Положение о проведении уроков физической культуры

- с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной
системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом
массы тела или избыточной массой тела;
- часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
- с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности
функций органов и систем организма;
1) III группа состояния здоровья - несовершеннолетние:
- страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической
ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями
органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания
(состояния);
- с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии
компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает
возможность обучения или труда;
2) IV группа состояния здоровья - несовершеннолетние:
- страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и
стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или
компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией
функций;
- с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями
функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
- с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной
компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения
возможности обучения или труда;
3) V группа состояния здоровья - несовершеннолетние:
- страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими
клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим
течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием
осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
- с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным
нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением
возможности обучения или труда;
- дети-инвалиды.
1.1. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической
культуры все обучающиеся школы в зависимости от состояния здоровья делятся на три
группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Занятия в этих
группах отличаются объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к
уровню освоения учебного материала.
1.2. К основной медицинской группе относятся обучающиеся, имеющие
удовлетворительное состояние здоровья.
К подготовительной медицинской группе - относятся обучающиеся с недостаточным
физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие
незначительные отклонения в состоянии здоровья. Этой категории обучающихся
разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с
учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том
числе временных).
Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их
здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы
(10 - 15% от общей численности обучающихся), относятся к специальной медицинской
группе (СМГ). Это школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного
или временного характера. Перевод из специальной медицинской группы в
подготовительную производится либо при ежегодном медицинском осмотре, либо после
дополнительного медицинского обследования. После острых или обострения хронических

заболеваний, учащиеся временно освобождаются от учебных занятий по физическому
воспитанию, а затем строго индивидуально, с учетом клинического выздоровления и
уровня физической подготовленности им определяется медицинская группа.
Специальную медицинскую группу разделяют на две подгруппы:
- подгруппу "А" (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после
лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную
группу),
-подгруппу "Б" (обучающиеся с патологическими отклонениями, т.е. школьники,
имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем: органические
поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени, высокую степень
миопии с изменением глазного дна и другие).
З. Организация и проведение уроков физической культуры
3.1. Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой
спортивную форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия
или урока, согласно требованиям техники безопасности и охраны труда.
3.2. Спортивная форма для уроков физической культуры:
для зала:
- майки или футболки, спортивные шорты или бриджи, короткие лосины, носки,
кеды (кроссовки);
для улицы (осенний и весенний период):
- спортивный костюм, майка, носки, кеды (кроссовки), в соответствии с погодой
шапки, перчатки, ветровка;
для лыжной подготовки (зимний период):
- лыжный костюм или куртка, теплые спортивные штаны, теплое нижнее белье,
шапочка и перчатки или рукавицы.
3.3. Если обучающийся не имеет спортивной формы:
- он не выполняет физические нагрузки,
- он должен находиться на уроке физической культуры, теоретически изучать
учебный материал, преподаваемый во время урока, и выполнять все указания учителя
физкультуры,
- неудовлетворительная отметка за отсутствие спортивной формы на уроке ученику
не выставляется,
- при отсутствии у обучающегося спортивной формы учитель обязан сделать
соответствующую запись в дневнике или через классного руководителя донести эту
информацию до родителей (законных представителей) обучающегося.
3.4. От физических нагрузок освобождаются обучающиеся, предоставившие справку
медицинского учреждения на начало каждого учебного года.
3.5. Все обучающиеся, освобожденные от физических нагрузок, находятся в
помещении спортивного зала или на спортивной площадке под присмотром учителя
физической культуры.
3.6. Обучающиеся, временно освобожденные от физической нагрузки - не
освобождаются. На уроке они изучают теоретические вопросы, проявляют себя в
судействе, оценивают технику движения занимающихся и т.п., получают отметки и
домашнее задание.
3.7. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических
или иных занятий с данными обучающимися на предстоящий урок:
- теоретическое изучение материала;
- интеллектуальные игры (шашки, шахматы);
- посильная помощь в судействе или организации урока.
3.8. При пропуске уроков физической культуры обучающийся обязан подтвердить
причину отсутствия заверенной медицинской справкой или иным официальным
документом, который передается классному руководителю или учителю физической

