ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Баскетбол» Возраст обучающихся: 14-17 лет Срок реализации: 3 год Автор-составитель: Торопов Александр Валентинович, ВКК педагог дополнительного образования. Екатеринбург, 2024 Содержание № Наименование Стр. Титульный лист 1 Комплекс основных характеристик программы 3 1.1 Пояснительная записка 3 1.2 Цель, задачи 4 1.3 Содержание программы 4 1.4 Планируемые результаты 6 Комплекс организационно-педагогических условий 6 2.1 Календарный учебный график 6 2.2 Условия реализации программы 16 2.3 Формы аттестации 17 2.4 Методическое обеспечение 17 Список литературы 18 1 2 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол» составлена в соответствии с нормативными документами: Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Закона от 24.06.2023 № 283-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"; Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023)); Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Устава МАОУ СОШ № 63. Направленность программы - физкультурно-спортивная. Актуальность программы. Баскетбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Педагогическая целесообразность Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий. Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации. Уровень освоения программы: базовый. Адресат программы: обучающиеся 14-17 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора, по разрешению врача. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе: 15-20 человек. Объём освоения программы: 3 год обучения, из расчёта 9 часов в неделю и включает в себя 33 учебных недели в год. Итого 891 час. Срок реализации программы: 3 год. Периодичность и продолжительность занятий: 3 раза в неделю, по 3 часа. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: программа физкультурно-спортивной направленности, которая отражает единую систему подготовки по баскетболу.. Программа предназначена для детей и подростков от 14 до 17 лет, которые испытывают потребность в двигательном режиме. Учебный год начинается с 1 сентября. Программу реализует педагог дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «баскетбол» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. 1.2. Цель, задачи программы Цель программы: осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое и личностное развитие, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи: • • • • • укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей; формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, к занятиям баскетболом; обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам; отбор перспективных детей для дальнейших занятий баскетболом. 1.3. Содержание программы Учебно-тематический план обучения № Тема 1 2 3 4 5 6 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Развитие баскетбола в России Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Общая и специальная физическая подготовка Основы техники и тактики игры Контрольные игры и соревнования Тестирование Общее количе ство часов 891 Теори я Практи ка Формы аттестации и контроля 18 873 3 6 3 6 0 0 Лекция, беседа Беседа 270 3 267 480 90 48 3 3 0 477 87 48 Соревнования различного уровня, сдача норм ГТО. Обсуждение. Наблюдение. Содержание учебно-тематического плана Общая физическая подготовка Физическая культура - средство укрепления здоровья. Техника безопасности. Основы судейской терминологии и жестов. Начальная диагностика. Теория: Краткие сведения о строении и развитии человеческого организма. Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта. Специальная физическая подготовка Теория: воздействие некоторых специальных упражнений на костномышечный аппарат. Практика: упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движений. Подвижные и спортивные игры. Специальные и контрольные упражнения (тесты). Теория: Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Теоретические занятия проводятся в форме 15-ти минутных бесед в процессе практических занятий, а также в форме отдельного занятия. Практические занятия должны быть разнообразными и эмоциональными. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2005). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите. Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Учитель, исходя из целей, условий, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, потребностей работы секции, может изменять продолжительность занятия и распределение времени. Тестирование уровня технической подготовленности проводится по контрольным упражнениям, представленным в методическом пособии В.