Положение об организации проектной деятельности

планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) всех уровней
образования.
1.4. УИПД является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, способствует
повышению качества образования, развитию персональных компетентностей обучающихся, их
успешной социализации.
1.5. УИПД обучающихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного)
обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка
проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ
полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и
логического мышления.
1.6. УИПД обучающихся является одним из способов оценки достижения метапредметных результатов
ООП всех уровней образования.
1.7. УИПД, являясь составной частью образовательного процесса ОУ, осуществляется в рамках учебноурочной и внеурочной деятельности в течение всего учебного года.
1.8. Проекты и учебно-исследовательские работы, выполняемые обучающимися, могут быть
коллективными, групповыми, индивидуальными.
1.9. Проект или учебно-исследовательская работа может носить предметную, метапредметную,
межпредметную направленность.
1.10. Обучающийся или группа обучающихся самостоятельно определяет тему проектной или учебноисследовательской работы.
1.11. Учителя-предметники курируют
обучающихся по своим предметам.

проектную

и

учебно-исследовательскую

деятельность

1.12. Классные руководители осуществляют контроль за соблюдением сроков выполнения проектов и
учебно-исследовательских работ обучающимися, координируют и консультируют родителей (по мере
необходимости).
2. Цель и задачи организации УИПД
2.1. Цель: обеспечение достижения обучающимися планируемых образовательных результатов
освоения ООП всех уровней образования: личностных, предметных и метапредметных.
2.2. Задачи:
2.2.1. Формирование у обучающихся навыков:







определения проблематики;
целеполагания;
планирования деятельности;
сбора и обработки информации, выбора материалов;
публичного выступления;
позитивного отношения к деятельности.

2.2.2. Формирование у обучающихся умений:




коммуникационных;
презентационных;
рефлексивно-оценочных.

2.2.3. Развитие креативности, абстрактного и критического мышления обучающихся.
2.2.4. Формирование ключевых компетентностей обучающихся:
социальной – способности действовать в социуме с учетом позиций других людей;
коммуникативной – способности вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
предметной – способности анализировать и действовать с позиции отдельных областей
человеческой культуры;
 организаторской – способности освоения управленческой позиции;
 исследовательской – способности собирать, анализировать, структурировать и презентовать
материал.




3. Формы организации УИПД обучающихся на уровне начального общего образования
3.1. УИПД обучающихся на уровне начального общего образования осуществляется в рамках
внеурочной деятельности, организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе
совместной деятельности по выполнению проектов; разрабатывается и утверждается рабочая программа
курса внеурочной деятельности, в которой предусматривается система мониторинга – оценочные
процедуры, проводимые учителем, для выявления динамики образовательных результатов
обучающихся по курсу.
3.2. Результаты мониторинга достижения планируемых результатов обучающимися фиксируются в их
личных портфолио.
3.3. На внеурочных занятиях педагоги ОУ используют такие виды организации деятельности:
исследовательскую практику обучающихся;
образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными
образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;
образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность
обучающихся, в том числе исследовательского характера;
 факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дающие большие
возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
 научные заседания обучающихся – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе
работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых
результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных
игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и
образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с другими
образовательными организациями;
 участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных,
предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных
исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.



3.4. Каждый обучающийся имеет право дополнительно принимать участие в научно-исследовательской
и проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности.
3.5. Результатом проекта является одна из следующих работ: письменная работа, художественнотворческая работа, материальный объект, макет; отчетные материалы по социальному проекту.
3.6. Результаты работы любого обучающегося могут быть представлены на научно-практической
конференции различного уровня в соответствии с требованиями, предъявляемыми организаторами
научно-практической конференции. Решение об участии согласовывается с руководителем проекта,
родителем (законным представителем) обучающегося и администрацией ОУ.

4. Содержание проектной деятельности обучающихся на уровне основного общего и среднего
общего образования. Итоговый индивидуальный проект
4.1. Выполнение обучающимися 5–11-х классов групповых и (или) индивидуальных учебных
исследований и проектов является основой для проверки сформированности регулятивных,
коммуникативных и познавательных учебных действий, а также предметных знаний и способов
действий.
4.2. На уровне основного общего образования индивидуальный или групповой проект выполняется в
рамках внеурочного времени.
4.3. Для представления итогов УИПД во внеурочное время наиболее целесообразно использование
следующих форм предъявления результатов: письменная исследовательская работа (эссе, доклад,
реферат); статьи, обзоры, отчеты и заключения по итогам исследований, проводимых в рамках
исследовательских экспедиций, обработки архивов, исследований по различным предметным областям.
4.4. При оценивании результатов УИПД следует ориентироваться на то, что основными критериями
учебного исследования является то, насколько доказательно и корректно решена поставленная
проблема, насколько полно и последовательно достигнуты сформулированные цель, задачи, гипотеза.
4.5. Оценка результатов УИПД должна учитывать то, насколько обучающимся в рамках проведения
исследования удалось продемонстрировать базовые исследовательские действия:








использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое
исследование;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования
(эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения,
опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.