культуры.
3.9. Обучающимся, в том числе освобожденным от физической нагрузки, на уроке
запрещается пользоваться телефонами и другими техническими и цифровыми средствами.
3.10. Школьный врач по результатам профилактического медицинского осмотра
определяет группу здоровья и заполняет «Медицинское заключение о принадлежности
несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой» и
передает ее классному руководителю, который знакомит учителя физической культуры с
ней под роспись.
4. Организация и проведение уроков физической культуры с обучающимися,
отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной и специальной
медицинской группе
4.1. Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе (СМГ), уроки физкультуры проводятся совместно с классом согласно
основному расписанию, но по индивидуальным программам, которые отличаются объемом
и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного
материала. Важнейшее требование к уроку - обеспечение дифференцированного подхода к
обучающимся с учетом их состояния здоровья, физического развития и двигательной
подготовленности.
4.2. При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать
основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность,
доступность, разносторонность.
4.3. Посещения занятий обучающимися СМГ являются обязательными.
4.4. Требования к учителям, работающим с детьми, отнесенными к СМГ.
Учитель должен:
• знать анатомические и физиологические особенности детей разных возрастных
групп;
• знать санитарно-гигиенические нормы при проведении занятий и правила техники
безопасности и охраны труда;
• проводить систематическую работу с обучающимися, с целью выявления их
индивидуальных возможностей и определения направлений развивающей работы,
фиксировать динамику развития обучающихся;
• вести учет освоения обучающимися общеобразовательных программ;
• вести систематическое наблюдение за реакцией обучающихся на предлагаемые
нагрузки по внешним признакам утомления;
• определять физиологическую кривую урока с учетом самочувствия обучающихся в
процессе занятий.
5. Посещение уроков физической культуры обучающимися, временно
освобожденными от занятий физкультуры
5.1. Обучающиеся, временно освобожденные от занятий физкультуры (до 2х недель),
должны находиться на уроке физической культуры, теоретически изучать учебный
материал, преподаваемый во время урока, и выполнять все указания учителя физической
культуры.
5.2. В электронном журнале учителем не проставляется отметка об отсутствии на
уроках физической культуры данного обучающегося.
5.3. При проведении занятий физической культуры на открытом воздухе в зимний
период обучающиеся, освобожденные от занятий физической культуры, должны
находиться на спортивной площадке под присмотром учителя физической культуры.
6. Посещение уроков физической культуры обучающимися, освобожденными от
уроков физкультуры на длительный период (на месяц, четверть т.д.)
6.1. Все обучающиеся, освобожденные от физических нагрузок на длительный

период, выполняют физические нагрузки без нормативов, изучают теоретические вопросы,
проявляют себя в судействе, оценивают технику движения занимающихся и т.п., получают
отметки и домашнее задание.
7. Текущая, промежуточная аттестация обучающихся по
физической культуре
7.1. Оценивание обучающихся 2-11 классов происходит по 4-балльной системе.
Оценивание обучающихся 1 класса - безотметочное. При выставлении отметки
учитывается старание обучающегося, его физическая подготовка, способности.
7.2. Текущие отметки по учебному предмету «Физическая культура» выставляются
учителем в соответствии с Критериями оценивания.
7.3. Текущие,
четвертные/полугодовые,
годовые
отметки
выставляются
обучающимся в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
7.4. Особенности оценивания учебных достижений учащихся специальной
медицинской группы
7.4.1. Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе, аттестуются по результатам выполнения требований учебных программ для СМГ.
7.4.2. В соответствии с письмом Минобразования России органам управления
образованием от 31.10.2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий
физической культурой» рекомендуется:
- итоговая (годовая) отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с
учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений
осуществлять
физкультурно-оздоровительную
и
спортивно-оздоровительную
деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания;
- основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре
обучающихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть
сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их
физических возможностей.
При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях
обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены
обучающемуся (родителям), выставляется положительная отметка.
- положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не
продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии
физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно
выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий
оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области
физической культуры.
7.4.3. При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо
соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижая достоинства
ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию,
стимулировала его дальнейшие занятия физической культурой.
7.4.4. В аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании
обязательно выставляется отметка по физической культуре.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Требования к спортивной форме на уроках физической культуры
На уроки физкультуры требуется два вида форм:
- для занятий на улице;
- для занятий в спортзале.
Короткая спортивная форма для зала – белая (светлая) футболка, темные шорты или

короткие лосины, кеды или кроссовки!
Спортивная форма для уличных занятий – по погоде: спортивный костюм, головной
убор, ветровка, куртка, перчатки. Спортивная обувь не должна быть обучающемуся велика
или тесна, подошва не должна быть скользкой.
Требования к одежде:
- одежда должна быть чистой;
- должна иметь длину, позволяющую выполнять свободно разные физические
движения;
- должна быть лёгкой и удобной.
Требования, к обуви:
- подошва кроссовок должна быть толстой, упругой;
- должна иметь супинатор.
Для занятий физкультурой необходимо иметь два варианта обуви:
- для улицы;
- для спортзала.
Для занятий в зале дети не допускаются в грязной обуви.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рекомендации по проведению занятий физической культурой, в
зависимости от температуры и скорости ветра (согласно СанПиН)
Климатическая
зона

Возраст
обучающихся

Температура воздуха и скорость ветра, при которых
допускается проведение занятий на открытом воздухе
без ветра

Средняя полоса
Российской
Федерации

до 12 лет
12 - 13 лет
14 - 15 лет
16 - 17 лет

-9°С
- 12°С
-15°С
-16°С

при
скорости
ветра до
5 м/сек
-6°С
-8°С
- 12°С
-15°С

при
при скорости
скорости
ветра более 10
ветра 6 - 10
м/сек
м/сек
-3°С
Занятия не
проводятся
-5°С
-8°С
-10°С


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».