планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) всех уровней образования. 1.4. УИПД является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, способствует повышению качества образования, развитию персональных компетентностей обучающихся, их успешной социализации. 1.5. УИПД обучающихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления. 1.6. УИПД обучающихся является одним из способов оценки достижения метапредметных результатов ООП всех уровней образования. 1.7. УИПД, являясь составной частью образовательного процесса ОУ, осуществляется в рамках учебноурочной и внеурочной деятельности в течение всего учебного года. 1.8. Проекты и учебно-исследовательские работы, выполняемые обучающимися, могут быть коллективными, групповыми, индивидуальными. 1.9. Проект или учебно-исследовательская работа может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 1.10. Обучающийся или группа обучающихся самостоятельно определяет тему проектной или учебноисследовательской работы. 1.11. Учителя-предметники курируют обучающихся по своим предметам. проектную и учебно-исследовательскую деятельность 1.12. Классные руководители осуществляют контроль за соблюдением сроков выполнения проектов и учебно-исследовательских работ обучающимися, координируют и консультируют родителей (по мере необходимости). 2. Цель и задачи организации УИПД 2.1. Цель: обеспечение достижения обучающимися планируемых образовательных результатов освоения ООП всех уровней образования: личностных, предметных и метапредметных. 2.2. Задачи: 2.2.1. Формирование у обучающихся навыков: определения проблематики; целеполагания; планирования деятельности; сбора и обработки информации, выбора материалов; публичного выступления; позитивного отношения к деятельности. 2.2.2. Формирование у обучающихся умений: коммуникационных; презентационных; рефлексивно-оценочных. 2.2.3. Развитие креативности, абстрактного и критического мышления обучающихся. 2.2.4. Формирование ключевых компетентностей обучающихся: социальной – способности действовать в социуме с учетом позиций других людей; коммуникативной – способности вступать в коммуникацию с целью быть понятым; предметной – способности анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры; организаторской – способности освоения управленческой позиции; исследовательской – способности собирать, анализировать, структурировать и презентовать материал. 3. Формы организации УИПД обучающихся на уровне начального общего образования 3.1. УИПД обучающихся на уровне начального общего образования осуществляется в рамках внеурочной деятельности, организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов; разрабатывается и утверждается рабочая программа курса внеурочной деятельности, в которой предусматривается система мониторинга – оценочные процедуры, проводимые учителем, для выявления динамики образовательных результатов обучающихся по курсу. 3.2. Результаты мониторинга достижения планируемых результатов обучающимися фиксируются в их личных портфолио. 3.3. На внеурочных занятиях педагоги ОУ используют такие виды организации деятельности: исследовательскую практику обучающихся; образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность обучающихся, в том числе исследовательского характера; факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дающие большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся; научные заседания обучающихся – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с другими образовательными организациями; участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. 3.4. Каждый обучающийся имеет право дополнительно принимать участие в научно-исследовательской и проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности. 3.5. Результатом проекта является одна из следующих работ: письменная работа, художественнотворческая работа, материальный объект, макет; отчетные материалы по социальному проекту. 3.6. Результаты работы любого обучающегося могут быть представлены на научно-практической конференции различного уровня в соответствии с требованиями, предъявляемыми организаторами научно-практической конференции. Решение об участии согласовывается с руководителем проекта, родителем (законным представителем) обучающегося и администрацией ОУ. 4. Содержание проектной деятельности обучающихся на уровне основного общего и среднего общего образования. Итоговый индивидуальный проект 4.1. Выполнение обучающимися 5–11-х классов групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов является основой для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий, а также предметных знаний и способов действий. 4.2. На уровне основного общего образования индивидуальный или групповой проект выполняется в рамках внеурочного времени. 4.3. Для представления итогов УИПД во внеурочное время наиболее целесообразно использование следующих форм предъявления результатов: письменная исследовательская работа (эссе, доклад, реферат); статьи, обзоры, отчеты и заключения по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов, исследований по различным предметным областям. 