М УНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМ НОЕ ОБЩ ЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖ ДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩ ЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫ М ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫ Х ПРЕДМ ЕТОВ № 63 АЮ» № 63 анова 2024г. Принят Педагогическим советом Протокол № 1 от 29.08.2024г. ПРИЛОЖ ЕНИЕ № 12 к основной образовательной программе начального общ его образования М А ОУ СОШ № 63 УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩ ЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 63 на 2024-2025 учебный год Екатеринбург, 2024 Пояснительная записка Учебный план начального общего образования МАОУ СОШ № 63 является нормативно правовым документом, частью основной образовательной программы начального общего образования ОУ, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам и определяет формы промежуточной аттестации обучающихся. Нормативно-правовы е основания составления учебного плана 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 3. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022 № 955). 4. Приказ Минпросвещения России от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования». 5. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования». 6. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»). 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 9. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 10. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 11. Приказ Минпросвещения России от 21.02.2024 № 119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения России от 21.092022 № 858 Об утверждении ФПУ, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 12. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении правил применения электронного обучения, ДОТ при реализации образовательного процесса». 13. Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в 0 0 (МР 2.4.0331-23 от 10.11.2023, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора и др.). 14. Приказ Минпросвещения России 04.10.2023 №738 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 15. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (МР 2.4.0330-23 утв. 29.08.2023 руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным санитарным врачом РФ А.Ю. Поповой). 16. Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 17. Приказ Минпросвещения России от 03.08.2023 № 581 «О внесении изменения в пункт 13 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства просвещения российской федерации от 22 марта 2021 г. № 115» 18. Приказ Минпросвещения России от 21.06.23 №556 «О внесении изменений в приложения № 1, № 2 к приказу Минпросвещения России от 21.09.2022 N858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников». 19. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 63. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, модулей, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4-х классов (135 учебных недель). Общее количество часов учебных занятий за 4 года - 3039 часов. Учебный план ориентирован на пятидневную учебную неделю в соответствии с календарным учебным графиком ОУ на 2024 - 2025 учебный год. Учебный год начинается 2сентября. Продолжительность учебного года: - 1 классы - 33 учебные недели, - 2-4 классы - 34 учебные недели. В процессе освоения общеобразовательных программ обучающимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определены Календарным учебным графиком школы. Продолжительность каникул составляет не менее 30 календарных дней. Продолжительность уроков 40 минут (кроме 1 класса). Начало занятий: 1 смена - 08.00, 2 см ен а- 13.10. Продолжительность перемен: минимальная - 10 минут, максимальная - 20 минут. Учебная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов (в соответствии с санитарными правилами и нормами Сан ПиН 1.2.4.3685-21). Используется вариант МР с постепенным повышением суммарной трудности учебных предметов к середине недели и с постепенным её снижением к концу недели Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: - для 1-х классов - не превышает 4 уроков, один раз в неделю - 5 уроков за счет урока физической культуры; - для 2-4-х классов - не превышает 5 уроков при пятидневной учебной неделе. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки: - в 1-х классах - 21 час в неделю; - во 2-4-х классах - 23 часа в неделю. Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать действующим санитарным правилам и нормативам. Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другое). Учебный план начального общего образования обеспечивает реализацию требований к результатам федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: - личностным, включающим готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе; - метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение базовыми логическими и исследовательскими действиями, работу с информацией, общение и совместную деятельность, самоорганизацию и самоконтроль; - предметным, включающим освоение обучающимися программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей (учебных предметов или (учебных модулей), которые ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на уровне начального общего образования. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - учебные занятия проводятся по 5-ти дневной учебной неделе в первую смену (в соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20); - организуется динамическая пауза в середине учебного дня продолжительностью не менее 40 минут (в соответствии с санитарными правилами и нормами Сан ПиН 1.2.4.3685-21); - используется «ступенчатый» режим работы обучения: в сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае - по 4 урока по 40 минут каждый (в соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20); - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти в соответствии с календарным графиком школы. Учебный план уровня начального общего образования состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которая реализуется через увеличение количества часов на отдельные предметы (иностранный язык), входящие в обязательную часть учебного плана и через внеурочную деятельность. Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности на уровне начального общего образования. План внеурочной деятельности разрабатывается отдельно от учебного плана. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой осуществляется деление классов на 2 группы (при наполняемости класса 25 человек и более) при изучении курсов иностранного языка во 1-4-х классах. Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения: 1 час для 1 класса, 1,5 часа - для 2 и 3 классов, 2 часа - для 4 класса. В течение учебного года осуществляется координация и контроль объёма домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными предметами: «Русский язык», «Литературное чтение» и формирует первоначальные представления о единстве и многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа. На изучение предмета «Русский язык» отводится 4 часа в неделю. Успешность освоения предмета «Литературное чтение» обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. На изучение данного курса отводится 3 часа в неделю. Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом: «Иностранный язык». Учебный предмет предметной области «Иностранный язык» направлен на формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) форме с учётом возрастных возможностей и потребностей младшего школьника; расширение лингвистического кругозора обучающихся за счёт овладения новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с отобранными темами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого иностранного языка, о разных способах выражения 5 мысли на родном и иностранном языках; использование для решения учебных задач интеллектуальных операций (сравнение, анализ, обобщение и др.); формирование умений работать с информацией, представленной в текстах разного типа (описание, повествование, рас суждение), пользоваться при необходимости словарями по иностранному языку. В 1 классе вводится пропедевтический курс иностранного языка «Введение в английский язык» 1 час в неделю. Во 2 классе вводится предмет «Занимательный английский» 1 час в неделю (во всех 2 - 3 классах). При проведении урока по этим предметам класс делится на 2 группы. Предметная область «Математика и информатика» включает в себя учебный предмет «Математика». Данный предмет направлен на развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Учебный план предусматривает 4 часа в неделю на изучение предмета «Математика» в 1-4 классах. Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир) включает в себя интегрированный учебный предмет «Окружающий мир», изучение которого направлено на формирование уважительного отношения к семье, Городу Екатеринбургу, Уральскому региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. На освоение данного курса отводится 2 часа в неделю в 1-4 классах. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Данный предмет направлен на воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современной России и представлен в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании решения родителей (законных представителей) обучающиеся будут изучать один из модулей. Предметная область «Искусство» включает в себя учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка», изучение которых направлено на развитие способностей к художественно образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Изобразительное искусство» представлен в объеме 1 час в неделю в 1-4х классах. Учебный предмет «Музыка» также представлен в объеме 1 часа в неделю в 1-4-х классах. Предметная область Технология включает в себя учебный предмет «Труд (технология)», который направлен на формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности и представлен в объеме 1 часа в неделю в 1-4-х классах. Предметная область «Физическая культура» включает в себя учебный предмет «Физическая культура», освоение которого направлено на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Содержание учебного предмета дополняется подготовкой к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Предмет представлен в объеме 2 часов в неделю в 1-4 классах. Все обязательные предметы в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся обеспечивают достижение предметного результата, включающего умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, формирование универсальных учебных действий и достижение личностных результатов. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, учитывает интересы их родителей (законных представителей) и строится в соответствии с возможностями информационно-образовательной среды МАОУ СОШ № 63. Это предмет «Введение в английский язык» в 1 классе - 1 час в неделю и «Литературное внеклассное чтение» во 2-3 классах 1 час в неделю. Внеклассное чтение способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Обучение проводится с бальным оцениванием знаний обучающихся и домашними заданиями начиная со 2 класса. Обучение в 1-4 классах осуществляется посредством учебников издательского центра «Просвещение» ОС «Школа России», включенных в Федеральный перечень и рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования. Данные учебники позволяет достигнуть результатов, определённых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Формы промежуточной аттестации обучающихся Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости МАОУ СОШ № 63, а также промежуточной аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости в 1 классе осуществляется без выставления отметок в классном журнале. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по предметам, курсам учебного плана в конце учебного года. Формы промежуточной аттестации обучающихся: - итоговая контрольная работа или диктант с грамматическим заданием; - комплексная работа на межпредметной основе; - диагностическая работа; - творческая работа; - презентация учебного проекта. Форму текущей аттестации определяет учитель. Промежуточной аттестации подлежат все обучающиеся 2-4 классов с фиксацией в классных журналах. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио обучающегося. Учебный план (недельный) начального общего образования /1-4 классы/ Кол-во часов в неделю Учебные предметы Предметные области 1а,б,в, 2а,б,в, За,б,в, 4а,б,в Всего (учебные модули) ,г,д г,д г,д г,Д Обязательная часть 5 5 5 5 20 Русский язык и литературное Русский язык чтение 4 4 4 4 16 Литературное чтение 2 2 6 2 Иностранный язык Иностранный язык Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Окружающий мир 2 2 2 2 8 1 1 1 1 1 2 23 4 4 4 8 87 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство 1 1 1 1 Музыка 1 1 Технология Труд (технология) 1 1 1 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 Итого 20 22 22 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Введение в английский язык 1 Литературное внеклассное чтение 1 1 Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 23 Итого по УП 21 23 23 2 2 Учебный план (годовой) начального общего образования Кол-во часов в неделю Учебные предметы Предметные области (учебные модули) 1 2 4 3 Обязательная часть Русский язык и литературное Русский язык 165 170 170 170 чтение Литературное чтение 132 136 136 136 Иностранный язык Иностранный язык 68 68 68 Математика и информатика Математика 132 136 136 136 Обществознание и естествознание Окружающий мир 66 68 68 68 (окружающий мир) Основы религиозных культур и Основы религиозных 34 светской этики культур и светской этики Искусство Изобразительное искусство 33 34 34 34 Музыка 33 34 34 34 Технология Труд (технология) 33 34 34 34 Физическая культура Физическая культура 66 68 68 68 Итого 660 748 748 782 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Введение в английский язык Литературное внеклассное чтение 33 Максимально допустимая недельная нагрузка 693 Итого по УП 693 34 782 782 34 782 782 782 782 1 2 90 90 Всего 675 540 204 540 270 34 135 135 135 270 2938 33 68 3039 3039