МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63 Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам 1. Общие положения 1.1. Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (далее – Положение) в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении среднем общеобразовательном школе с углубленным изучением отдельных предметов № 63 (далее – образовательная организация) определяет порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (далее – образовательные программы), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов (далее вместе – обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья). 1.2. Положение разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», "Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827), Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Уставом и локальными нормативными актами Учреждения. 1.3. Образовательная деятельность в образовательной организации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе: 1) обеспечивает реализацию в полном объеме дополнительных общеразвивающих программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; 2) создает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с 1 установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников Учреждения; 3) соблюдает права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников Учреждения. 2. Отношения между участниками образовательного процесса 2.1. Участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. 2.2. К обучающимся относятся лица, осваивающие дополнительные общеразвивающие программы. 2.3. Права и обязанности обучающихся, родителей (законных представителей), определяются Уставом образовательной организации, Правилами внутреннего распорядка обучающихся и другими локальными нормативными актами образовательной организации. 2.4. Порядок приёма, перевода и отчисления обучающихся в образовательной организации определяется «Положением о порядке приема, перевода и отчислении обучающихся». 2.5. В целях соблюдения прав родителей (законных представителе) обучающихся на получение от образовательной организации информации по вопросам, касающимся организации и обеспечения образовательного процесса, реализации дополнительной общеразвивающей программы проводятся родительские собрания в объединениях не менее 1 раза в год. 2. Цель и содержание образовательной деятельности 2.1. Образовательная организация реализует дополнительные общеразвивающие программы в соответствиис лицензией на осуществление образовательной деятельности. 2.2. Образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим программам направлена на: обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического воспитания обучающихся; формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся; адаптацию обучающихся у жизни в обществе; профессиональную ориентацию обучающихся; выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам 3.1. Образовательная организация определяет, разрабатывает и утверждает содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ 2 3. спортивной подготовки. 3.2. Образовательная организация создает условия для реализации дополнительных общеобразовательных программ, учитывающие законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 3.3. Образовательная организация реализует дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 3.4. Образовательная организация организует образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально. 3.5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. 3.6. Занятия в объединениях проводиться различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной). Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. 3.7. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются образовательной организацией самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. 3.8. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Образовательная организация может на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 3.9. При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. 3.10. При реализации дополнительных общеобразовательных программ образовательная организация может применяет форму организации образовательной деятельности, основанную на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. 3.11. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. 3.12. Образовательная организация обновляет дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной 3 сферы. 3.13. Обучение и воспитание в образовательной организации ведется на русском языке в соответствии с локальными нормативными актами образовательной организации. 3.14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ образовательная организация организовывает и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 3.15. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Образовательная организация вправе в соответствии с Федеральным законом об образовании привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. 3.16. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. 3.17. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. 3.18. Образовательная организация определяет формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся. 3.19. Образовательная организация несет ответственность за выбор дополнительных общеразвивающих программ, принятых к реализации. 3.20. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школы развития» и Школы субботнего дня» включает в себя следующие структурные элементы (приложение 1). 3.21. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа учебной дисциплины, курса, направления, включает в себя следующие структурные элементы (приложение 2). 4. Продолжительность и режим занятий 4.1. Образовательная организация реализует дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 4.2. Режим занятий, обучающихся регламентируется годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий. 4.3. Учебный год начинается в Образовательной организации 1 сентября, заканчивается 31 мая. Начало занятий в группах первого года обучения - в течение 2 недель, по мере комплектования групп, в группах второго и последующих годов обучения - 1 сентября. 31 декабря и в период с 26 по 31 мая в случае выполнения дополнительной общеобразовательной программы в полном объеме в соответствии с учебно-тематическим планом, в дни проведения занятий по расписанию проводятся мероприятия воспитательного характера. 4.4. Расписание занятий объединений составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей администрацией образовательной организации по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм. 4 4.5. Занятия по программам дополнительного образования начинаются не ранее чем через 20-30 минут после окончания уроков обучающихся конкретного коллектива и заканчиваются не позднее 20.00. 4.6. Продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ. Рекомендуемая продолжительность занятий определяется в академических часах, в соответствии с возрастными и психологопедагогическими особенностями обучающихся и нормами СанПиН, не должна превышать в учебные дни - 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - 4 академических часов в день. 4.7. Продолжительность занятия (академического часа) - 40 минут. После каждого академического часа и между учебными занятиями устанавливается перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха и проветривания помещений. 4.8. Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. 4.9. Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7-9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет - не более 30 минут. 