4.4. При оценивании результатов УИПД следует ориентироваться на то, что основными критериями учебного исследования является то, насколько доказательно и корректно решена поставленная проблема, насколько полно и последовательно достигнуты сформулированные цель, задачи, гипотеза. 4.5. Оценка результатов УИПД должна учитывать то, насколько обучающимся в рамках проведения исследования удалось продемонстрировать базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. 4.6. Обучающиеся 10-х классов выполняют итоговый индивидуальный проект. Выполнение итогового индивидуального проекта является обязательным. 4.3. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки личностных, предметных и метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования. 4.4. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность. 4.5. На уровне среднего общего образования индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом (в 10-м классе), и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта. 4.6. Информация о выполнении обучающимся 9-го класса итогового индивидуального проекта в аттестат об освоении основного общего образования вносится в соответствии с Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546. 4.7. Итоговая отметка в аттестат об освоении среднего общего образования по предмету «Индивидуальный проект» выставляется в соответствии Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546. 4.8. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее – проекты) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и др.). 4.9. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися. 4.10. Виды проектов: Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника (участников) проекта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т. д. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ. Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Примером такого проекта может служить постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм. Социальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной социально значимой тематике. Конструкторский проект предполагает создание материального объекта, макета, иного конструкторского изделия с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения. Инженерный проект представляет собой проект с инженерно-техническим содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования (инженерного решения) какого-то объекта с описанием и научным обоснованием его применения. 4.11. Исследовательский проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической части. 4.12. Результатом проекта является одна из следующих работ: письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; отчетные материалы по социальному проекту. 4.13. В проектной или исследовательской работе не допускаются какие-либо виды плагиата. Использование информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе на интернет-ресурсы. 5. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности 5.1. Учитель-предметник курирует обучающихся, избравших темы для выполнения своих проектов и исследовательских работ по его предмету. 5.2. Руководителем проекта является учитель, ведущий учебный предмет, с которым связана тема проекта обучающегося. 5.3. Защита проектных и исследовательских работ обучающихся осуществляется в рамках Школьной научно-практической конференции по особому расписанию в два этапа (заочный и очный) и регламентируется локальным актом ОУ – Положением о школьной научно-практической конференции обучающихся МАОУ СОШ № 63. 5.4. В состав материалов, подготовленных для защиты проекта обучающимися включаются: выносимый на защиту продукт проектной деятельности; текст проекта; мультимедийная презентация проекта; лист оценивания руководителем проектной и учебно-исследовательской деятельности; лист самооценки проекта обучающимся. 5.5. Обучающиеся, имеющие медицинские показания или заключения ПМПК, имею право защитить проекты в упрощенной форме, которая с учетом возможностей ребенка определяется учителемпредметником и классным руководителем. 6.Критерии оценивания проектов 7.1. Проект обучающегося оценивается по следующим направлениям: 7.1.1. Сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и др. 7.1.2. Сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 7.1.3. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 7.1.4. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 7.2. Проект обучающегося оценивается по следующим критериям: 7.2.1 Критерии оценивания на заочном этапе: 5.Качество результата 4.Наличие самостоятельного вклада в исследование 3. Согласованность методов исследования 2. Качество анализа области исследования 1. Уровень целеполагания Критерий Пояснение Не обоснована актуальность и новизна темы; присутствует нечеткая постановка проблемы, цели и задач; проблема, цель и задачи не соответствуют друг другу, не раскрывают способы (пути, направления) решения проблемы Обоснована или частично обоснована актуальность и новизна темы; присутствуют или частично присутствуют постановка проблемы, цели и задач; проблема, цель и задачи присутствуют, но не соотнесены друг с другом, не полностью либо не раскрывают способы (пути, направления) решения проблемы Обоснована актуальность и новизна темы; приветствует четкая постановка проблемы, цели и задач; проблема, цель и задачи соответствуют друг другу, раскрывают способы (пути, направления) решения проблемы Не рассмотрены авторитетные авторские позиции по теме; не проведен сопоставительный анализ либо представлены только цитаты источников без их анализа; анализ области исследования проведен на основе 2-5 источников; не соблюдена этика цитирования источников Рассмотрены 1-2 авторские позиции по теме; проведен неполный сопоставительный анализ либо представлены только цитаты источников без их анализа; анализ области исследования проведен на основе 6-9 источников; соблюдена этика цитирования источников либо отсутствуют ссылки на некоторые источники Рассмотрены 3 и более авторитетных авторских позиций по теме; проведен сопоставительный анализ источников; анализ области исследования проведен на основе 10-15 источников; соблюдена этика цитирования источников Диапазон баллов 0-2 3 -4 5- 6 0-2 3-4 5-6 Методы исследования не согласуются с поставленными целями и задачами; не все заявленные методы используются 0-2 Методы исследования согласуются с поставленными целями и задачами; не все заявленные методы используются 3-4 Методы исследования согласуются с поставленными целями и задачами; все заявленные методы используются 5-6 Проект является компиляцией исследований других авторов; отсутствуют оригинальность, самостоятельность, индивидуальный вклад в исследование 0-2 Проект частично является компиляцией исследований других авторов; частично присутствуют оригинальность, самостоятельность, индивидуальный вклад в исследование Проект не является компиляцией исследований других авторов; присутствуют оригинальность, самостоятельность, индивидуальный вклад в исследование Отсутствует логика изложения материала; не обозначена практическая значимость проекта; выводы не обоснованы, не соответствуют поставленным целям и задачам; изложение частично выполнено в соответствии с научным стилем, не выдержано единство стиля; присутствуют стилистические и орфографические ошибки; выводы не характеризуют достижение поставленных целей и задач; не обозначены оригинальность найденного решения и перспективы развития проекта 3-4 5-6 0 -2 Критерий Пояснение 6.Наличие основных структурных элементов, соответствие требованиям к оформлению Отсутствует логика изложения материала; частично обозначена практическая значимость проекта; выводы частично обоснованы, частично соответствуют либо не соответствуют поставленным целям и задачам; изложение полностью либо частично выполнено в соответствии с научным стилем, выдержано либо частично выдержано единство стиля; отсутствуют либо частично присутствуют орфографические и стилистические ошибки; выводы частично характеризуют достижение поставленных целей и задач; частично обозначены оригинальность найденного решения и перспективы развития проекта Присутствует логика изложения материала; обозначена практическая значимость проекта; выводы обоснованы, соответствуют поставленным целям и задачам; изложение выполнено в соответствие с научным стилем, выдержано единство стиля; отсутствуют стилистические и орфографические ошибки; выводы характеризуют достижение поставленных целей и задач; обозначены оригинальность найденного решения и перспективы развития проекта Отсутствие основных структурных элементов (титульный лист, оглавление, введение, основная часть (главы, разделы), заключение, список литературы, приложения); оформление не соответствует требованиям Диапазон баллов 3-4 5-6 0-2 Частичное присутствие основных структурных элементов (титульный лист, оглавление, введение, основная часть (главы, разделы), заключение, список литературы, приложения); оформление частично соответствует требованиям 3–4 Присутствие основных структурных элементов (титульный лист, оглавление, введение, основная часть (главы, разделы), заключение, список литературы, приложения); оформление полностью соответствует требованиям 5-6 7.Особая оценка члена жюри (за особые достижения в проекте). 0-4 7.2.1 Критерии оценивания на очном этапе: 1. Соответствие представления содержанию проекта Критер ий Пояснение Доклад и мультимедийное сопровождение не соответствуют содержанию проекта; основные результаты исследования не раскрыты; результаты исследования не согласованы друг с другом Доклад и мультимедийное сопровождение частично соответствуют содержанию проекта; основные результаты исследования частично раскрыты; Диапазон баллов 0–3 4-8 результаты исследования частично или полностью не согласованы друг с другом Доклад и мультимедийное сопровождение полностью соответствуют содержанию проекта; основные результаты исследования полностью раскрыты; результаты исследования согласованы друг с другом 9 -12 Критер ий Пояснение Диапазон баллов Устная речь не согласуется с содержанием мультимедийного сопровождения либо полностью дублирует его; доклад сопровождается чтением текста со слайдов, листов; значительно превышен регламент выступления (более 7 минут); 0-3 2. Качество доклада целеполагание и выводы не обоснованы и не согласуются между собой; не представлены практическая значимость проекта, оригинальность найденного решения и перспективы развития проекта Устная речь частично согласуется с содержанием мультимедийного сопровождения либо частично дублирует его; доклад частично сопровождается чтением текста со слайдов, листов; незначительно превышен регламент выступления (не более 7 минут); целеполагание и выводы частично обоснованы и согласуются между собой; 4–8 частично представлены практическая значимость проекта, оригинальность найденного решения и перспективы развития проекта Устная речь согласуется с содержанием мультимедийного сопровождения, не дублирует, а дополняет его; доклад не сопровождается чтением текста со слайдов, листов; 3. Эффективность взаимодействия с аудиторией 3.