РП_Человек в обществе (ООО)_8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ»
Рабочая программа курса «Человек в обществе» составлена на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией
преподавания учебного предмета «Обществознание», а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в
выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: курс
позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста
особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в
современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства
и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение курса «Человек в обществе», включающего знания о российском
обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах
конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и
гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности,
готовности к служению Отечеству, приверженности нацио­нальным ценностям.
Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации,
включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной
культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой
вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения,
осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Человек в обществе» содействует вхождению
обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию
и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке
своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ»
 формирование более глубоких представлений о базовых обществоведческих
понятиях, закономерностях, взаимосвязях; углубление и расширение знаний
учащихся в предметной области «Обществознание» для подготовки к ОГЭ по
обществознанию.


воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового ­самосознания, приверженности
базовым ценностям нашего народа;















развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных
интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в
Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской
Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в
подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников
подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах
человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих
общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной
средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умениями функционально грамотного человека: получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и
государства;
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО КУРСА «ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предлагаемая программа курса рассчитана для подготовки обучающихся 8

классов к государственной итоговой аттестации по обществознанию и предполагает
34 часа из расчета 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Курс «Человек в обществе» в 8 классах состоит из шести разделов, каждый из
которых

разбит

на

определенное

количество

занятий.

Данные

разделы

соответствуют «Кодификатору проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования и элементов
содержания

для

проведения

основного

государственного

экзамена

по

обществознанию».
Раздел 1. Человек и общество
Самые важные признаки человека, отличающие его от других живых существ.
Человек - существо биосоциальное. Деятельность как способ самореализации.
Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека. Роль природы в
жизни человека и общества. Биосфера и ноосфера. Экологические проблемы.
Значения понятия общество. Общественные отношения. Основные сферы жизни
общества, их взаимосвязь. Роль социальных норм в жизни человека и общества.
Современные подходы к типологии обществ. Традиционное, индустриальное и
постиндустриальное общества. Эволюционный характер развития общества.
Воздействие социальных революций на общественное развитие. Отличия реформ от
революций. Человечество в XXI в. Глобализация, ее последствия. Социальный
прогресс. Личность и индивидуальность. Процесс становления личности. Что
оказывает влияние на личность, агенты социализации. Мировоззрение и жизненные
ценности.
Деятельность человека: основные формы деятельности человека. Труд основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд.
Учение - деятельность школьника. Познание человеком мира и себя.
Что такое межличностные отношения. Чувства - основа межличностных
отношений. Виды межличностных отношений. Общение. Каковы цели общения.

Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и
младшими.
Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный
конфликт.
Раздел 2. Сфера духовной культуры
Духовная сфера жизни общества, ее особенности. Культура личности и
общества, их взаимосвязь. Тенденции развития культуры в современной России.
Мораль, ее нормы и ценности. Гуманизм как высшая моральная ценность.
Патриотизм и гражданственность, их взаимосвязь. Добро и зло. Критерии
морального

поведения.

Долг.

Объективные

обязанности

и

моральная

ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть как регулятор
поведения и моральный самоконтроль. Моральный выбор. Свобода выбора и
ответственность, их взаимосвязь. Что значит быть ответственным человеком.
Безответственное поведение и его последствия. Моральные знания и практическое
поведение человека. Критический анализ собственных поступков и помыслов.
Оценка и самооценка. Значимость образования в условиях информационного
общества. Связь между образованием и конкурентоспособностью страны. Основные
элементы системы образования в Российской Федерации. Пути повышения
конкурентоспособности человека. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Наука как система
государственных и общественных организаций. Нравственные принципы труда
современного ученого. Возрастание роли научных исследований в современном
мире. Основные виды религиозных объединений и организаций, их роль в жизни
современного общества. Принцип свободы совести. Влияние искусства на развитие
личности и общества.
Раздел 3. Экономика
Потребности и ресурсы. Зависимость экономики от объема и направленностей
потребностей общества. Основные виды ресурсов экономики. Экономический
выбор. Экономические и свободные блага. Альтернативная стоимость. Как

определить альтернативную стоимость выбора. Основные вопросы экономики.
Противоречия между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей.
Экономическая эффективность. Функции экономической системы. Модели
экономических систем. Способы координации экономического выбора в разных
экономических системах. Собственность. Имущественные отношения. Право
собственности. Формы собственности в Российской Федерации. Защита прав
собственности. Рынок, условия его функционирования. Конкуренция как рыночный
механизм регулирования экономики. Рыночное равновесие. Спрос и предложение
на рынке. Механизм установления равновесной цены. Цена как регулятор спроса и
предложения. Производство, его роль в экономике. Основные виды деятельности
современной

экономики.

