ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Клуб «ПОИСК»» Возраст обучающихся: 10-16 лет Срок реализации: 3 года Автор: Власова Людмила Ивановна, 1КК Педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 Содержание № Наименование Стр. 1. Титульный лист 1 2. Комплекс основных характеристик программы 3 2.1. Пояснительная записка 3 2.2. Цель, задачи программы 3 2.3. Содержание программы 4 Планируемые результаты 7 Учебный (тематический) план 1 года обучения 10 Учебный (тематический) план 2 года обучения 10 Учебный (тематический) план 3 года обучения 10 Комплекс организационно-педагогических условий 11 3.2. Формы аттестации 12 3.3. Методическое обеспечение 12 3.4. Список литературы 13 3.1. 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа с о ц и а л ь н о - гуманитарной направленности «Клуб «ПОИСК» составлена для занятий с обучающимися в условиях образовательнойшколы, в соответствии действующими нормативными документами: Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Закона от 24.06.2023 № 283-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"; Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023)); Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Устава МАОУ СОШ № 63. Актуальность программы. В XXI веке Россия столкнулась с внешними и внутренними тенденциями переосмысления прошлого, часто превращающегося в переписывание истории, «декоммунизацию», забвение прошлого, антипатриотические настроения. В нашей школе любят историю Родины, знают, помнят и чтят подвиги наших соотечественников в Великой Отечественной войне. Эти знания и гордость мы много лет передаем своим ученикам в разных формах. Особую роль играет активная работа школьного музея Боевой славы. Клуб «Поиск» создан в 1985 году на базе ОУ №63. Его программа составлена на основе Программы Правительства Свердловской области по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения «Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года» и программы МАОУ СОШ №63 «Патриот». Занятия проходят в помещении школьного музея Боевой славы. Программа внеурочных занятий осуществляется на основе материалов школьного музея Боевой славы 70-й Уральской армии и 12-й артиллерийской дивизии ГКО. Два воинских соединения формировались в одно время в Свердловской и Челябинской областях (зимой 1942-1943 гг.) Военно-патриотический клуб - добровольное объединение, в состав которого входят учащиеся 4- 9 классов школы, чьи жизненные принципы не расходятся с целями и задачами объединения. Цель программы: воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, сохранение исторической преемственности поколений. Задачи программы: • развитие у детей и молодежи творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности; • поддержка и развитие инициатив у учащихся; • воспитание здорового образа жизни, развитие военно-прикладных и технических видов спорта; • привлечение воспитанников к участию в военно-патриотическом воспитании. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - социально-гуманитарная. По уровню содержания: - базовая. Наименование образовательной программы: «Клуб «ПОИСК» Форма обучения: очная, групповая, по 10-15 человек в группе. Возраст обучающихся: 11-16 лет. Условия набора обучающихся в коллектив: на основании собеседования. Срок реализации программы: 3 года (с 1 сентября по май включительно, 27 месяцев по 9 месяцев в учебный год). В каникулярное время и праздничные дни занятия не проводятся. Учебный план составляет 102 часа первый, второй и третий год соответственно. Занятия проходят 3 раза в неделю, по 1 академических часа. Данный курс реализуют 3 группы воспитанников с 11 по 16 лет. Содержание программы История 70-й армии. 1.1. Введение. Знакомство с музеем новых участников. Планирование. 1.2. Организация нового состава Клуба. 1.3. История создания школьного музея 70-й. 1.4. Боевой путь 70-й армии. 1.5. Наследие ветеранов 70-й армии, Почетный знак «Ветеран 70-й армии». 2. История 12-й арт. дивизии ГКО. 2.1. История 12-й артиллерийской дивизии Прорыва ГКО. 2.2. Боевой путь 12-й артдивизии ГКО. 2.3. Экспозиция 12-й дивизии. 3. Источники музейной экспозиции. 1.1. Сотрудничество школы, музея с ветеранами войн, тыла. 1.2. Сотрудничество школы, музея с родителями. 1.3. Сотрудничество школы, музея с шефами. 1.4. Сотрудничество школы, музея с выпускниками ОУ. 1.5. Сотрудничество школы, музея с работниками Военкомата Верх-Исетского района (шефство). 4. Музейные уроки. 1.1. Роль 70-й армии в ВОВ. 1.2. Роль 12-й артдивизии Прорыва. 1.3. 70-я армия и 12-я дивизия в Курской битве. 1.4. Участие в освобождение Украины, Белоруссии. 1.5. Битва за Брест. 1.6. Берлинская операция. 5. Экскурсионная работа. 5.1. Подготовка учащихся к проведению экскурсий в соответствии с возрастными особенностями юных экскурсоводов. 5.2. Овладение навыками экскурсовода. 6. Цикл экскурсий в музее ОУ №63. 6.1. 70-я Уральская. 6.2. 12-я дивизия Прорыва ГКО. 6.3. 10-й Добровольческий танковый корпус. 6.4. Курская битва – боевое крещение 70-й армии и 12-й артдивизии. 