Т. Чичикина, П.В. Игнатьева «Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении» (НГЦ, Н. Новгород, 2005). Тестирование уровня физической подготовленности занимающихся проводится по региональным тестам в начале и в конце учебного года с их последующим анализом и представлением занимающимся. 1.4. Планируемые результаты В конце 1 года обучения обучающиеся должны Знать: - основные понятия, термины баскетбола - роль физической культуры и спорта в здоровом образе жизни, - историю развития Баскетбола, - правила соревнований в избранном виде спорта - знать значение жестов судьи на спортивной площадке Уметь: применять правила безопасности на занятиях, владеть основами гигиены, соблюдать режим дня, владеть техникой выполнения ударов, защиты, предусмотренные программой В результате освоения программы ожидается повышение уровня общей физической подготовленности. - 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Первый год обучения. № Месяц Сентябрь 1 Форма занятий Количество уч. часов Практика Теория Групповая 8 1 Тема Инструктаж ТБ. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Форма контроля Наблюдение Сентябрь Групповая 8 сентябрь Групповая 9 сентябрь Групповая 9 Октябрь Групповая 9 0 Октябрь Групповая 9 0 Октябрь Групповая 9 0 Октябрь Групповая 9 0 Ноябрь Групповая 9 0 Ноябрь Групповая 9 0 Ноябрь Групповая 9 0 Ноябрь Групповая 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Закрепление техники перемещения; ловли, передач и ведения мяча на месте Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях. Учебная игра Закрепление техники передач двумя руками в движении Закрепление техники перемещения; ловли, передач и ведения мяча на месте Закрепление техники передачи одной рукой от плеча Закрепление передач двумя руками над головой, закрепление техники передач двумя руками в движении Закрепление техники броска после ведения мяча Закрепление техники поворотам в движении Закрепление техники ловли мяча, отскочившего от щита Закрепление техники броскам в движении после ловли мяча Закрепление техники броскам в прыжке с места Закрепление техники броскам в Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Декабрь Групповая 9 0 Декабрь Групповая 9 0 Декабрь Групповая 9 0 Декабрь Групповая 9 0 Январь Групповая 9 0 Январь Групповая 9 0 Январь Групповая 9 0 Февраль Групповая 9 0 Февраль Групповая 9 0 Февраль Групповая 9 0 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 движении после ловли мяча Закрепление техники передач одной рукой сбоку и одной рукой в прыжке Закрепление техники передач на месте и в движении, бросков в прыжке после ведения мяча Закрепление техники передач и бросков в движении; опеки игрока без мяча Закрепление техники ведения и передач в движении Учет по технической подготовке Закрепление техники передач одной рукой с поворотом и отвлекающим действиям на передачу Закрепление техники отвлекающих действий на передачу с последующим проходом Закрепление техники отвлекающих действий на бросок Закрепление техники передач и ловли мяча одной рукой, выбивание и вырывание Закрепление техники выбивания мяча после ведения Закрепление техники атаки двух Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Февраль Групповая 9 0 Март Групповая 9 0 Март Групповая 9 0 Март Групповая 9 0 Март Групповая 9 0 Апрель Групповая 9 0 Апрель Групповая 9 0 Апрель Групповая 9 0 Апрель Групповая 9 0 Май Групповая 9 0 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 нападающих против одного защитника Закрепление техники высоко летящего мяча одной рукой, нападение двумя центрами и их взаимодействие Закрепление выбивания мяча при ведении Закрепление передач одной рукой с поворотом Закрепление техники и тактики в игре, бросков Закрепление быстрого прорыва, заслона центровым игроком, техника игры Закрепление техники плотной защиты, заслона с выходом на получение мяча от центрального, техника Закрепление техники отвлекающих действий на получении мяча с последующим проходом по щит, передачи через центрового игрока Закрепление техники борьбы за мяч, отскочившего от щита Закрепление техники передач в парах, нападения тройкой с активным заслоном Закрепление техники ведения на максимальной скорости Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Май Групповая 9 0 Прием нормативов по технической подготовке Май Групповая 9 0 Май Групповая 9 20 Закрепление пройденного материала по технической и тактической подготовки Совершенствование в технических приемах 33 34 35 Сдача нормативов. Учебная игра Учебная игра Наблюдение Второй год обучения. № Месяц Форма занятий Сентябрь Количество уч. часов Практика Теория Групповая 3 1 Сентябрь Групповая 5 1 Октябрь Групповая 8 0 Октябрь Групповая 10 0 Октябрь Групповая 5 0 1 2 3 4 5 Тема Форма контроля Инструктаж ТБ. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Закрепление техники перемещения; ловли, передач и ведения мяча на месте Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях. Учебная игра Закрепление техники передачи одной рукой от плеча Закрепление передач двумя руками над головой, закрепление техники передач двумя руками в движении Закрепление техники броска после ведения мяча Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Октябрь Групповая 5 0 Ноябрь Групповая 5 0 Ноябрь Групповая 5 0 Ноябрь Групповая 5 0 Ноябрь Групповая 5 0 Декабрь Групповая 5 0 Декабрь Групповая 5 0 Декабрь Групповая 10 0 Декабрь Групповая 10 0 Январь Групповая 5 0 Январь Групповая 5 0 Январь Групповая 5 0 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Закрепление техники поворотам в движении Закрепление техники ловли мяча, отскочившего от щита Закрепление техники броскам в движении после ловли мяча Закрепление техники броскам в прыжке с места Закрепление техники броскам в движении после ловли мяча Закрепление техники передач одной рукой сбоку и одной рукой в прыжке Закрепление техники передач на месте и в движении, бросков в прыжке после ведения мяча Закрепление техники передач и бросков в движении; опеки игрока без мяча Закрепление техники ведения и передач в движении Учет по технической подготовке Закрепление техники передач одной рукой с поворотом и отвлекающим действиям на передачу Закрепление техники отвлекающих действий на передачу с Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Февраль Групповая 5 0 Февраль Групповая 10 0 Февраль Групповая 10 0 Февраль Групповая 10 0 Март Групповая 5 0 Март Групповая 5 0 Март Групповая 10 0 Март Групповая 10 0 Апрель Групповая 10 0 Апрель Групповая 10 0 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 последующим проходом Закрепление техники отвлекающих действий на бросок Закрепление техники передач и ловли мяча одной рукой, выбивание и вырывание Закрепление техники выбивания мяча после ведения Закрепление техники атаки двух нападающих против одного защитника Закрепление техники высоко летящего мяча одной рукой, нападение двумя центрами и их взаимодействие Закрепление выбивания мяча при ведении Закрепление передач одной рукой с поворотом Закрепление техники и тактики в игре, бросков Закрепление быстрого прорыва, заслона центровым игроком, техника игры Закрепление техники плотной защиты, заслона с выходом на получение мяча от центрального, техника Закрепление техники отвлекающих действий на получении мяча с последующим Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Апрель Групповая 10 0 Апрель Групповая 10 0 Май Групповая 10 0 Май Групповая 5 1 Май Групповая 5 1 Май Групповая 5 2 28 29 30 проходом по щит, передачи через центрового игрока Закрепление техники борьбы за мяч, отскочившего от щита Закрепление техники передач в парах, нападения тройкой с активным заслоном Закрепление техники ведения на максимальной скорости Прием нормативов по технической подготовке 31 32 33 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Сдача нормативов. Учебная игра Учебная игра Закрепление пройденного материала по технической и тактической подготовки Совершенствование Наблюдение в технических приемах Третий год обучения. № Месяц Форма занятий Количество уч. часов Практика Теория Сентябрь Групповая 3 1 1 Сентябрь Групповая 5 2 1 Тема Форма контроля Инструктаж Наблюдение ТБ. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Закрепление техники перемещения; ловли, передач и ведения мяча на месте Наблюдение Гигиенические сведения и меры безопасности на Октябрь Групповая 8 0 Октябрь Групповая 10 0 Октябрь Групповая 5 0 Октябрь Групповая 5 0 Ноябрь Групповая 5 0 Ноябрь Групповая 5 0 Ноябрь Групповая 5 0 Ноябрь Групповая 5 0 Декабрь Групповая 5 0 Декабрь Групповая 5 0 Декабрь Групповая 10 0 Декабрь Групповая 10 0 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 занятиях. Учебная игра Совершенствование техники передачи одной рукой от плеча Совершенствование передач двумя руками над головой, закрепление техники передач двумя руками в движении Совершенствование техники броска после ведения мяча Совершенствование техники поворотам в движении Совершенствование техники ловли мяча, отскочившего от щита Совершенствование