ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Данная программа представляет собой курс занятий по психологии с
обучающимися 10-11 классов. Создание эффективных организационнопедагогических и психологических условий для активизации процессов
личностного и профессионального самоопределения обучающихся на третьей
ступени общего среднего образования приобретает особую значимость.
В России начинает создавать такая система непрерывного педагогического
образования, важным звеном которой должна стать целенаправленная работа со
старшеклассниками по подготовке их к осознанному выбору педагогических
специальностей.
Создание профильных классов, в том числе и классов педагогической
направленности в рамках данной системы, призвано привлечь к обучению на
педагогических специальностях наиболее мотивированных выпускников
учреждений общего среднего образования.
По целевой направленности программа курса развивающая. Форма
общения – диалог. Эмоционально-личностному восприятию способствует
использование произведений литературы, музыки, изобразительного искусства,
художественных и документальных фильмов, передач и т.д. Широко
используются различные методики изучения личности обучающегося: анкеты,
опросники, тесты, психолого-педагогический тренинг, ролевые игры, этические
и психологические задачи, индивидуальные и групповые ситуации и т.д.
Органичное сочетание теории и практики помогает более успешно усвоить
учебный материал.
В рамках элективного курса для обучающихся профильных классов
педагогической направленности должны быть созданы благоприятные условия
для общения, самовыражения и приобщения их к будущей педагогической
деятельности.
Занятия по программе «Психология», направленные на развитие у
обучающихся мотивации к педагогической деятельности, педагогических
способностей, социальной компетентности, психологической культуры, будут
способствовать формированию личности, ориентированной на освоение
профессионально-значимых компетенций, способной к самообучению,
самовоспитанию и самосовершенствованию. Кроме того, эти занятия дадут
возможность обучающимся осуществить первичную самодиагностику своих
педагогических способностей.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ»
Цель занятий – создать условия для профессионального самоопределения
2
обучающихся и формирования позитивной установки на выбор педагогической
профессии.
Задачи:
• мотивировать обучающихся на самопознание и развитие своих
способностей;
• развивать мотивы профессионального выбора и потребность в
профессиональном самоопределении посредством формирования целостного
представления о педагогической деятельности;
• создавать условия для анализа обучающимися требований к
профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым
качествам личности педагога;
• способствовать осмыслению специфики педагогической профессии;
• развивать умения конструктивного педагогического общения,
саморегуляции поведения и деятельности, способность работать в команде;
• создавать условия для проектирования обучающимися стратегии
профессионального и личностного саморазвития.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного курса «Психология» на уровне среднего
общего образования отводится 68 часов в 10–11 классах (по 34 часа в каждом
классе).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ПСИХОЛОГИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
опыт самоопределения в жизненной перспективе, определения
иерархии целей, реалистичности намерений и др.;
опыт построения рефлексивного отношения к действительности
психологического содержания;
умение замечать и признавать расхождение в декларации целей
личного действия и реальных результатах, опыт ответственного отношения к
индивидуальной активности;
обретение привычки «обдумывать свое житье», опыт ценностного
отношения к саморефлексии в пространстве межперсонального взаимодействия;
опыт формулирования (публикации) личной позиции в контексте
общегрупповой дискуссии психологического содержания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
умение вычитывать научный текст психологического содержания;
умение схематизировать соотношение психологических понятий,
3
объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его
развития и обучения;
умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы,
таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации
собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического
содержания;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на
решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность
активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для
реализации замысла в ситуации);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в
анализе психологической реальности активности человека;
умение
формулировать
аргументированное
объяснение
психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;
получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта
психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного
отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом успешного прохождения программы должны являться:
- опыт различения житейского и научного толкования внутреннего мира
человека на основе заданных критериев дифференциации;
- получение знания о способах изучения поведения (активности) человека в
проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования
средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
- получение знания о родовых способностях человека, их природе, способах
освоения в процессе развития и социализации;
- опыт объективации и конструирования Я-концепции, проектирования
перспективы самоопределения;
- опыт различения утилитарно-вещного отношения к человеку как носителю
набора полезных качеств и нравственного отношения к человеку;
- умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие
психологическую природу различных форм активности человека;
- умение оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек
зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный
характер коммуникаций;
- умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в
контексте учебной деятельности.
4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ»
I Раздел. «Психология Познания человеком окружающего мира»
Тема 1. Введение. Психология как наука.
Понятие и определение психологии. Отличие психологии от других
областей знания. Жизненные ситуации, находящиеся в ведении психологии.
