеческого организма.
Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех
качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на
различных снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта.
Специальная физическая подготовка
Теория: воздействие некоторых специальных упражнений на костномышечный аппарат.
Практика: упражнения сходные с основным видом действия не только по
характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движений. Подвижные и
спортивные игры. Специальные и контрольные упражнения (тесты).
Теория: Теоретическая подготовка включает вопросы истории и
современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники
безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями.
Теоретические занятия проводятся в форме 15-ти минутных бесед в процессе
практических занятий, а также в форме отдельного занятия.
Практические занятия должны быть разнообразными и эмоциональными.
Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания
примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2005). При этом большое
внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки
баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста. Физическая
подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки.
Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В
состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу.
Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока
в нападении и защите.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для
занимающихся по физической и технической подготовленности, а также
методическое обеспечение и литература. Учитель, исходя из целей, условий,
возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, потребностей работы
секции, может изменять продолжительность занятия и распределение времени.
Тестирование уровня технической подготовленности проводится по контрольным
упражнениям, представленным в методическом пособии В.Т. Чичикина, П.В.
Игнатьева «Проектирование учебного процесса по физической культуре в
общеобразовательном учреждении» (НГЦ, Н. Новгород, 2005). Тестирование
уровня физической подготовленности занимающихся проводится по
региональным тестам в начале и в конце учебного года с их последующим
анализом и представлением занимающимся.
1.4. Планируемые результаты
В конце 1 года обучения обучающиеся должны
Знать:
- основные понятия, термины баскетбола
- роль физической культуры и спорта в здоровом образе жизни,
- историю развития Баскетбола,
- правила соревнований в избранном виде спорта
- знать значение жестов судьи на спортивной площадке
Уметь:
применять правила безопасности на занятиях,
владеть основами гигиены,
соблюдать режим дня,
владеть техникой выполнения ударов, защиты, предусмотренные программой
В результате освоения программы ожидается повышение уровня общей физической
подготовленности.
-
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Первый год обучения.
№
Месяц
Сентябрь
1
Форма
занятий
Количество уч.
часов
Практика Теория
Групповая 8
1
Тема
Инструктаж
ТБ. Развитие
баскетбола в
России и за
рубежом.
Форма
контроля
Наблюдение
Сентябрь
Групповая 8
сентябрь
Групповая 9
сентябрь
Групповая 9
Октябрь
Групповая 9
0
Октябрь
Групповая 9
0
Октябрь
Групповая 9
0
Октябрь
Групповая 9
0
Ноябрь
Групповая 9
0
Ноябрь
Групповая 9
0
Ноябрь
Групповая 9
0
Ноябрь
Групповая 9
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Закрепление
техники
перемещения;
ловли, передач и
ведения мяча на
месте
Гигиенические
сведения и меры
безопасности на
занятиях. Учебная
игра
Закрепление
техники передач
двумя руками в
движении
Закрепление
техники
перемещения;
ловли, передач и
ведения мяча на
месте
Закрепление
техники передачи
одной рукой от
плеча
Закрепление
передач двумя
руками над
головой,
закрепление
техники передач
двумя руками в
движении
Закрепление
техники броска
после ведения мяча
Закрепление
техники поворотам
в движении
Закрепление