4.6. Обучающиеся 10-х классов выполняют итоговый индивидуальный проект. Выполнение итогового
индивидуального проекта является обязательным.
4.3. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки личностных, предметных и
метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения основной образовательной
программы основного общего и среднего общего образования.
4.4. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся
самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или нескольких учебных предметов с
целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов
избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять
целесообразную и результативную деятельность.
4.5. На уровне среднего общего образования индивидуальный проект выполняется обучающимся в
течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом (в 10-м
классе), и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного
проекта.

4.6. Информация о выполнении обучающимся 9-го класса итогового индивидуального проекта в
аттестат об освоении основного общего образования вносится в соответствии с Порядком заполнения,
учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов,
утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546.
4.7. Итоговая отметка в аттестат об освоении среднего общего образования по предмету
«Индивидуальный проект» выставляется в соответствии Порядком заполнения, учета и выдачи
аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом
Минпросвещения от 05.10.2020 № 546.
4.8. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее – проекты)
выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с
целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных
областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять
целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую,
социальную, художественно-творческую и др.).
4.9. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
4.10. Виды проектов:







Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала
предметный результат деятельности участника (участников) проекта. Пример: проект закона,
справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т. д.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с
целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Продуктом
такого проекта может быть, например, публикация в СМИ.
Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов
работы. Примером такого проекта может служить постановка спектакля, подготовка выставки,
видеофильм.
Социальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по какой-либо
актуальной социально значимой тематике.
Конструкторский проект предполагает создание материального объекта, макета, иного
конструкторского изделия с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и
применения.
Инженерный проект представляет собой проект с инженерно-техническим содержанием.
Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования (инженерного
решения) какого-то объекта с описанием и научным обоснованием его применения.

4.11. Исследовательский проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление
участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой
аудитории. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической
части.
4.12. Результатом проекта является одна из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о
проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
 художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения,
инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации и др.;
 материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
 отчетные материалы по социальному проекту.


4.13. В проектной или исследовательской работе не допускаются какие-либо виды плагиата.
Использование информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в
том числе на интернет-ресурсы.
5. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности
5.1. Учитель-предметник курирует обучающихся, избравших темы для выполнения своих проектов и
исследовательских работ по его предмету.
5.2. Руководителем проекта является учитель, ведущий учебный предмет, с которым связана тема
проекта обучающегося.
5.3. Защита проектных и исследовательских работ обучающихся осуществляется в рамках Школьной
научно-практической конференции по особому расписанию в два этапа (заочный и очный) и
регламентируется локальным актом ОУ – Положением о школьной научно-практической конференции
обучающихся МАОУ СОШ № 63.
5.4. В состав материалов, подготовленных для защиты проекта обучающимися включаются:






выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
текст проекта;
мультимедийная презентация проекта;
лист оценивания руководителем проектной и учебно-исследовательской деятельности;
лист самооценки проекта обучающимся.

5.5. Обучающиеся, имеющие медицинские показания или заключения ПМПК, имею право защитить
проекты в упрощенной форме, которая с учетом возможностей ребенка определяется учителемпредметником и классным руководителем.
6.Критерии оценивания проектов
7.1. Проект обучающегося оценивается по следующим направлениям:
7.1.1. Сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить
проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации,
формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание
модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и др.
7.1.2. Сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание
работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать
имеющиеся знания и способы действий.
7.1.3. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные
возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях.
7.1.4. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и
оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
7.2. Проект обучающегося оценивается по следующим критериям:
7.2.1 Критерии оценивания на заочном этапе:

5.Качество
результата

4.Наличие самостоятельного
вклада в исследование

3. Согласованность
методов
исследования

2. Качество анализа области
исследования

1. Уровень целеполагания

Критерий

Пояснение
Не обоснована актуальность и новизна темы; присутствует нечеткая постановка
проблемы, цели и задач; проблема, цель и задачи не соответствуют друг другу, не
раскрывают способы (пути, направления) решения проблемы
Обоснована или частично обоснована актуальность и новизна темы; присутствуют
или частично присутствуют постановка проблемы, цели и задач; проблема, цель и
задачи присутствуют, но не соотнесены друг с другом, не полностью либо не
раскрывают способы (пути, направления) решения проблемы
Обоснована актуальность и новизна темы; приветствует четкая постановка
проблемы, цели и задач; проблема, цель и задачи соответствуют друг другу,
раскрывают способы (пути, направления) решения проблемы
Не рассмотрены авторитетные авторские позиции по теме; не проведен
сопоставительный анализ либо представлены только цитаты источников без их
анализа; анализ области исследования проведен на основе 2-5 источников; не
соблюдена этика цитирования источников
Рассмотрены 1-2 авторские позиции по теме; проведен неполный
сопоставительный анализ либо представлены только цитаты источников без их
анализа; анализ области исследования проведен на основе 6-9 источников;
соблюдена этика цитирования источников либо отсутствуют ссылки на некоторые
источники
Рассмотрены 3 и более авторитетных авторских позиций по теме; проведен
сопоставительный анализ источников; анализ области исследования проведен на
основе 10-15 источников; соблюдена этика цитирования источников