Товары

и

услуги.

Ресурсы,

необходимые

для

осуществления производства. Факторы производства. Разделение труда и
специализация.

Содержание

и

функции

предпринимательства.

Отличие

предпринимательской деятельности от других форм хозяйствования. Функции
предпринимательства в обществе. Цели фирмы, ее организационно-правовые
формы. Малый бизнес, его роль в экономике. Экономические проблемы,
регулируемые

государством.

Государственное

регулирование

экономики.

Государственный бюджет. Способы уменьшения дефицита государственного
бюджета. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Источники доходов населения. Распределение. Неравенство доходов.
Перераспределение

доходов.

Экономические

меры

социальной

поддержки

населения. Адресный характер социальных программ. Потребление. Связь между
доходом и потреблением. Семейное потребление. Виды страховых услуг,
предоставляемых гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя в
Российской Федерации. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Причины
роста цен в рыночной экономике. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Формы сбережений граждан. Потребительский кредит. Страховые услуги.
Безработица, ее причины. Категории занятых и безработных. Уровень безработицы
в стране. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства

в обеспечении
занятости. Мировое хозяйство. Международная торговля. Международное
разделение труда.
Обменные курсы валют. Особенности политики протекционизма и свободной
торговли.
Раздел 4. Социальная сфера
Социальная структура общества, основания стратификации. Проблема
социального неравенства. Социальная мобильность. Факторы, способствующие
продвижению по социальной лестнице. Признаки социальных групп. Основные
виды социальных групп. Роль социальных конфликтов в жизни общества. Пути
разрешения социальных конфликтов. Социальный статус и социальная роль, их
взаимосвязь. Отличия предписанного статуса от достигаемого. Семья как малая
группа. Отношения между поколениями. Гендерные роли. Соотношение понятий
нация и этнос. Значение национальных традиций. Межнациональные отношения.
Опасность

межнациональных

конфликтов.

Взаимодействие

людей

в

многонациональном и многоконфессиональном обществе. Пути преодоления
межнациональных

конфликтов.

Социализация

личности.

Отклоняющееся

поведение, его разновидности. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Основные причины распространения алкоголизма и наркомании.
Социальная значимость здорового образа жизни. Социальная политика государства.
Раздел 5. Сфера политики и социального управления
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления
политики.

Государство,

его

отличительные

признаки.

Государственный

суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности.
Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение
властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество.
Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные
черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в
общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в
выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь
общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Раздел 6. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие «нормы
права».

Нормативно-правовой

акт.

Виды

нормативных

актов.

Система

законодательства. Понятие «правоотношения». Виды правоотношений. Субъекты
права.

Особенности

правового

статуса

несовершеннолетних.

Понятие

«правонарушения». Признаки и виды правонарушений. Виды юридической
ответственности. Презумпция невиновности.
Основы конституционного строя РФ. Основы государственного устройства.
Основы отношений человека и гражданина с государством. Основы устройства
общества и его отношений с государством. Права и свободы человека и гражданина.
Права человека. Юридические нормы. Международные правовые документы. Идеал
современного права и юридический документ. Права и свободы человека и
гражданина РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права
ребенка. Высшие органы государственной власти в РФ. Президент Российской
Федерации - глава государства. Федеральное собрание. Правительство России высший орган исполнительной власти. Россия - федеративное государство.
Правовой статус субъектов РФ. Принципы федеративного устройства РФ.
Равноправие субъектов РФ. Разграничение полномочий. Судебная система РФ.
Судебная власть. Принципы осуществления судебной власти. Суды Российской
Федерации. Участие граждан в отправлении правосудия. Правоохранительные
органы РФ. Полиция. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат.
Права, свободы и обязанности. Всеобщая декларация прав человека.

Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав
и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ,
их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их
защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданскоправовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на
труд.

Правовой

статус

несовершеннолетнего

работника.

Трудоустройство

несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения
брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения.
Административное

правонарушение.

Виды

административных

наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие «преступления».
Пределы

допустимой

несовершеннолетних.

самообороны.

Социальные

права.