4.10. В период школьных каникул учебные группы могут работать по специальному расписанию, занятия могут быть перенесены на утреннее и дневное время. В соответствии с образовательными программами занятия могут проходить в форме экскурсий, соревнований, работы творческих групп, учебно-тренировочных сборов и др. 4.11. В праздничные дни в соответствии с планом работы образовательной организации возможно проведение массовых мероприятий и мероприятий воспитательного характера, в рамках действующего трудового законодательства Российской Федерации. 4.12. Продолжительность обучения в объединении определяется дополнительной общеобразовательной программой, зависит от уровня программы и может быть от одного года до десяти лет. 5. Комплектование учебных групп 5.1. Занятия по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам различной направленности проводятся по группам. Комплектование учебных групп производится в соответствии с учебным планом в пределах утвержденных средств на текущий учебный год и плановый период и муниципальным заданием образовательной организации. 5.2. Комплектование творческих объединений на новый учебный год производится до 14 сентября ежегодно, в остальное время проводится доукомплектование в соответствии с установленными нормативами. 5.3. Количество творческих объединений (студия, ансамбль, группа и т.п.) в образовательной организации определяется запросом детей и подростков на конкретные программы; оформляется в учебном плане, который утверждается директором школы. 5.4. Объединения первого года обучения формируются как из вновь зачисляемых обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-то причинам возможности продолжить занятия в объединениях второго и последующих годов обучения, но желающих заниматься избранным видом деятельности. 5.5. Учебными объединениями второго и последующих годов обучения являются объединения, в состав которых входит не менее 75% обучающихся, освоивших программу первого года обучения (и последующих) или вновь поступившие обучающиеся, зачисленные приказом директора на основании письменное заявления родителя (законного представителя) ребенка или заявления ребенка, достигшего 14 лет. При выбытии обучающихся педагог дополнительного образования должен доукомплектовать объединение в течение 10 дней. 5.6. Каждый обучающийся в течение учебного года может переходить из объединения в объединение при наличии свободных мест и знаний, умений и навыков, необходимых для успешного освоения дополнительной общеобразовательной программы. 5.7. Прием обучающихся на свободные места в группы второго и последующих годов обучения осуществляется по результатам собеседования с педагогом (руководителем 5 объединения). 5.8. Возраст обучающихся, зачисляемых в учебные группы, определяется дополнительной общеобразовательной программой с учетом ее содержания и специфики. 5.9. Обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях дополнительного образования. 5.10. Наполняемость групп обучающихся в объединениях определяется дополнительными общеобразовательными программами, исходя из психологопедагогической целесообразности, с учетом СанПиН, возраста обучающихся, специфики и направленности деятельности объединения и должна соответствовать следующим нормам: 1 год обучения – не менее 15 человек; 2 год обучения – не менее 12 человек; 3 и последующие года обучения - не менее 10 человек, если другое не предусмотрено образовательной программой. Возможно уменьшение численности в группах технической направленности в связи с необходимостью обеспечения обучающихся специальным оборудованием и усилением контроля техники безопасности. 5.11. Допускается для первого года обучения в период до 1 октября текущего учебного года открытие группы и организация занятий в меньшем численном составе (но не менее 80%) с проведением набора обучающихся до установленной нормы. 5.12. Посещение обучающимися учебных занятий фиксируется педагогами дополнительного образования в журнале учета рабочего времени. 5.13. В случае снижения фактической посещаемости в течение учебного года объединения должны быть объединены или расформированы. Обучающимся может быть предложено обучение по дополнительным общеобразовательным программам того же направления или переход в другое объединение. 5.14. В объединение второго и последующего годов обучения могут быть зачислены обучающиеся, успешно прошедшие собеседование. 6. Особенности организации образовательного процесса для лиц с особыми образовательными потребностями. 6.1. Для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей одаренных, талантливых и высокомотивированных обучающихся, проявляющих выдающиеся способности в освоении образовательной программы, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может осуществиться обучение по индивидуальному учебному плану или индивидуальному образовательному маршруту. Освоение образовательной программы осуществляется на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося в рамках реализуемой дополнительной общеразвивающей программы. 6.2. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьмиинвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа в образовательной организации и по месту жительства. 6.3. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация организует образовательный процесс по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. Образовательная организация создает специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида. Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения 6 - - - коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание образовательной организации и программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Правила доступности образовательной организации реализующую образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи. 6.4. Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учитывает особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических групп, указанных в пункте 6.6. Положения и направлена на решение следующих задач: - оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации); - предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи; - обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе: - с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации; - воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов деятельности; - формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. 6.5. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации. 6.6. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация, обеспечивает создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися, в том числе: а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: размещение в доступных для обучающихся, являющимися слепыми и слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом, и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с номерами и наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании учебных занятий; доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося; звуковые маяки, облегчающие поиск входа в образовательную организацию; выпуск альтернативных форматов печатных материалов по дополнительным общеобразовательным программам (крупный шрифт или аудиофайлы); контрастную маркировку проступей крайних ступеней в виде противоскользящих полос, а также контрастную маркировку прозрачных полотен дверей, ограждений (перегородок); 7 - применение специальных методов и приемов обучения, связанных с показом и демонстрацией движений и практических действий; - использование специальных учебников, учебных пособий и наглядных дидактических средств (муляжи, модели, макеты, укрупненные и (или) рельефные иллюстрации); - применение специального спортивного инвентаря и рельефно-контрастной маркировки спортивных залов и игровых площадок (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: - дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка визуально-акустического оборудования с возможностью трансляции субтитров); - обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на слухо-зрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с тематикой учебных занятий, а также