6.5. Гвардейские дивизии 70-й армии. 6.6. Легендарный разведчик Н.И. Кузнецов. 6.7. У войны – не женское лицо. 6.8. 70-летию освобождения Ленинграда посвящается. 6.9. Воинская доблесть, мужество и слава. 6.10. Выпускники ОУ №63 – защитники Отечества. 7. Книги о войне – эмоциональное восприятие героических событий ВОВ. 7.1. Составление книжного каталога: 7. 2. научно-популярные издания о ВОВ; 7. 3. военная книга; 7. 4. художественные книги о героизме россиян; 7. 5. мемуары полководцев, ветеранов ВОВ; 7. 6. историческая книга; 7. 7. детская художественная литература по патриотическому воспитанию; 7. 8. книги для семейного чтения (библиотечка); 7. 9. Коллективное чтение любимых о войне на занятиях в клубе «Поиск». 8. Воспитание нравственности, формирование характера. 8.1. Беседы по нравственному воспитанию. 8.2. Воспитание лучших качеств личности (гражданственность, патриотизм). Беседы на следующие темы: • • • выпускники ОУ №63; выпускники – воины интернационалисты (Афганистан, Чечня); о доблести, о подвиге, о славе; • • • • • • служу Отечеству; отвага, мужество, честь; дети и война; Уроки Мужества. Встречи с ветеранами войн и тыла. «Кирпичики для характера» - духовное наследство ветерана 70-й армии Станислава Иосифовича Рыдзевского. 9. Исследовательская деятельность – развитие творческих способностей, научного потенциала ребенка. 9.1. Научно-исследовательская работа: рефераты, доклады, проекты. 9.2. Подготовка к тематическим экскурсиям. 9.3. Участие в НПК. 9.4. Изучение военной техники, военно-историческое образование. 10. Практические навыки музейной работы, профессиональное самоопределение ребенка. культурное, социальное 10.1. Реставрационные работы. 10.2. Оформление новых экспонатов. 10.3. Сохранность экспонатов. 10.4. Мелкий ремонт помещения музея. 10.5. Создание новых экспозиций. 10.6. Ведение документации. 11. Методическая работа: формы проведения занятий с участниками клуба «Поиск». 11.1. Участие в районных городских и региональных семинарах по патриотическому воспитанию 11.2. Обмен опытом по нравственному воспитанию школьников. 11.3. Переписка с другими музеями, общественными организациями с целью обмена опытом и экспонатами по истории ВОВ, 70-й армии. 12. Краеведение – привитие интереса к истории своего района, города, края, знакомство с достижениями, природой Урала. 12.1. Знакомство с историей своего края. и 12.2. Организация и участие в походах по истории родного края. 12.3. Изучение героического прошлого края. 12.4. Переписка музейщиков с музеями других школ Екатеринбурга и Свердловской области, посещение музеев, обмен материалами, опытом работы. 13. Деловые игры, празднования – социальное и культурное самоопределение ребенка. 13.1. Юнармейские игры. 13.2. «Рыцарский турнир». 13.3. День Защитника Отечества. 13.4. День Героев Отечества. 13.5. День Победы. 13.6. День России. 13.7. День формирования 70-й армии. 14. Планирование деятельности на следующий учебный год; учет дел, не реализованных в текущем учебном году, вскрытие недостатков в работе с целью улучшения деятельности детского объединения; итоги работы за год, планы на будущее. 14.1. Подведение итогов работы кружка «Штаб Поиск». 14.2. Награждение активистов. 14.3. Планирование работы кружка на новый учебный год. 14.4. Обсуждение итогов работы детского объединения на педагогическом совете в конце учебного года. Планируемые результаты обучения: Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе: • • • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка; чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; • умение обсуждать и анализировать с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач; • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные результаты: • • • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками; определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов − выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: • • • • • • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; • • • • • • • • • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. 2. Учебно-тематический план «Клуб «ПОИСК» 1 год обучения №п/п Тема занятий Общее кол-во часов 102 1 15 теория 41 1 5 Формы аттестации и практика контроля 61 Беседа эвристическая 10 беседа эвристическая 10 беседа 15 эвристическая беседа эвристическая 15 беседа эвристическая 11 беседа Из них 1 2 Вводное занятие История 70-й армии 3 История 12-й арт. Стрелковой дивизии ГКО 15 5 4 История музея им. 70-й армии 25 10 5 Музейные уроки 30 15 6 Цикл экскурсий в музее 70-й армии 16 5 2 год обучения №п/п 1 2 3 4 Тема занятий Вводное занятие Книги о войне – эмоциональное восприятие героических событий ВОВ Восприятие нравственности, формирование характера Исследовательская деятельность Из них Общее кол-во часов 102 1 15 теория 41 1 5 15 5 25 10 Формы аттестации и практика контроля 61 Беседа 10 эвристическая беседа эвристическая 10 беседа эвристическая 15 беседа 5 Практические навыки музейной работы 30 15 15 6 Цикл экскурсий в музее 70-й армии 16 5 11 эвристическая беседа эвристическая беседа