Диапазон
баллов
0-2

3 -4

5- 6

0-2

3-4

5-6

Методы исследования не согласуются с поставленными целями и задачами; не все
заявленные методы используются

0-2

Методы исследования согласуются с поставленными целями и задачами; не все
заявленные методы используются

3-4

Методы исследования согласуются с поставленными целями и задачами; все
заявленные методы используются

5-6

Проект является компиляцией исследований других авторов; отсутствуют
оригинальность, самостоятельность, индивидуальный вклад в исследование

0-2

Проект частично является компиляцией исследований других авторов; частично
присутствуют оригинальность, самостоятельность, индивидуальный вклад в
исследование
Проект не является компиляцией исследований других авторов; присутствуют
оригинальность, самостоятельность, индивидуальный вклад в исследование
Отсутствует логика изложения материала; не обозначена практическая значимость
проекта; выводы не обоснованы, не соответствуют поставленным целям и задачам;
изложение частично выполнено в соответствии с научным стилем, не выдержано
единство стиля; присутствуют стилистические и орфографические ошибки;
выводы не характеризуют достижение поставленных целей и задач; не обозначены
оригинальность найденного решения и перспективы развития проекта

3-4

5-6

0 -2

Критерий

Пояснение

6.Наличие основных
структурных элементов,
соответствие требованиям к
оформлению

Отсутствует логика изложения материала; частично обозначена практическая
значимость проекта; выводы частично обоснованы, частично соответствуют либо
не соответствуют поставленным целям и задачам; изложение полностью либо
частично выполнено в соответствии с научным стилем, выдержано либо частично
выдержано единство стиля; отсутствуют либо частично присутствуют
орфографические и стилистические ошибки; выводы частично характеризуют
достижение поставленных целей и задач; частично обозначены оригинальность
найденного решения и перспективы развития проекта
Присутствует логика изложения материала; обозначена практическая значимость
проекта; выводы обоснованы, соответствуют поставленным целям и задачам;
изложение выполнено в соответствие с научным стилем, выдержано единство
стиля; отсутствуют стилистические и орфографические ошибки; выводы
характеризуют достижение поставленных целей и задач; обозначены
оригинальность найденного решения и перспективы развития проекта
Отсутствие основных структурных элементов (титульный лист, оглавление,
введение, основная часть (главы, разделы), заключение, список литературы,
приложения); оформление не соответствует требованиям

Диапазон
баллов

3-4

5-6

0-2

Частичное присутствие основных структурных элементов (титульный лист,
оглавление, введение, основная часть (главы, разделы), заключение, список
литературы, приложения); оформление частично соответствует требованиям

3–4

Присутствие основных структурных элементов (титульный лист, оглавление,
введение, основная часть (главы, разделы), заключение, список литературы,
приложения); оформление полностью соответствует требованиям

5-6

7.Особая оценка члена жюри (за особые достижения в проекте).

0-4

7.2.1 Критерии оценивания на очном этапе:

1. Соответствие представления
содержанию проекта

Критер
ий

Пояснение
Доклад и мультимедийное сопровождение не соответствуют содержанию проекта;
основные результаты исследования не раскрыты;
результаты исследования не согласованы друг с другом
Доклад и мультимедийное сопровождение частично соответствуют содержанию
проекта; основные результаты исследования частично раскрыты;

Диапазон
баллов
0–3

4-8

результаты исследования частично или полностью не согласованы друг с другом
Доклад и мультимедийное сопровождение полностью соответствуют содержанию
проекта; основные результаты исследования полностью раскрыты;
результаты исследования согласованы друг с другом

9 -12

Критер
ий

Пояснение

Диапазон
баллов

Устная речь не согласуется с содержанием мультимедийного сопровождения либо
полностью дублирует его;
доклад сопровождается чтением текста со слайдов, листов;
значительно превышен регламент выступления (более 7 минут);

0-3

2. Качество доклада

целеполагание и выводы не обоснованы и не согласуются между собой;
не представлены практическая значимость проекта, оригинальность найденного
решения и перспективы развития проекта
Устная речь частично согласуется с содержанием мультимедийного сопровождения
либо частично дублирует его; доклад частично сопровождается чтением текста со
слайдов, листов; незначительно превышен регламент выступления (не более 7 минут);
целеполагание и выводы частично обоснованы и согласуются между собой;

