Положение об ученическом самоуправлении

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ
САМОУПРАВЛЕНИИ МАОУ СОШ № 63

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ШКОЛЬНОМ УЧЕНИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
1. Совет учеников школы (далее ШУС) МАОУ СОШ № 63 является представительским
органом ученического самоуправления учащихся школы и преследует воспитательную
цель педагогов данной школы по развитию творческих способностей учащихся, их
самореализации и вырабатывание навыков самостоятельной работы по формированию
осознанной гражданско-нравственной позиции.
Решения ШУС обязаны выполнять все учащиеся школы
2. Высшим органом ученического самоуправления в школе в период между школьными
ученическими собраниями (конференциями) является ШУС, избираемый, собранием
(конференцией), которое определяет и срок его полномочий, который указан в Положении
о выборах в школьный ученический совет.
3. Руководство ШУС осуществляют: Помощник завуча по ВР по вопросам ШУС и
президент учащихся школы (далее президент школы).
4. В состав ШУС входят:
Помощник завуча по ВР по вопросам ШУС;
Президент школы;
Министр образования;
Министр экономики и хозяйства;
Министр культуры и досуга;
Министр рекламы и информации;
Министр спорта и здравоохранения.
5. Координирует деятельность школьного ученического совета помощник завуча по ВР по
вопросам ШУС.
6. Заседание ШУС проводится один раз в четверть (в последнюю неделю) и по
необходимости.
7. Решение ШУС считается правомочным, если за него проголосовало не менее половины
присутствующих на заседании членов ШУС.

II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цели:
1. Развитие интеллектуальной и духовно - нравственной сфер жизни детей и
подростков.
2. Содействие становлению правовой, демократической, самоуправляющей школы,
обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной
активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного
отношения учащихся к правам других людей.
Задачи:
1. Содействовать развитию школьного самоуправления.
2. Формировать нравственные качества, воспитывать чувство коллективизма,
товарищества, ответственности, социальной дисциплины.
3. Гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, учащихся и родителей,
вовлечение их в школьную работу.
Основные педагогические принципы:
1. Комплексное воздействие нравственной, эстетической, трудовой и физической сфер
на сознание, ум и чувства детей.
2. Непрерывность и систематичность воспитательной работы.
3. Учет индивидуальных особенностей и организация работы в соответствии с
интересами и способностями детей.
4. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм воспитания на основе
добровольности, гибкости педагогического руководства.

III. ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО СОВЕТА
1. Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы,
планирует и организует внеклассную и внешкольную работу учащихся.
2. Организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину
и порядок в школе.
3. Устанавливает шефство старших классов над младшими.
4. Готовит и проводит собрания и конференции учащихся школы.
5. Организует выпуск газеты в школе.
6. На своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения
важнейших школьных ученических мероприятий.
7. Заслушивает отчеты о работе своих министерств, комиссий, и других, рабочих
органов самоуправления.
8. Принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими
полномочиями.
9. Подводит итоги соревнования между классными коллективами в общественно
полезной деятельности.
10.Утверждает состав делегации учащихся школы на городские (районные) совещания
и конференции школьников, и т. д.
11.Рабочие органы ШУС учреждают свои эмблемы, песни, форму одежды, ритуалы и
т. д.
12.ШУС правомочен просить администрацию школы о выделении им в помощь
педагогов-консультантов из числа имеющих соответствующую квалификацию
учителей.

IV. СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Функции участников школьного ученического совета:

ПРЕЗИДЕНТ ШКОЛЫ
 Организует работу ШУС;
 Проводит заседания ШУС, собрания актива школы;
 Контролирует выполнение решений ШУС;
 Координирует связь рабочих групп между собой, связь рабочих групп с ШУС;

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
 Контролирует успеваемость классов и докладывает о результатах на заседании
ШУС;
 Проводит рейды по проверке дневников, экранов успеваемости и др.;
 Организует проведение предметных недель в школе.
 Посещает классные часы.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ И ХОЗЯЙСТВА:
 Осуществляет контроль за дежурством по школе;
 Проводит рейды по проверке наличия у учеников школьной формы.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
 Занимается проведением всех культурно-массовых общешкольных мероприятий:
концертов, вечеров, дискотек и др.;
 Оказывает консультативную помощь классам в подготовке вечеров, огоньков,
выступлений на конкурсах самодеятельности.

МИНИСТЕРСТВО РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ
 Отвечает за своевременное информирование учеников и педагогов школы;
 Отвечает за контроль выпуска школьной газеты;
 Оформление школьного стенда информации.

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
 Занимается спортивными мероприятиями школьников;
 Подводят итоги участия в спортивных мероприятий;
 Пропагандирует здоровый образ жизни.