Уровень владения материалом соблюден регламент выступления; целеполагание и выводы обоснованы и согласуются между собой; 9 - 12 представлены практическая значимость проекта, оригинальность найденного решения и перспективы развития проекта Репродуктивный уровень владения материалом; отсутствуют лаконичность изложения материала, свобода использования данных; 0-3 не приведены убедительные аргументы, ответы на вопросы жюри; использование терминологии не обосновано и неуместно Продуктивный уровень владения материалом; частично присутствуют лаконичность изложения материала, свобода использования данных; 4-8 частично приведены убедительные аргументы, ответы на вопросы жюри; использование терминологии частично не обосновано и неуместно Продуктивный уровень владения материалом; присутствуют лаконичность изложения материала, свобода использования данных; приведены убедительные аргументы, ответы на вопросы жюри; 9 -12 использование терминологии обосновано и уместно Проявлено недостаточное владение коммуникативными навыками: защита проекта проведена неуверенно; отсутствуют краткость и конкретность ответов на вопросы, присутствуют пространные рассуждения; отсутствует умение принимать разные точки зрения, адекватно реагировать и принимать критические замечания, обосновано отстаивать свою точку зрения Проявлено частичное владение коммуникативными навыками: защита проекта проведена уверенно или частично уверенно; 0-3 частично присутствуют краткость и конкретность ответов на вопросы, пространные рассуждения; частично присутствуют умение принимать разные точки зрения, адекватно реагировать и принимать критические замечания, обосновано отстаивать свою точку зрения 4-8 Критер ий Пояснение 4. Уровень медиа сопровождения Проявлено полное владение коммуникативными навыками: защита проекта проведена уверенно; присутствует краткость и конкретность ответов на вопросы, отсутствие пространных рассуждений; Диапазон баллов 9 -12 присутствует умение принимать разные точки зрения, адекватно реагировать и принимать критические замечания, обосновано отстаивать свою точку зрения Мультимедийное сопровождение не соответствует содержанию доклада; недостаточное качество представления визуальной и текстовой информации для восприятия аудиторией Мультимедийное сопровождение частично соответствует содержанию доклада; достаточное качество представления визуальной и текстовой информации для восприятия аудиторией Мультимедийное сопровождение соответствует содержанию доклада; достаточное качество представления визуальной и текстовой информации для восприятия аудиторией 0–3 4- 8 9 -12 7.3. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект и работа к защите не допускаются. 8. Функциональные обязанности участников УИПД 8.1. Функции администрации Школы включают: разработку нормативных методических документов, определяющих требования, предъявляемые к организации УИПД, проектным и исследовательским работам обучающихся; определение графика УИПД обучающихся, включая утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности; обеспечение материально-технической базы для УИПД; осуществление общего контроля УИПД; определение предметных тематических блоков, в рамках которых будет осуществляться УИПД; согласование примерного перечня тем для проектных и учебно-исследовательских работ; координация межпредметных связей в рамках УИПД. 8.2. Учителя – руководители проектов, являются ключевыми фигурами, непосредственно организующими и контролирующими осуществление обучающимися УИПД, и выполняют следующие функции: проведение консультаций для обучающихся по выполнению проектов и исследовательских работ; руководство УИПД в рамках согласованного объекта исследования; осуществление методической поддержки проектной деятельности; планирование совместно с обучающимися работы в течение всего проектного периода; поэтапное отслеживание результатов УИПД; координация внутригрупповой работы обучающихся, если проектная или исследовательская работа выполняется в группе; информирование обучающихся о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных и исследовательских работ, порядке и сроках их выполнения; организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов; контроль за внешкольной УИПД обучающихся; участие в подготовке общешкольной научно-практической конференции. 8.3. Функции библиотекаря Школы: участие в ресурсном обеспечении УИПД обучающихся; обеспечение возможности использования видео- и медиатеки обучающимися в ходе УИПД. 8.4. Функции педагога-психолога: диагностика затруднений обучающихся в ходе УИПД; оказание своевременной психологической помощи и поддержки обучающимся, испытывающим трудности в ходе работы над проектами и исследовательскими работами; индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и педагогов.