Уголовная

ответственность

Жилищные

правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в
условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период
вооруженных конфликтов. Организация международного красного креста и
полумесяца. Вооруженный конфликт. Беженцы. Международное право. Правовое
регулирование отношений в сфере образования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные

и

метапредметные

результаты

представлены

с

учётом

особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые

предметные результаты

и

содержание

учебного

курса

распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования, а также с учётом федеральной рабочей
программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об
обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание
основ российского права. Представленный в программе вариант распределения
модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные

результаты

воплощают

традиционные

российские

социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы
поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во
взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе
развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной
направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным
направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах

межличностных

отношений

в

поликультурном

и

многоконфессиональном

обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию

в

гуманитарной

деятельности

(волонтёрство,

помощь

людям,

нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам; историческому, природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность

личности

в

условиях

индивидуального

и

общественного

пространства.
Физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для

физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том
числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий
и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка
возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимос­вязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык
выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях,
в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять

дефицит

информации,

данных,

необходимых

для

решения

поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наи­более подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать

вопросы,

фиксирующие

разрыв

между

реальным

и

желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого

наблюдения,

исследования,

владеть

инструментами

оценки

достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать

надёжность

информации

по

критериям,

предложенным

педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2.

Овладение

универсальными

учебными

коммуникативными

действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать

намерения

других,

проявлять

уважительное

отношение

к

собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек и его социальное окружение


осваивать

и

применять

знания

о

социальных

свойствах

человека,

формировании личности, деятельности человека и её видах, образовании, правах и
обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия
человека с другими людьми;


характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности

на примерах семьи, семейных традиций; характеризовать основные потребности
человека, показывать их индивидуальный характер; особенности личностного
становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями
здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и
общества;


приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и

особенностей в современных условиях; малых групп, положения человека в группе;
конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений конфликтов;
проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах;


классифицировать по разным признакам виды деятельности человека,

потребности людей;


сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства

человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение);


устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей,

способов и результатов деятельности, целей и средств общения;


использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)

сущности общения как социального явления, познания человеком мира и самого
себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного
социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в
школе, семье, группе сверстников;


определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и

личный

социальный

опыт

своё

отношение

к

людям

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

к

различным

способам

выражения

личной

индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков;


решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и

обязанностей учащегося; отражающие особенности ­отношений в семье, со
сверстниками, старшими и младшими;


овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том

числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять
на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;


искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об

особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ
с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;


анализировать,

обобщать,

систематизировать,

оценивать

социальную

информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;


оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения,

в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья;
оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;


приобретать опыт использования полученных знаний в практической

деятельности,

в

повседневной

жизни

для

выстраивания

отношений

с

представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту,
активного участия в жизни школы и класса;


приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с

людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём


осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в

обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в
политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в

Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества, глобальных
проблемах;


характеризовать устройство общества, российское государство, высшие

органы государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские
духовно-нравственные ценности, особенности информационного общества;


приводить

примеры

разного

положения

людей

в

обществе,

видов

экономической деятельности, глобальных проблем;


классифицировать социальные общности и группы;



сравнивать социальные общности и группы, положение в об­ществе

различных людей; различные формы хозяйствования;


устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества,

деятельности основных участников экономики;


использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)

влияния природы на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей
явлений, процессов социальной действительности;


определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты

общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам
взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей российского
народа;


решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи,

отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение
экологической проблемы);


овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,

касающихся отношений человека и природы, уст­ройства общественной жизни,
основных сфер жизни общества;


извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая

информацию о народах России;


анализировать,

обобщать,

систематизировать,

оценивать

социальную

информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников

(в

том

числе

учебных

материалов)

и

публикаций

в

СМИ;

используя

обществоведческие знания, формулировать выводы;


оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их

соответствия духовным традициям общества;


использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности,

в практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав
потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций
общества, в котором мы живём;


осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми

другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и
традиций народов России.
Социальные ценности и нормы


осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и

значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;


характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности

(в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, гуманизм,
милосердие); моральные нормы и их роль в жизни общества;


приводить

примеры

гражданственности

и

патриотизма;

ситуаций

морального выбора; ситуаций, регулируемых различными видами социальных
норм;


классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и

элементы;


сравнивать отдельные виды социальных норм;



устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и

человека;


использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)

сущности социальных норм;



определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,

факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к явлениям
социальной действительности с точки зрения социальных ценностей; к социальным
нормам как регуляторам общественной жизни и поведения человека в обществе;


решать познавательные и практические задачи, отражающие действие

социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;


овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,

касающихся гуманизма, гражданственности, патриотизма;


извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали,

проблеме морального выбора;


анализировать,

обобщать,

систематизировать,

оценивать

­социальную

информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций в СМИ, ­соотносить её с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека;


оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их

соответствия нормам морали;


использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной

жизни;


самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять

простейший документ (заявление);


осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми

другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек как участник правовых отношений


осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как

социальном и юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих типичные
для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения; правовом
статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего);
правонарушениях и их опасности для личности и общества;



характеризовать

право

как

регулятор

общественных

отношений,

конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации, права
ребёнка в Российской Федерации;


приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают

правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением
юридической ответственности; способы защиты прав ребёнка в Российской
Федерации; примеры, поясняющие опасность правонарушений для личности и
общества;


классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать

существенный признак классификации) нормы права, выделяя существенные
признаки;


сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) проступок

и преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;


устанавливать

и

объяснять

взаимосвязи,

включая

взаимодействия

гражданина и государства, между правовым поведением и культурой личности;
между особенностями дееспособности несовершеннолетнего и его юридической
ответственностью;


использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права

в обществе, необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение
и противодействие коррупции, различий между правомерным и противоправным
поведением, проступком и преступлением; для осмысления личного социального
опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей
(члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);


определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты

общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к роли правовых
норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;


решать познавательные и практические задачи, отражающие действие

правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека,

анализировать жизненные

ситуации

и

принимать решения,

связанные с

исполнением типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи,
учащегося, члена ученической общественной организации);


овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:

отбирать информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации и других
нормативных правовых актов, из предложенных учителем источников о правах и
обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации, о правах ребёнка и способах их защиты и составлять на их
основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;


искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых

норм, о правовой культуре, о гарантиях и защите прав и свобод человека и
гражданина в Российской Федерации, выявлять соответствующие факты из разных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ
с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;


анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную

информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;


оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения

их соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения, участвовать в
дискуссии;


использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической

деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые
проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских
обязанностей (для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав
потребителя,

выбора

профессии

и

оценки

собственных

перспектив

в

профессиональной сфере с учётом приобретённых представлений о профессиях в
сфере права, включая деятельность правоохранительных органов); публично

представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала,
включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;


самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять

простейший документ при получении паспорта гражданина Российской Федерации;


осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми

другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур.
Основы российского права


осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации,

других нормативных правовых актах, содержании и значении правовых норм, об
отраслях

права,

о

правовых

нормах,

регулирующих

типичные

для

несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в гражданском,
трудовом и семейном, административном, уголовном праве); о защите прав
несовершеннолетних; о юридической ответственности (гражданско-правовой,
дисциплинарной, административной, уголовной); о правоохранительных органах;
об обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от
терроризма и экстремизма;


характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе

российского права; правоохранительных органов в защите правопорядка,
обеспечении социальной стабильности и справедливости; гражданско-правовые
отношения, сущность семейных правоотношений; способы защиты интересов и прав
детей, оставшихся без попечения родителей; содержание трудового договора, виды
правонарушений и виды наказаний;


приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации,

регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и

уголовного права, в том числе связанные с применением санкций за совершённые
правонарушения;


классифицировать по разным признакам виды нормативных правовых актов,

виды правонарушений и юридической ответственности по отраслям права (в том
числе устанавливать существенный признак классификации);


сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы

регулирования различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного), права и обязанности работника и работодателя,
имущественные и личные неимущественные отношения;


устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и

работодателя, прав и обязанностей членов семьи; традиционных российских
ценностей и личных неимущественных отношений в семье;


использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных

задач:

для

объяснения

взаимосвязи

гражданской

правоспособности

и

дееспособности; значения семьи в жизни человека, общества и государства;
социальной опасности и неприемлемости уголовных и административных
правонарушений,

экстремизма,

терроризма,

коррупции

и

необходимости

противостоять им;


определять и аргументировать своё отношение к защите прав участников

трудовых отношений с опорой на знания в области трудового права, к
правонарушениям, формулировать аргументированные выводы о недопустимости
нарушения правовых норм;


решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные

взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права;


овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:

отбирать информацию из фрагментов нормативных правовых актов (Гражданский
кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой
кодекс

Российской

Федерации,

Кодекс

Российской

Федерации

об

административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации),
из предложенных учителем источников о правовых нормах, правоотношениях и
специфике их регулирования, преобразовывать текстовую информацию в таблицу,
схему;


искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере

гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права:
выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;


анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать ­социальную

информацию из адаптированных источников(в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями об отраслях права
(гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного) и личным
социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы,
подкрепляя

их

аргументами,

о

применении

санкций

за

совершённые

правонарушения, о юридической ответственности несовершеннолетних;


оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения

их соответствия нормам гражданского, трудового, семейного, административного и
уголовного права;


использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового,

семейного, административного и уголовного права в практической деятельности
(выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в
повседневной жизни для осознанного выполнения обязанностей, правомерного
поведения, реализации и защиты своих прав; публично представлять результаты
своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную
деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом;


самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять

простейший документ (заявление о приёме на работу);



осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми

другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур.
Человек в экономических отношениях


осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её

основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме
рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в
экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежнокредитной

политики, о

влиянии государственной

политики

на

развитие

конкуренции;


характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных

экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и
финансовом рынке; функции денег;


приводить примеры способов повышения эффективности производства;

деятельности

и

проявления

основных

функций

различных

финансовых

посредников; использования способов повышения эффективности производства;


классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак

классификации) механизмы государственного регулирования экономики;


сравнивать различные способы хозяйствования;



устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-

экономических кризисов в государстве;


использовать полученные знания для объяснения причин достижения

(недостижения)
основных

результатов

механизмов

экономической
государственного

деятельности;

для

регулирования

объяснения
экономики,

государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической

роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы,
необходимости правомерного налогового поведения;


определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с

опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение
к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;


решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением

экономических

действий,

на

основе

рационального

выбора

в

условиях

ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения
эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные
взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;


овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую

информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и
экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности,
экономических и социальных последствиях безрабо­тицы;


извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и

Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными
формами финансового мошенничества;


анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и

критически

оценивать

социальную

информацию,

включая

экономико-

статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;


оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их

экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и
потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики
осуществления экономических действий на основе рационального выбора в
условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения
эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков

осуществления

финансовых

мошенничеств,

применения

недобросовестных

практик);


приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой

грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа
потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления
личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и
защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения
гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере;


приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый

план, заявление, резюме);


осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми

другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры


осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни

общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации, о
религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном
ресурсе современного общества;


характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы

морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего
общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и
информационную безопасность;


приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и

образования;

влияния

образования

на

социализацию

личности;

информационной безопасности;


классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;

правил



сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные

науки, виды искусств;


устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и

формирования личности, взаимовлияние науки и образования;


использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного

образования;


определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с

опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение
к

информационной

культуре

и

информационной

безопасности,

правилам

безопасного поведения в Интернете;


решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и

многообразия духовной культуры;


овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной

культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели
(таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;


осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о

религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни
человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках
информации;


анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать

социальную информацию, представленную в разных формах (описательную,
графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;


оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни

общества;


использовать полученные знания для публичного представления результатов

своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями
аудитории и регламентом;


приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении

особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей.

Человек в политическом измерении


осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме,

внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о
конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия
граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях;


характеризовать государство как социальный институт; принципы и

признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на
основе его функций; правовое государство;


приводить примеры государств с различными формами правления,

государственно-территориального

устройства

и

политическим

режимом;

реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики
России; политических партий и иных общественных объединений граждан;
законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и
социально-экономического кризиса в государстве;


классифицировать

современные государства

по

разным признакам;

элементы формы государства; типы политических партий; типы общественнополитических организаций;


сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)

политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и
недемократические

политические

территориально-государственное
политическую партию и

режимы,
устройство,

унитарное
монархию

и
и

федеративное
республику,

общественно-политическое движение, выборы и

референдум;


устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком,

обществом и государством; между правами человека и гражданина и обязанностями
граждан, связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в
государстве;



использовать полученные знания для объяснения сущности политики,

политической власти, значения политической деятельности в обществе; для
объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для
осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли
гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном
мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и
государстве;


определять

и

аргументировать

неприемлемость

всех

форм

антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и
правовых норм;


решать в рамках изученного материала познавательные и практические

задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики;
выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника
общественно-политического движения;


овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской

Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов
обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики,
преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях
государства, политических партий, формах участия граждан в политике;


искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его

роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ
с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;


анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах

участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме;


оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с

точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия
гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения,
отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;



использовать полученные знания в практической учебной деятельности

(включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни
для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном
представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией
общения, особенностями аудитории и регламентом;


осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми

другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах,
исследовательские проекты.
Гражданин и государство


осваивать и применять знания об основах конституционного строя и

организации государственной власти в Российской Федерации, государственнотерриториальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов
власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях
внутренней политики Российской Федерации;


характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое

государство с республиканской формой правления, как социальное государство, как
светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации,
особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации,
Правительства Российской Федерации;


приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни

общества,

связанные

государственной

с

власти

осуществлением
Российской

правомочий

Федерации,

высших

субъектов

органов

Федерации;

деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования,
бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии
коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том
числе от терроризма и экстремизма;



классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать

существенный

признак

классификации)

полномочия

высших

органов

государственной власти Российской Федерации;


сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия

центральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации;


устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики

в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации,
между правами человека и гражданина и обязанностями граждан;


использовать полученные знания для характеристики роли Российской

Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении
нашей

страны

международной политики

«сдерживания»; для

объяснения

необходимости противодействия коррупции;


с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный

социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей
гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней
политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране
политике «сдерживания»;


решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы,

явления и события в политической жизни Российской Федерации, в международных
отношениях;


систематизировать и конкретизировать информацию о политической

жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших
органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней
политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и
международным терроризмом;


овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:

отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации,
гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и
гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном

самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской
Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем
источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать
текстовую информацию в таблицу, схему;


искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и

внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной
власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся:
выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;


анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать

информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых
решениях высших органов государственной власти и управления Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с собственными
знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;


оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-

правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения
норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы,
участвовать в дискуссии;


использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в

практической

учебной

деятельности

(выполнять

проблемные

задания,

индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного
выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей
деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в
соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом;


самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять

простейший документ при использовании портала государственных услуг;


осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми

другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе

национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений


осваивать и применять знания о социальной структуре общества,

социальных общностях и группах; социальных стату­сах, ролях, социализации
личности; важности семьи как ба­зового социального института; об этносе и нациях,
этническом

многообразии

современного

человечества,

диалоге

куль­тур,

отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;


характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики

Российского государства;


приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей,

социальной политики Российского государства;


классифицировать социальные общности и группы;



сравнивать виды социальной мобильности;



устанавливать и объяснять причины существования разных социальных

групп; социальных различий и конфликтов;


использовать полученные знания для осмысления личного социального

опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей;
аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа
жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;


определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,

факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным
этносам;


решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные

социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося
поведения и его видов;



осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных

текстов план (в том числе отражающий изу­ченный материал о социализации
личности);


извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и

Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов
России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму,
схему) и из предложенных моделей в текст;


анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую

социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и
публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных
последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных
конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию;


оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение

к людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного
поведения;


использовать полученные знания в практической деятельности для

выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;


осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и

религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между
людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире


осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации,

глобальных проблемах;


характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ

жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;


приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения;

участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности
профессионального выбора и карьерного роста;


сравнивать требования к современным профессиям;



устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;



использовать полученные знания о современном обществе для решения

познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и
письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни
человека;


определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,

факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к
современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни;


решать в рамках изученного материала познавательные и практические

задачи,

связанные

с

волонтёрским движением;

отражающие

особенности

коммуникации в виртуальном пространстве;


осуществлять

смысловое

чтение

текстов

(научно-популярных,

публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации;
непрерывного образования; выбора профессии;


осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой,

графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её
последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

1

Введение

1

https://m.edsoo.ru/7f415294

2

Раздел 1. Человек и
общество

4

https://m.edsoo.ru/7f415294

3

https://m.edsoo.ru/7f415294

8

https://m.edsoo.ru/7f415294

4

https://m.edsoo.ru/7f415294

6

Раздел 5. Сфера
политики и
социального
управления

5

https://m.edsoo.ru/7f415294

7

Раздел 6. Право

8

https://m.edsoo.ru/7f415294

8

Итоговое
повторение

1

4

Раздел 2. Сфера
духовной культуры
Раздел 3.
Экономика

5

Раздел 4.
Социальная сфера

3

Итого

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Тема урока

Количество
часов

Электронные цифровые образовательные
ресурсы

Всего
1

Введение в изучение курса «Человек и общество»

1

2

Общество как форма жизнедеятельности людей.
Основные сферы общественной жизни.