V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНА ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО
СОВЕТА ШКОЛЫ
ЧЛЕН ШУС ИМЕЕТ ПРАВО:


интересоваться всем, что происходит в школе, задавать об этом вопросы учащимся,

представителям школьных органов самоуправления, родителям учеников, директору
школы и его заместителям (завучам), другим людям, выполняющим в школе
ответственные поручения;


предлагать ШУС вопросы для обсуждения;



предлагать ШУС свои варианты решений обсуждаемых проблем и вопросов;



при обсуждении вопросов и голосовании руководствоваться своим личным мнением;



открыто отстаивать свое мнение по обсуждаемым вопросам вплоть до принятия ШУС

решения по этим вопросам;


критиковать деятельность любого органа самоуправления школы (в том числе и

ШУС), класса, группы или другого объединения, а также деятельность и поведение
любого ученика или взрослого;


выполняя поручения ШУС, действовать от его имени; от имени ШУС принимать

решения в делах, за которые ему (ей) ШУС поручил отвечать;


в необходимых случаях принимать ответственные решения от имени ШУС (если это

поможет изменить к лучшему ситуацию или предотвратить нечто нежелательное);


сдавать от имени ШУС поручения классным коллективам, школьным группам и

объединениям, а также учащимся школы и требовать выполнения этих поручений;


представлять ШУС в делах (на мероприятиях), проводимых в классах, группах или

других школьных объединениях.

ЧЛЕН ШУС ОБЯЗАН:


участвовать в работе сессий ШУС;



выполнять законы, традиции и правила ШУС;



принимать активное участие в деятельности рабочих групп, комиссий, других

общественных объединений, которые создает ШУС, и отчитываться за свою работу в них
на сессии совета или перед ответственными лицами совета (пред председателем ШУС, его
заместителем, секретарем совета или руководителем соответствующей рабочей группы);


выполнять поручения ШУС и своевременно отчитываться за их выполнение;



информировать свой класс о работе ШУС;



представлять в совете мнение (мнения) и интересы своих одноклассников, доводить

да сведения ШУС все предложения и замечания, которые учащиеся высказывают в адрес
ШУС.
ПРЕЗИДЕНТ ОТВЕЧАЕТ ЗА:


выполнение планов и решений;



подготовку и проведение ШУС;



выполнение настоящего Положения;



представляет ШУС в общественных и других объединениях и организациях.
ПРЕЗИДЕНТ ШКОЛЫ ОБЯЗАН:



организовывать своевременное информирование членов ШУС о предстоящих

мероприятиях ШУС;


периодически отчитываться перед ШУС о своей работе;



контролировать выполнение решений ШУС;

ПОЛОЖЕНИЯ О СОВЕТЕ ПРЕЗИДЕНТОВ КЛАССА
Президент совета - собрание президентов класса, являющееся административным звеном
ШУС.
1. президент класса - ответственное и почетное поручение. Президент является
ответственным уполномоченным одноклассников по организации самоуправления
в классе и, одновременно с этим, помощником классного руководителя.
2. президент избирается и переизбирается общим собранием класса из числа учащихся
этого класса. Кандидатура президента согласовывается с классным руководителем.
3. срок полномочий президента определяется общим собранием класса.
4. в своей деятельности президент стремиться к сохранению и развитию лучших
традиций класса и школы.
5. президент класса отвечает:
 за организацию хозяйственно-бытовых мероприятий класса, включая дежурство;
 за своевременное информирование одноклассников о событиях, непосредственно
касающихся класса;
 за организацию самоуправления в классе.
Президент класса имеет право:

созывать и проводить общие собрания класса;

собирать ученический актив класса для обсуждения проблем и конкретных вопросов
жизни и деятельности классного коллектива и (или) участия класса в школьных
мероприятиях;

сдавать одноклассникам (любому учащемуся класса) постоянные и временные
поручения и добиваться выполнения этих поручений;

требовать от учащихся своего класса отчетов о выполнении поручений, данных
ученику коллективом (общим собранием) класса или лично (старостой);

организовывать класс на участие в школьных мероприятиях;

оперативно (срочно) принимать решения по хозяйственно-бытовым и
организационным вопросам жизнедеятельности класса;

в случае необходимости принимать на себя ответственность и осуществлять
оперативное руководство мероприятиями класса, а также координировать действия
учащихся класса в школьных мероприятиях;

определять объем работы дежурных по классу;

контролировать работу дежурных по классу;

выяснять причины отсутствия учащихся на занятиях;

для проведения занятий (по поручению учителя или в случае особой необходимости)
брать журнал и носить по урокам;

представлять интересы класса в общественных организациях школы;

участвовать в подведении итогов школьных дел (мероприятий), когда это касается
класса.
Президент класса обязан:


знать (своевременно узнавать) расписание занятий класса, изменения в расписании
и сообщать о них одноклассникам;

сообщать завучу школы или дежурному администратору, если урок не начался в
течение 10 минут по расписанию;