год обучения 3 №п/п Тема занятий Общее Из них теория 1 2 Вводное занятие Краеведение кол-во часов 102 1 15 3 Методическая работа в музее 15 5 4 Деловые игры, торжества 25 10 5 Планирование деятельности музея 30 15 6 Цикл экскурсий в музее 70-й армии 16 5 41 1 5 Формы практика аттестации и контроля 61 Беседа эвристическая 10 беседа 10 эвристическая беседа эвристическая 15 беседа эвристическая 15 беседа 11 эвристическая беседа 2.2 Формы аттестации и оценочные материалы Аттестация обучающихся проходит в несколько этапов: промежуточная аттестация после каждого раздела в форме беседы, устного опроса, викторины или защиты мини-проекта, а также итоговая аттестация в форме открытого урока, участия в школьных праздниках, мероприятиях, в форме защиты проектов на конкурсах и научно-практических конференциях. Важное место отводится формирующему оцениванию и самооценке, рефлексии. Подведение итогов работы клуба «Поиск» проводится в неформальной обстановке, с приглашением выпускников школы, активистов Музея и клуба «Поиск», с традиционным чаепитием, номерами художественной самодеятельности членов клуба, награждение всех участников. 2.3 Организационно-педагогические условия реализации программы В зависимости от содержания на занятиях используются следующие методы обучения: словесный (рассказ, объяснение, беседа); объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание); практический (упражнения, дидактические игры); наглядный (показ иллюстраций, видеороликов, демонстрация работающих образцов); репродуктивный (повторение за педагогом, за демонстрируемыми образцами, стремление к эталону); проектный (решение реальных практических задач, ход от проблемы через разработку концепции, реализацию, апробацию и демонстрацию итогового результата с объяснением личного целеполагания и общественной пользы); игровой (условные задания, гротескный, шуточный и юмористический контекст, соревновательность); творческий (модификация, оптимизация, улучшение прототипа, разработка совершенно нового, даже не предусмотренного программой курса изделия); эвристический (личные открытия, экспериментальные знания, участие в демонстрации своих работ на фестивалях и конкурсах). Образовательная деятельность организована в форме теоретических и практических занятий, включающих индивидуальную и командную работу, работу в парах, в группах. Учебное занятие в зависимости от формы и содержания представляет собой достаточно свободную деятельность: приветствуется дисциплина и уважительное отношение к экспонатам музея, общение обучающихся между собой и с педагогом, взаимопомощь, чередование разных форм работы и отдыха, что обеспечивает эффективность этапов усвоения знаний и формирования умений обучающимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. Дидактические материалы включают теоретические пособия в текстовом, иллюстративном, фото и видео формате, а также сформулированные в игровой форме задания и многочисленные опциональные упражнения (модифицируемые педагогом для каждого конкретного ученика). 2.4 Материально-технические условия реализации программы Помещение музея Боевой славы. Экспозиция музея. Библиотека (тематическая подборка литературы о Войне и патриотическом, нравственном воспитании). Мультимедийное оборудование (телевизор, видеопроигрыватель, компьютер). Список литературы 1. Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И. Моделируем внеурочную деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2013. 2. Беспалова С.А. Использование музейной педагогики в преподавании гуманитарных дисциплин : [как наладить пед. взаимодействие школы и музея] / С. А. Беспалова // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - N1. - С. 194-197. - (Отечественная система образования). 3. Горская А. Превратить посетителя из пассивного созерцателя в активного участника - новая задача музеев : [материалы науч.-практ. семинара "Расширение музейной аудитории через новые образоват. программы"] / А. Горская // Учреждения культуры. - 2008. - N5. - С. 95, 96. 4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2010. 5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. 6. Лукашева Т.Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - N9. - С. 29-31. 7. Мичеева Н.М. Воспитание гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики / Н. М. Мичеева // Начальная школа. - 2008. - N7. - С. 22,23. 8. Огоновская И.С. Реализация компетентностого подхода в образовании средствами проектной деятельности обучающихся: методическое пособие для педагогов. – Екатеринбург: ГАОУ СО «Дворец молодёжи», 2013. – 144с. 9. Организация работы школьного музея // Методические рекомендации /Составитель О.В.Старкова / Областной центр детского и юношеского туризма.- Пермь, 2002. 10. Основная образовательная программа МАОУ СОШ № 63. 11. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2008. 12. Шпенглер Т.В. Музейная педагогика как эффективное средство воспитания патриотов : [поисково-исслед. деятельность шк. музея в Том. обл.] / Т. В. Шпенглер // Внешкольник. - 2008. - N1. - С. 16-1