Вопросы, с которыми можно обратиться к психологии и психологам. Знания
научной и житейской психологии.
Тема 2. История представлений и предмете психология. Психика и
психическое.
Понятие и определение психики. Зоопсихология. Изменение взгляда
на природу человека от древнейших до наших времен.
Тема 3. Понятие о неосознаваемых психических процессах.
Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических
процессов. Классификация неосознаваемых процессов. Иллюзия восприятия,
ошибки установки, фрейдовские феномены.
Тема 4. Ощущения.
Значение ощущений в жизни человека и их виды.
Психофизиологические
характеристики
различные
ощущений.
Формирование ощущений и образов окружающего мира человека.
Тема 5. Восприятие.
Механизмы восприятия человеком пространства, движения и
времени, иллюзии восприятия и их объяснение. Знакомство с методами
изучения ощущений и восприятия человека. Экспериментальная
демонстрация психологических фактов, обнаруживающих основные
закономерности восприятия.
Тема 6. Память.
Общее представление о мнемических процессах. Виды памяти у
человека. Особенности кратковременной, оперативной и долговременной
памяти. Причины плохого запоминания и неудачного воспроизведения
учебного материала. Механизмы забывания. Индивидуальные различия
памяти. Развитие памяти у человека. Пути улучшения памяти в разном
возрасте.
Тема 7. Внимание.
Роль внимания в жизни человека. Связь внимания с другими
познавательными процессами. Виды и свойства внимания. Основные
особенности внимания. Методы и диагностики и коррекции отдельных
свойств внимания.
Тема 8. Понятие о мышлении.
Виды и формы мышления человека. Развитие мышления.
Особенности творческого мышления. Пути усиления творческого потенциала
человека. Знакомство с тестами интеллекта. Экспериментальная оценка
уровня собственного интеллектуального развития. Применение на практике
различных приемов творческого мышления, его стимулирования.
Тема 9. Речь человека.
5
Язык и речь человека. Виды речи и ее развитие. Начальный этап
формирования речи у ребенка раннего возраста. Мышление и речь у
дошкольников. Влияние речи на другие познавательные процессы. Речь и
личность человека. Психологические пути и средства совершенствования
речи. Знакомство с методами по психодиагностике речи. Изучение
особенностей собственной речи.
II Раздел. Образы субъективной реальности.
Тема 1. Человек как индивид. Темперамент.
Понятие «индивид» с различных точек зрения. Соотношение понятий
индивидность
и
индивидуальность.
Понятие
темперамента,
его
физиологическая основа. Типы темперамента. Свойства разных
темпераментов.
Тема 2. Психология субъективности. Характер.
Отличие характера от темперамента. Структурные компоненты
характера.
Формирование характера.
Тема 3. Человек как личность. Представления о личности в
гуманистической и культурно – исторической концепции.
Понятие «личность». Психологические феномены и образования,
составляющие личность. Различие понятий личность и характер.
Формирование личности. Определение личности с точки зрения сторонников
гуманистической и культурно – исторической концепции. Направленность
личности, потребности, интересы, мотивы, цели.
Тема 4. Представление о личности в психоаналитической теории.
Структура сознания. Проявление бессознательного. Структура
личности по З. Фрейду. Механизмы психологической защиты.
III Раздел. Человек в социальном мире. Психология общения и
межличностных отношений.
Тема 1. Я в социальном мире. Я – концепция.
Факторы, влияющее на социальное поведение человека.
Соответствие
поведения
личности
собственным
убеждениям.
Обусловленность поступков человека. Самосознание, определение, критерии,
«Образ Я».
Тема 2. Общение и взаимодействие людей.
Общение как взаимодействие. Интерактивная сторона общения.
Компоненты процесса взаимодействия. Виды взаимодействия. Различные
подходы к пониманию процесса взаимодействия.
Тема 3. Социальное влияние.
Способность человека сопротивляться социальному давлению.
Факторы действенные для изменения мнений. Понятие группы.
Классификация групп. Обусловленность (причины) конформного поведения.
Факторы определяющие конформность человека. Нормативный и
информационный конформизм. Природа убеждений. Способы убеждений.
Слагаемые процесса убеждения.
Тема 4. Конфликт.
6
Проблемы кооперации и конфликта. Понятие «конфликт».
Типология конфликтов. Причины возникновения конфликтных ситуаций.
Мнения психологов.
7
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п.п
Название темы
Кол-во
часов
1
2
Введение. Психология как наука
История представлений о предмете психологии.
Психика и психическое
1
1
3
История представлений о предмете психологии.