использования его в самостоятельной речи; - использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной) для обеспечения полноты и точности восприятия информации и организации речевого взаимодействия в процессе учебных занятий; в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: - материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоекбарьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений); - безбарьерную архитектурно-планировочную среду; - обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации (для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями речи и коммуникации); - включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия, точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности, амплитуде и другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); г) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: - адаптация содержания теоретического материала в текстовом / аудио- / видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение); - использование средств альтернативной коммуникации, включая коммуникаторы, специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы, коммуникативные доски и так далее; - преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения; - стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах); - обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию); - нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера, инструктора); - расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии; д) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) - использование визуальных расписаний; е) для обучающихся с задержкой психического развития: - использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор, облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме); 8 - обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения; - использование специальных приемов и методов обучения; - дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся; - соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом особенностей нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых характеристик, использование гибкого подхода к выбору видов и режима физической нагрузки с учетом особенностей функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающегося (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и другие), использование здоровьесберегающих и коррекционнооздоровительных технологий, направленных на компенсацию нарушений моторики, пространственной ориентировки, внимания, скоординированности межанализаторных систем (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); ж) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): - специально оборудованные "зоны отдыха" для снятия сенсорной и эмоциональной перегрузки; - для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) (ТМНР) - психолого-педагогическое тьюторское сопровождение; - учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (коммуникативные трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка в новом пространстве, ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный темп усвоения нового материала, новых движений, изменения в поведении при физических нагрузках); - сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное повторение для усвоения нового материала, новых движений. 6.7. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану. 6.8. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 6.9. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. 9 Приложение 1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школы развития» и «Школы субботнего дня» включает в себя следующие структурные элементы. Титульный лист: Титульный лист — первая страница, служащая источником информации, необходимой для идентификации документа. На титульном листе указывается: Наименование образовательной организации, осуществляющей реализацию программы (в соответствии с Уставом); Гриф организации (согласования, рассмотрения, принятия и т.д.) в соответствии с порядком, предусмотренным Уставом образовательной организации; Гриф утверждения программы; Название программы; Срок реализации; Возраст учащихся; ФИО и должность разработчика (ов) программы; Город и год ее разработки. 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 1.1 Пояснительная записка: содержит основные характеристики программы: направленность программы, актуальность программы, отличительные особенности программы/новизна, адресат программы, объем и срок реализации программы, формы обучения и виды занятий, режим занятий; 1.2 Цель и задачи программы цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима; задачи – это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель. 1.3. Содержание программы: учебный план (включает название разделов/тем программы, общее количество часов, отведенных на изучение темы с разделением на количество теоретических и практических часов и указанием форм контроля по каждой теме, оформляется в табличной форме; содержание учебно-тематического плана (это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме). 1.4. Планируемые результаты – совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания программы. 2. Комплекс организационно-педагогических условий: 2.1. Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы, являющаяся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы. 10 Год обучения Дата начала занятий Дата окончания занятий Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 1 год 2 год 3 год 2.2. Условия реализации программы – реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, оборудование, приборы, информационные ресурсы; 2.3. Формы аттестации – зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи…: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы; 2.4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. 2.5. Методические материалы - используемые методики, методы и технологии (современные педагогические, информационные технологии, технологии дистанционного и электронного обучения, групповые и индивидуальные методы обучения и т.п.) с описанием применения в процессе реализации программы; дидактические средства с указанием формы и тематики методических материалов, в т.ч. электронные образовательные ресурсы; 2.6. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ (ФЗ №273, ст. 2, п.9; ст.47, п.5). Составляется в соответствии с локальным актом образовательной организации на каждый год обучения. 3. Список литературы – включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, практических работ и практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядные материалы (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок. 11 Приложение 2 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа отдельной учебной дисциплины, курса, направления, включает в себя следующие структурные элементы. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Титульный лист. Пояснительную записку. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Список литературы. Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей. 1. На титульном листе рекомендуется указывать: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; год разработки дополнительной образовательной программы. 2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть: направленность дополнительной образовательной программы; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи дополнительной образовательной программы; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы определения их результативности; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). 3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать: перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 12 4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). 5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. оценочные материалы. 6. Список использованной литературы. 13