4–8

частично представлены практическая значимость проекта, оригинальность найденного
решения и перспективы развития проекта
Устная речь согласуется с содержанием мультимедийного сопровождения, не
дублирует, а дополняет его;
доклад не сопровождается чтением текста со слайдов, листов;

3. Эффективность
взаимодействия с
аудиторией

3.Уровень владения материалом

соблюден регламент выступления; целеполагание и выводы обоснованы и согласуются
между собой;

9 - 12

представлены практическая значимость проекта, оригинальность найденного решения
и перспективы развития проекта
Репродуктивный уровень владения материалом; отсутствуют лаконичность изложения
материала, свобода использования данных;
0-3
не приведены убедительные аргументы, ответы на вопросы жюри; использование
терминологии не обосновано и неуместно
Продуктивный уровень владения материалом; частично присутствуют лаконичность
изложения материала, свобода использования данных;
4-8
частично приведены убедительные аргументы, ответы на вопросы жюри;
использование терминологии частично не обосновано и неуместно
Продуктивный уровень владения материалом; присутствуют лаконичность изложения
материала, свобода использования данных;
приведены убедительные аргументы, ответы на вопросы жюри;

9 -12

использование терминологии обосновано и уместно
Проявлено недостаточное владение коммуникативными навыками: защита проекта
проведена неуверенно; отсутствуют краткость и конкретность ответов на вопросы,
присутствуют пространные рассуждения; отсутствует умение принимать разные точки
зрения, адекватно реагировать и принимать критические замечания, обосновано
отстаивать свою точку зрения
Проявлено частичное владение коммуникативными навыками: защита проекта
проведена уверенно или частично уверенно;

0-3

частично присутствуют краткость и конкретность ответов на вопросы, пространные
рассуждения; частично присутствуют умение принимать разные точки зрения,
адекватно реагировать и принимать критические замечания, обосновано отстаивать
свою точку зрения

4-8

Критер
ий

Пояснение

4. Уровень медиа сопровождения

Проявлено полное владение коммуникативными навыками: защита проекта проведена
уверенно; присутствует краткость и конкретность ответов на вопросы, отсутствие
пространных рассуждений;

Диапазон
баллов

9 -12

присутствует умение принимать разные точки зрения, адекватно реагировать и
принимать критические замечания, обосновано отстаивать свою точку зрения
Мультимедийное сопровождение не соответствует содержанию доклада;
недостаточное качество представления визуальной и текстовой информации для
восприятия аудиторией
Мультимедийное сопровождение частично соответствует содержанию доклада;
достаточное качество представления визуальной и текстовой информации для
восприятия аудиторией
Мультимедийное сопровождение соответствует содержанию доклада; достаточное
качество представления визуальной и текстовой информации для восприятия
аудиторией

0–3

4- 8

9 -12

7.3. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил
цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без
указания ссылок на источник, проект и работа к защите не допускаются.
8. Функциональные обязанности участников УИПД
8.1. Функции администрации Школы включают:








разработку нормативных методических документов, определяющих требования,
предъявляемые к организации УИПД, проектным и исследовательским работам обучающихся;
определение графика УИПД обучающихся, включая утверждение сроков, отводимых на
проведение каждого из этапов проектной деятельности;
обеспечение материально-технической базы для УИПД;
осуществление общего контроля УИПД;
определение предметных тематических блоков, в рамках которых будет осуществляться
УИПД;
согласование примерного перечня тем для проектных и учебно-исследовательских работ;
координация межпредметных связей в рамках УИПД.

8.2. Учителя – руководители проектов, являются ключевыми фигурами, непосредственно
организующими и контролирующими осуществление обучающимися УИПД, и выполняют следующие
функции:











проведение консультаций для обучающихся по выполнению проектов и исследовательских
работ;
руководство УИПД в рамках согласованного объекта исследования;
осуществление методической поддержки проектной деятельности;
планирование совместно с обучающимися работы в течение всего проектного периода;
поэтапное отслеживание результатов УИПД;
координация внутригрупповой работы обучающихся, если проектная или исследовательская
работа выполняется в группе;
информирование обучающихся о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных и
исследовательских работ, порядке и сроках их выполнения;
организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов;
контроль за внешкольной УИПД обучающихся;
участие в подготовке общешкольной научно-практической конференции.

8.3. Функции библиотекаря Школы:



участие в ресурсном обеспечении УИПД обучающихся;
обеспечение возможности использования видео- и медиатеки обучающимися в ходе УИПД.

8.4. Функции педагога-психолога:
диагностика затруднений обучающихся в ходе УИПД;
оказание своевременной психологической помощи и поддержки обучающимся,
испытывающим трудности в ходе работы над проектами и исследовательскими работами;
 индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и педагогов.




Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».