знать, кто из учащихся класса присутствует (присутствовал или отсутствовал) на том
или ином учебном занятии;

организовывать дежурство по классу, составлять графики дежурства, назначать
дежурных по классу и координировать их действия, во время дежурства класса по школе
назначать дежурных на посты, инструктировать дежурных об их обязанностях;

заботиться о готовности учебного помещения (класса, кабинета) к уроку и о порядке,
который после себя оставляет класс, назначать для этого ответственных или дежурных из
числа одноклассников и контролировать их действия;

выполнять решения классного коллектива (если они приняты большинством
учащихся), организовывать выполнение этих решений;

учитывать интересы одноклассников при принятии решений, советоваться при этом
с ними;

координировать взаимодействие учащихся класса и общественных объединений по
самоуправлению класса;

информировать коллектив класса о решениях органов ученического самоуправления
школы, касающихся класса;

по поручению классного руководителя и в его отсутствие организовывать работу
класса.
Как помощник классного руководителя президент класса выполняет его поручения по
информированию одноклассников о распоряжениях классного руководителя и по
организации учащихся своего класса на участие в классных и школьных мероприятиях.
Поручения классного руководителя президент может выполнять лично или
опосредованно, то есть перепоручать их ответственному и более компетентному (в данном
конкретном поручении) однокласснику.
Классный руководитель оказывает президенту класса помощь советами и поддерживает
его своим авторитетом.
Президент класса входит в состав совета президентов классов школы, пользуется правами
и выполняет обязанности члена президент совета.
За выполнение своих обязанностей президент класса отвечает, прежде всего, перед:
 общим собранием класса;
 классным руководителем;
 школьным ученическим советом.
О положении дел в классе и о своей работе президент периодически отчитывается перед:
 Коллективом класса;
 Советом учеников школы;
 Советом президентов класса.

VII. ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА
ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО СОВЕТА
Законы ШУС:
ЗАКОН ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Члену ШУС есть дело до всего, что делается в школе. Он пользуется своим правом
принимать ответственные решения, брать на себя ответственность.
Член совета настойчиво добивается выполнения решений ШУС, он не ждет указаний, а
сам принимает решение и организует дело.
Член ШУС не забывает о взятых на себя обязательствах, каждое дело доводит до конца.
Член совета - пример в отношении к делу, к учебе и к труду.
Член ШУС отвечает перед советом за свои действия, которые он совершал от имени
совета. За эти действия и за свою работу в совете член ШУС отчитывается на сессии
совета, а также на общем собрании учащихся школы или на общешкольной ученической
Конференции.
ЗАКОН ВНИМАТЕЛЬНОСТИ
Член ШУС внимателен к людям, к их мнениям и пожеланиям, ко всему, что делается в
школе. Член совета также внимательно читает объявления о сессиях совета.
ЗАКОН ТОЧНОСТИ
Член ШУС точен во времени и в делах, держит свое слово.
ЗАКОН ДИСЦИПЛИНЫ
Член ШУС, безусловно, выполняет Устав школы, все законы, правила, решения и
поручения совета, поступает в соответствии с Положением об ШУС.

На заседании ШУС действуют Правила:
 Правило свободного микрофона:
Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит, говорим, или
истечет время выступления, ведущий (председательствующий) имеет исключительное
право передать "микрофон" (слово) кому-либо другому. Если ведущий не передаст никому
"микрофон", его берет тот, кто раньше других приготовился говорить - поднял руку
(приоритетное условие для того, чтобы взять микрофон) и ближе других находится к
закончившему выступление. Выступающего внимательно выслушивают.
 Правило двух минут для выступления:
Свободный микрофон можно "держать в одних руках" не дольше двух минут.
Выступая, помнят ребята: "Не говори длинно, а говори сжато".
 Правило семи минут для доклада:
Доклад может длиться не дольше семи минут. Но для очень важного и содержательного
доклада по решению совета может быть дано дополнительное время.
 Правило поднятой руки:
Если хочешь сказать важное - подними руку, и тебя должны выслушать. Но если кто-то
поднял руку - ты, как и все, должен его выслушать внимательно и не перебивая. Если
поднято несколько рук, то очередность выступающих определяет ведущий
(председательствующий).
 Правило реплик:
Реплики с мест принимаются, но выступающие не перебиваются.
 Правило свободы мнений:
Для совета ровно значит: "Думаешь ли ты как все или думаешь иначе".
 Правило конструктивной критики:
Ты такой обычай знай: "критикуешь - предлагай!"
 Правило блокнота и ручки:
На сессию члены совета приходят с блокнотом и ручкой (карандашом) для того, чтобы
записать все самое главное, чтобы не забыть и потом рассказать в своем классе.