техники ловли
мяча, отскочившего
от щита
Закрепление
техники броскам в
движении после
ловли мяча
Закрепление
техники броскам в
прыжке с места
Закрепление
техники броскам в
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Декабрь
Групповая 9
0
Декабрь
Групповая 9
0
Декабрь
Групповая 9
0
Декабрь
Групповая 9
0
Январь
Групповая 9
0
Январь
Групповая 9
0
Январь
Групповая 9
0
Февраль
Групповая 9
0
Февраль
Групповая 9
0
Февраль
Групповая 9
0
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
движении после
ловли мяча
Закрепление
техники передач
одной рукой сбоку
и одной рукой в
прыжке
Закрепление
техники передач на
месте и в движении,
бросков в прыжке
после ведения мяча
Закрепление
техники передач и
бросков в
движении; опеки
игрока без мяча
Закрепление
техники ведения и
передач в движении
Учет по
технической
подготовке
Закрепление
техники передач
одной рукой с
поворотом и
отвлекающим
действиям на
передачу
Закрепление
техники
отвлекающих
действий на
передачу с
последующим
проходом
Закрепление
техники
отвлекающих
действий на бросок
Закрепление
техники передач и
ловли мяча одной
рукой, выбивание и
вырывание
Закрепление
техники выбивания
мяча после ведения
Закрепление
техники атаки двух
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Февраль
Групповая 9
0
Март
Групповая 9
0
Март
Групповая 9
0
Март
Групповая 9
0
Март
Групповая 9
0
Апрель
Групповая 9
0
Апрель
Групповая 9
0
Апрель
Групповая 9
0
Апрель
Групповая 9
0
Май
Групповая 9
0
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
нападающих против
одного защитника
Закрепление
техники высоко
летящего мяча
одной рукой,
нападение двумя
центрами и их
взаимодействие
Закрепление
выбивания мяча
при ведении
Закрепление
передач одной
рукой с поворотом
Закрепление
техники и тактики в
игре, бросков
Закрепление
быстрого прорыва,
заслона центровым
игроком, техника
игры
Закрепление
техники плотной
защиты, заслона с
выходом на
получение мяча от
центрального,
техника
Закрепление
техники
отвлекающих
действий на
получении мяча с
последующим
проходом по щит,
передачи через
центрового игрока
Закрепление
техники борьбы за
мяч, отскочившего
от щита
Закрепление
техники передач в
парах, нападения
тройкой с активным
заслоном
Закрепление
техники ведения на
максимальной
скорости
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Май
Групповая 9
0
Прием нормативов
по технической
подготовке
Май
Групповая 9
0
Май
Групповая 9
20
Закрепление
пройденного
материала по
технической
и тактической
подготовки
Совершенствование
в технических
приемах
33
34
35
Сдача
нормативов.
Учебная
игра
Учебная
игра
Наблюдение
Второй год обучения.
№
Месяц
Форма
занятий
Сентябрь
Количество уч.
часов
Практика Теория
Групповая 3
1
Сентябрь
Групповая 5
1
Октябрь
Групповая 8
0
Октябрь
Групповая 10
0
Октябрь
Групповая 5
0
1
2
3
4
5
Тема
Форма
контроля
Инструктаж
ТБ. Развитие
баскетбола в
России и за
рубежом.
Закрепление
техники
перемещения;
ловли, передач и
ведения мяча на
месте
Гигиенические
сведения и меры
безопасности на
занятиях. Учебная
игра
Закрепление
техники передачи
одной рукой от
плеча
Закрепление
передач двумя
руками над
головой,
закрепление
техники передач
двумя руками в
движении
Закрепление
техники броска
после ведения мяча
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Октябрь
Групповая 5
0
Ноябрь
Групповая 5
0
Ноябрь
Групповая 5
0
Ноябрь
Групповая 5
0
Ноябрь
Групповая 5
0
Декабрь
Групповая 5
0
Декабрь
Групповая 5
0
Декабрь
Групповая 10
0
Декабрь
Групповая 10
0
Январь
Групповая 5
0
Январь
Групповая 5
0
Январь
Групповая 5
0
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Закрепление
техники поворотам
в движении
Закрепление
техники ловли
мяча, отскочившего
от щита
Закрепление
техники броскам в
движении после
ловли мяча
Закрепление
техники броскам в
прыжке с места
Закрепление
техники броскам в
движении после
ловли мяча
Закрепление
техники передач
одной рукой сбоку