техники броскам в движении после ловли мяча Совершенствование техники броскам в прыжке с места Совершенствование техники броскам в движении после ловли мяча Совершенствование техники передач одной рукой сбоку и одной рукой в прыжке Совершенствование техники передач на месте и в движении, бросков в прыжке после ведения мяча Совершенствование техники передач и бросков в движении; опеки игрока без мяча Совершенствование техники ведения и передач в движении Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Январь Групповая 5 0 Январь Групповая 5 0 Январь Групповая 5 0 Февраль Групповая 5 0 Февраль Групповая 10 0 Февраль Групповая 10 0 Февраль Групповая 10 0 Март Групповая 5 0 Март Групповая 5 0 Март Групповая 10 0 Март Групповая 10 0 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Учет по технической подготовке Совершенствование техники передач одной рукой с поворотом и отвлекающим действиям на передачу Совершенствование техники отвлекающих действий на передачу с последующим проходом Совершенствование техники отвлекающих действий на бросок Совершенствование техники передач и ловли мяча одной рукой, выбивание и вырывание Совершенствование техники выбивания мяча после ведения Закрепление техники атаки двух нападающих против одного защитника Совершенствование техники высоко летящего мяча одной рукой, нападение двумя центрами и их взаимодействие Совершенствование Совершенствование выбивания мяча при ведении Совершенствование передач одной рукой с поворотом Закрепление техники и тактики в игре, бросков Совершенствование быстрого прорыва, заслона центровым Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Апрель Групповая 10 0 Апрель Групповая 10 0 Апрель Групповая 10 0 Апрель Групповая 10 0 Май Групповая 10 0 Май Групповая 5 1 Май Групповая 5 1 Май Групповая 5 2 26 27 28 29 30 31 32 33 2.2. спортивный зал (кабинет № 103); Скакалки, набивные мячи; Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Сдача нормативов. Учебная игра Совершенствование Учебная пройденного игра материала по технической и тактической подготовки Совершенствование Наблюдение в технических приемах Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: • • игроком, техника игры Совершенствование техники плотной защиты, заслона с выходом на получение мяча от центрального, техника Совершенствование техники отвлекающих действий на получении мяча с последующим проходом по щит, передачи через центрового игрока Совершенствование техники борьбы за мяч, отскочившего от щита Совершенствование техники передач в парах, нападения тройкой с активным заслоном Совершенствование техники ведения на максимальной скорости Прием нормативов по технической подготовке • • • • • • • • • Мячи для спортивных игр; Гимнастические маты; Секундомер; Гимнастические скамейки; Разметочные колпаки; Перекладины нависные; Форма для соревнований, манишки двухсторонние; Баскетбольные мячи – 20 шт; Баскетбольный щит – 8 шт. 2.3. Формы аттестации Аттестация обучающихся проходит в форме: участия в соревнованиях и турнирах разного уровня, с присвоением спортивных разрядов. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведения занятий и участия в соревнованиях и играх. Мониторинг физической подготовленности проводится в начале и в конце учебного года. На второй и третий год обучения по программе обучающиеся переводятся без условий. 2.4. Методическое обеспечение На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: • • • • Словесный (рассказ, объяснение) Наглядный (показ техники элементов баскетбола) Практический (выполнение упражнений) Репродуктивный (повторение за тренером, стремление к эталону) Тренировочная деятельность построена в форме практических занятий, включающих работу в парах, группах, а также в форме судейской практики. Список литературы 1. М., Просвещение, 1982г. 2. Байгулов Ю. П. Мостки к мастерству. - Спортивные игры, 1974, №4: 3. Байгулов Ю. П:, Аверин Г. А. Байгулов Ю. П. Программа средней школы по физической культуре (внеклассная работа), Атакует чемпион мира. - Спортивныe игры, 1973, N3 4. Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 1968. 5. Рудик П. А. Психология. М., 1967. 6. М.А. Давыдов. Судейство в баскетболе, - Москва, «Физкультура и спорт», 1983 г. 7. Е.Р. Яхонтова. Юный баскетболист: пособие для тренеров. - Москва, 8. «Физкультура и спорт», 1987 г. 9. Приложение к газете «Первое сентября» - «Спорт в школе» №11, июнь 2003 г. 10. В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: пособия для учителя. - Москва, «Просвещение», 2002 г.