VIII. ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ В ШКОЛЬНЫЙ УЧЕНИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ШУС формируется из президента школы, помощника - президента школы, совета
президентов классов, консультанта ученического совета.
Организация Школьного совета учащихся избирается сроком на один год.
Выбор помощника завуча по ВР по ШУС осуществляет завуч по ВР.
Выборы в ШУС президента и помощника-президента осуществляет совет президентов
классов.
Подготовку выборов и контроль за ними осуществляет завуч по ВР.
Пресс-секретарь ШУС избирается на первой сессии из числа членов совета.
В ШУС входят полномочные представители от каждого класса школы второй и третьей
ступеней (от 5-11-х классов) и советники из числа педагогов школы сроком на один
учебный год.
Члены совета могут избираться на Конференции учащихся школы или делегироваться
коллективами классов как их полномочные представители.
Полномочные представители классных коллективов избираются учениками
определённого класса.
Министры совета учеников школы выбираются на первом заседании большинством
голосов при прямом открытом голосовании совет президентов.
Президент школы и помощник-президент школы избираются на Конференции учащихся
школы, и считаются полномочными с момента избрания.
В своей деятельности ШУС руководствуется Уставом школы и настоящим Положением.
Член ШУС избирается от класса на один год, Он (она) представляет в совете интересы
своего класса, от имени класса участвует в решении всех вопросов жизнедеятельности
школы, которые обсуждаются на сессиях совета.
Работа в ШУС считается почетным и ответственным поручением учащегося (учащейся)
школы. Успешное выполнение этого поручения в течение всего времени избрания
действительным или бывшим членом совета отмечается в характеристике и положительно
влияет на оценку поведения учащегося.

IX. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО СОВЕТА ШКОЛЫ С
АДМИНИСТРАЦИЕЙ, УЧИТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

1. Права учащихся школы:

получать информацию о деятельности ШУС и о его решениях;

высказывать совету и, прежде всего, представителю своего класса в ШУС
пожелания, критические замечания и предложения по улучшению жизнедеятельности
школы;

присутствовать на сессиях и участвовать в работе совета: высказывать согласие или
несогласие с чьей-либо позицией, предлагать, отстаивать свое мнение;

лично обращаться в совет с просьбами и предложениями.
2. Обязанности учащихся школы:

выполнять решения ШУС;

содействовать работе совета.
3. Взаимодействие классных коллективов с ШУС. Коллективы 5-11-х классов имеют
право:

избирать (делегировать) в ШУС своего полномочного представителя (своих
представителей) с правом одного решающего голоса;

высказывать совету предложения по вопросам жизнедеятельности школы;

коллективно обсуждать решения и действия ШУС, при этом соглашаться, одобрять
решения и действия совета или же критиковать их, высказывать несогласие с ними;

требовать от своих представителей в ШУС отчетов об их деятельности в совете и о
выполнении поручений (наказов) класса;

делать совету предложение об отзыве конкретного представителя своего класса из
ШУС, а также предлагать новую кандидатуру представителя класса в члены совета.
4. Коллективы 5-11-х классов обязаны:

выполнять решения ШУС;

оказывать содействие представителю своего класса в ШУС в его деятельности как
члена совета.
5. Учителя, другие работники школы и родители имеют право:

участвовать в обсуждении вопросов на сессии совета;

критиковать, соглашаться или высказывать несогласие с чьей-либо позицией, с
решениями или действиями совета;

высказывать совету предложения и рекомендации.
6. Учителя, работники школы и родители учащихся обязаны:

уважать решения ШУС;

в случае несовпадения мнений взрослых и детей создается согласительная комиссия
для выработки предложений по урегулированию спорных вопросов и формулированию
согласованных решений;

ШУС имеет право утвердить или не утвердить предложения согласительной
комиссии.

7. Директор школы имеет право:

участвовать в обсуждении вопросов на сессии совета;

предлагать ШУС вопросы для обсуждения на сессии;

высказывать совету предложения и рекомендации;

критиковать, соглашаться или высказывать несогласие с чьей-либо позицией, с
решениями или действиями совета, высказывать им замечания;

накладывать вето на решения ШУС (т.е. отменять те или иные решения совета);

принимать совместно с Президентом учащихся школы в исключительных ситуациях
принимать решение о роспуске действующего состава совета.

X. ОТЧЕТНОСТЬ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО СОВЕТА:
ШУС каждое последнее заседание четверти отчитывается на совете президентов согласно
плану работы;
ШУС ежегодно (в конце года) отчитывается на общешкольном собрании по итогам работы
за год;
Отчет ШУС публикуется в школьной печати.

I.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА:

Устав школы МАОУ СОШ № 63
Положение о школьном ученическом совете;
Всеобщая декларация прав человека;
Конвенция о правах ребенка;
Конституция РФ;
Закон об образовании;
Закон РФ "Об основных гарантиях ребенка в РФ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».