и одной рукой в
прыжке
Закрепление
техники передач на
месте и в движении,
бросков в прыжке
после ведения мяча
Закрепление
техники передач и
бросков в
движении; опеки
игрока без мяча
Закрепление
техники ведения и
передач в движении
Учет по
технической
подготовке
Закрепление
техники передач
одной рукой с
поворотом и
отвлекающим
действиям на
передачу
Закрепление
техники
отвлекающих
действий на
передачу с
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Февраль
Групповая 5
0
Февраль
Групповая 10
0
Февраль
Групповая 10
0
Февраль
Групповая 10
0
Март
Групповая 5
0
Март
Групповая 5
0
Март
Групповая 10
0
Март
Групповая 10
0
Апрель
Групповая 10
0
Апрель
Групповая 10
0
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
последующим
проходом
Закрепление
техники
отвлекающих
действий на бросок
Закрепление
техники передач и
ловли мяча одной
рукой, выбивание и
вырывание
Закрепление
техники выбивания
мяча после ведения
Закрепление
техники атаки двух
нападающих против
одного защитника
Закрепление
техники высоко
летящего мяча
одной рукой,
нападение двумя
центрами и их
взаимодействие
Закрепление
выбивания мяча
при ведении
Закрепление
передач одной
рукой с поворотом
Закрепление
техники и тактики в
игре, бросков
Закрепление
быстрого прорыва,
заслона центровым
игроком, техника
игры
Закрепление
техники плотной
защиты, заслона с
выходом на
получение мяча от
центрального,
техника
Закрепление
техники
отвлекающих
действий на
получении мяча с
последующим
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Апрель
Групповая 10
0
Апрель
Групповая 10
0
Май
Групповая 10
0
Май
Групповая 5
1
Май
Групповая 5
1
Май
Групповая 5
2
28
29
30
проходом по щит,
передачи через
центрового игрока
Закрепление
техники борьбы за
мяч, отскочившего
от щита
Закрепление
техники передач в
парах, нападения
тройкой с активным
заслоном
Закрепление
техники ведения на
максимальной
скорости
Прием нормативов
по технической
подготовке
31
32
33
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Сдача
нормативов.
Учебная
игра
Учебная
игра
Закрепление
пройденного
материала по
технической
и тактической
подготовки
Совершенствование Наблюдение
в технических
приемах
Третий год обучения.
№
Месяц
Форма
занятий
Количество уч.
часов
Практика Теория
Сентябрь Групповая 3
1
1
Сентябрь Групповая 5
2
1
Тема
Форма
контроля
Инструктаж
Наблюдение
ТБ. Развитие
баскетбола в
России и за
рубежом.
Закрепление
техники
перемещения; ловли,
передач и ведения
мяча на месте
Наблюдение
Гигиенические
сведения и меры
безопасности на
Октябрь
Групповая 8
0
Октябрь
Групповая 10
0
Октябрь
Групповая 5
0
Октябрь
Групповая 5
0
Ноябрь
Групповая 5
0
Ноябрь
Групповая 5
0
Ноябрь
Групповая 5
0
Ноябрь
Групповая 5
0
Декабрь
Групповая 5
0
Декабрь
Групповая 5
0
Декабрь
Групповая 10
0
Декабрь
Групповая 10
0
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
занятиях. Учебная
игра
Совершенствование
техники передачи
одной рукой от
плеча
Совершенствование
передач двумя
руками над головой,
закрепление техники
передач двумя
руками в движении
Совершенствование
техники броска
после ведения мяча
Совершенствование
техники поворотам в
движении
Совершенствование
техники ловли мяча,
отскочившего от
щита
Совершенствование
техники броскам в
движении после
ловли мяча
Совершенствование
техники броскам в
прыжке с места
Совершенствование
техники броскам в
движении после
ловли мяча
Совершенствование
техники передач
одной рукой сбоку и
одной рукой в
прыжке
Совершенствование
техники передач на
месте и в движении,
бросков в прыжке
после ведения мяча
Совершенствование
техники передач и
бросков в движении;
опеки игрока без
мяча
Совершенствование
техники ведения и
передач в движении
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Январь
Групповая 5
0
Январь
Групповая 5
0
Январь
Групповая 5
0
Февраль
Групповая 5
0
Февраль
Групповая 10
0
Февраль
Групповая 10
0
Февраль
Групповая 10
0
Март
Групповая 5
0
Март