1

3

Индивид и личность. Особенности подросткового
возраста. Деятельность и её основные формы.

1

4
5
6
7
8
9
10

Межличностные
отношения.
Общение.
Межличностные конфликты и их конструктивное
разрешение
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Человек и общество».
Сфера духовной культуры и её особенности. Наука и
образование в современном обществе
Религия. Свобода совести. Мораль. Гуманизм.
Патриотизм, гражданственность.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Сфера
духовной культуры».
Роль экономики в жизни общества. Проблема
ограниченности ресурсов. Товары и услуги.
Экономические системы.
Производство и производительность труда. Рынок и
рыночный механизм.

https://m.edsoo.ru/f5eb9054

https://m.edsoo.ru/f5eb6d90

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7127/start/255656/

1
1

https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/duhovnayazhizn-cheloveka

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2948/start/

1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2937/start/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2559/start/

11

Предпринимательство. Деньги

13

Заработная плата и стимулирование труда.
Неравенство доходов и экономические меры
социальной поддержки.
Налоги. Экономические цели и функции государства.

14

Банковские услуги

12

15
16
17
18
19
20

Домохозяйство: основные функции, источники
доходов и расходов, вопросы планирования и
сбережения
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Экономика».
Социальная структура общества. Семья как малая
группа. Многообразие социальных ролей в
подростковом возрасте
Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся
поведение
Социальный конфликт и пути его решения.
Межнациональные отношения
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Социальная сфера».

1

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva494709/denezhnye-resursy-6578081

1

https://m.edsoo.ru/f5ec2046

1

https://m.edsoo.ru/f5ec23a2

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2933/start/

1

https://m.edsoo.ru/f5ec1e70

1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4690/start/205538/

1

https://m.edsoo.ru/f5ec765e

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6091/start/226403/

1

21

Власть. Политика. Государство. Разделение властей.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2961/start/

22

Формы государства. Политический режим.
Местное самоуправление. Участие граждан в
политической жизни. Выборы и референдум.
Политические партии и движения. Гражданское
общество и правовое государство.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2959/start/

1

https://m.edsoo.ru/f5ec5dcc

1

https://m.edsoo.ru/f5ec4c9c

23
24

25

26

27

28

29

30

31

32

33
34

Обобщение и систематизация знаний по теме «Сфера
политики и социального управления».
Право, его роль в жизни общества и государства.
Норма права. Нормативный правовой акт.
Понятие правонарушений. Признаки и виды
правонарушений. Понятие и виды юридической
ответственности.
Конституция РФ и основы конституционного строя
РФ.
Федеративное
устройство.
Органы
государственной власти Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Судебная система.
Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан. Права и свободы гражданина РФ.
Права ребенка. Механизмы реализации и защиты прав
и свобод человека и гражданина. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Гражданские правоотношения. Права собственности.
Права потребителей. Семейные правоотношения.
Права и обязанности родителей и детей. Право на
труд. Трудовые правоотношения.
Административные
правоотношения,
правонарушения и наказания. Основные понятия и
институты
уголовного
права.
Уголовная
ответственность несовершеннолетних.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Право»
Повторительно-обобщающий урок

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/7klass/osnovy-rossiiskogo-prava-354217/zachemobshchestvu-pravo-343473
https://m.edsoo.ru/f5ebcae2

1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2562/start/
1
https://m.edsoo.ru/f5ebe144
1
https://m.edsoo.ru/f5ebcf24
1

1

1

1
1
34

https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/7klass/osnovy-rossiiskogo-prava-354217/osnovygrazhdanskogo-prava-5998042
https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/osobennostipravovoy-otvetstvennosti-podrostkov

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Обществознание, 8 класс/ Котова О.А., Лискова Т.Е., Брызгалина Е.В. и
другие Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 Обществознание.
8
класс.
Учебное
пособие
для
общеобразовательных организаций. Авторы: О.А. Котова, Т.Е.
Лискова;
 Котова О.А. «Обществознание. 8 класс. Тетрадь-тренажёр»;
 Котова О.А., Лискова Т.Е. «Обществознание. 8 класс. Рабочая
тетрадь».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. https://infourok.ru/
2. https://resh.edu.ru/
3. https://www.yaklass.ru/
4. https://uchi.ru/
5. https://videouroki.net/
6. https://kopilkaurokov.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».