Групповая 5
0
Март
Групповая 10
0
Март
Групповая 10
0
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Учет по технической
подготовке
Совершенствование
техники передач
одной рукой с
поворотом и
отвлекающим
действиям на
передачу
Совершенствование
техники
отвлекающих
действий на
передачу с
последующим
проходом
Совершенствование
техники
отвлекающих
действий на бросок
Совершенствование
техники передач и
ловли мяча одной
рукой, выбивание и
вырывание
Совершенствование
техники выбивания
мяча после ведения
Закрепление
техники атаки двух
нападающих против
одного защитника
Совершенствование
техники высоко
летящего мяча
одной рукой,
нападение двумя
центрами и их
взаимодействие
Совершенствование
Совершенствование
выбивания мяча при
ведении
Совершенствование
передач одной рукой
с поворотом
Закрепление
техники и тактики в
игре, бросков
Совершенствование
быстрого прорыва,
заслона центровым
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Апрель
Групповая 10
0
Апрель
Групповая 10
0
Апрель
Групповая 10
0
Апрель
Групповая 10
0
Май
Групповая 10
0
Май
Групповая 5
1
Май
Групповая 5
1
Май
Групповая 5
2
26
27
28
29
30
31
32
33
2.2.
спортивный зал (кабинет № 103);
Скакалки, набивные мячи;
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Сдача
нормативов.
Учебная
игра
Совершенствование Учебная
пройденного
игра
материала по
технической
и тактической
подготовки
Совершенствование Наблюдение
в технических
приемах
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
•
•
игроком, техника
игры
Совершенствование
техники плотной
защиты, заслона с
выходом на
получение мяча от
центрального,
техника
Совершенствование
техники
отвлекающих
действий на
получении мяча с
последующим
проходом по щит,
передачи через
центрового игрока
Совершенствование
техники борьбы за
мяч, отскочившего
от щита
Совершенствование
техники передач в
парах, нападения
тройкой с активным
заслоном
Совершенствование
техники ведения на
максимальной
скорости
Прием нормативов
по технической
подготовке
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Мячи для спортивных игр;
Гимнастические маты;
Секундомер;
Гимнастические скамейки;
Разметочные колпаки;
Перекладины нависные;
Форма для соревнований, манишки двухсторонние;
Баскетбольные мячи – 20 шт;
Баскетбольный щит – 8 шт.
2.3. Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит в форме: участия в соревнованиях и
турнирах разного уровня, с присвоением спортивных разрядов. Текущий контроль
осуществляется систематически в процессе проведения занятий и участия в
соревнованиях и играх. Мониторинг физической подготовленности проводится в начале и
в конце учебного года.
На второй и третий год обучения по программе обучающиеся переводятся без
условий.
2.4. Методическое обеспечение
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы
обучения:
•
•
•
•
Словесный (рассказ, объяснение)
Наглядный (показ техники элементов баскетбола)
Практический (выполнение упражнений)
Репродуктивный (повторение за тренером, стремление к эталону)
Тренировочная деятельность построена в форме практических занятий,
включающих работу в парах, группах, а также в форме судейской практики.
Список литературы
1. М., Просвещение, 1982г.
2. Байгулов Ю. П. Мостки к мастерству. - Спортивные игры, 1974, №4:
3. Байгулов Ю. П:, Аверин Г. А. Байгулов Ю. П. Программа средней школы по
физической культуре (внеклассная работа), Атакует чемпион мира. - Спортивныe
игры, 1973, N3
4. Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 1968.
5. Рудик П. А. Психология. М., 1967.
6. М.А. Давыдов. Судейство в баскетболе, - Москва, «Физкультура и спорт», 1983 г.
7. Е.Р. Яхонтова. Юный баскетболист: пособие для тренеров. - Москва,
8. «Физкультура и спорт», 1987 г.
9. Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №11, июнь 2003 г.
10. В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: пособия для
учителя. - Москва, «Просвещение», 2002 г.