Психика и психическое
1
4
5
6
7
Понятие о познавательных психических процессах
Понятие о познавательных психических процессах
Ощущение. Значение ощущений в жизни человека
Виды ощущений. Основные особенности
ощущений
Виды ощущений. Основные особенности
ощущений
Восприятие. Свойства и закономерности
восприятия
Восприятие. Свойства и закономерности
восприятия
Методы психодиагностики восприятия
Методы психодиагностики восприятия
Внимание. Виды и свойства внимания
Внимание. Виды и свойства внимания
Методы психодиагностики внимания
Методы психодиагностики внимания
Методы психодиагностики внимания
Память (общая характеристика)
Память (общая характеристика)
1
1
1
1
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
http://www.psyd.ru/
bookap.info.ru
http://www.psychology-online.net/
http://www.psyd.ru/
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
http://www.follow.ru/
http://testme.org.ua/
http://www.psdict.ru/
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Виды памяти
Виды памяти
Определение
основных
психологических характеристик собственной
памяти
Определение о основных психологических
характеристик собственной памяти
Знакомство с приемами улучшения памяти
Знакомство с приемами улучшения памяти
Знакомство с приемами улучшения памяти
Понятие о мышлении
Понятие о мышлении
Развитие мышления. Виды и формы мышления
Развитие мышления. Виды и формы мышления
Оценка уровня собственного интеллектуального
развития
Оценка уровня собственного интеллектуального
развития
Язык и речь человека. Виды речи и ее развитие
Язык и речь человека. Виды речи и ее развитие
Итого:
1
1
1
http://www.child-psy.ru/
1
http://www.follow.ru/
1
1
1
1
1
1
1
1
http://www.psynavigator.ru/
http://psyberia.ru/work/temes
http://psy.rin.ru
1
http://psy.piter.com/
1
1
34
http://vch.narod.ru
9
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п.п
Название темы
Кол-во
часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
1
Человек как индивид. Темперамент
1
2
3
4
5
6
7
Человек как индивид. Темперамент
Методы психодиагностики темперамента
Методы психодиагностики темперамента
Психология субъективности. Характер
Психология субъективности. Характер
Методы психодиагностики характера
1
1
1
1
1
1
8
9
10
11
12
Методы психодиагностики характера
Методы психодиагностики характера
Человек как личность
Человек как личность
Представление о личности в гуманистической и культурноисторической концепции
1
1
1
1
1
http://testme.org.ua/
13
Представление о личности в гуманистической и культурноисторической концепции
1
http://www.psychology-online.net/
14
15
16
17
Представление о личности в психоаналитической теории
Представление о личности в психоаналитической теории
Механизмы психологической защиты
Механизмы психологической защиты
1
1
1
1
http://psyberia.ru/work/temes
http://www.psynavigator.ru/
http://www.psyd.ru/
http://www.psdict.ru/
http://psy.rin.ru
http://mnemonikon.ru/
10
18
Выявление преобладающих механизмов психологической
защиты
1
19
1
20
Выявление преобладающих механизмов психологической
защиты
Я в социальном мире
21
Я в социальном мире
1
22
Я – концепция
1
23
Я – концепция
1
24
Взаимодействие и общение людей
1
25
Взаимодействие и общение людей
1
26
Определение уровня общительности
1
27
Определение уровня общительности
1
28
29
Социальное влияние. Конформизм.
Социальное влияние. Конформизм.
1
1
30
31
Недоразумения и конфликты.
Недоразумения и конфликты.
1
1
32
Определение уровня конфликтности
1
33
Определение уровня конфликтности
1
34
Определение уровня конфликтности
1
http://azps.ru/
1
http://www.psychology-online.net/
http://psynet.narod.ru/main.htm
http://www.psilib.ru/
Итого: 34
11
.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы педагогики и психологии. 10-11классы. Басюк В. С., Казакова Е. И.,
Брель Е. Ю. и др.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова [и др.]. – М.:
Академия, 2002. – 208 с.
2. Глинский, А.А. Кто и что формирует имидж педагога современной
школы? / А.А. Глинский // Народная асвета. – 2012. – № 9. – С. 20–26.
3. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учеб. пособие / Н.Ф. Голованова.
– СПб. : Речь, 2005. – 640 с.
4. Казимирская, И.И. Общие основы педагогической профессии:
практикум / И.И. Казимирская, А.В. Торхова. – Молодечно, 2002. – 82 с.
5. Коломинский, Я.Л. Человек: психология: книга для учащихся / Я.Л.
Коломинский. – Минск,1998.
6. Левитес, Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех,
кто учит / Д.Г. Левитес. – М.; Воронеж, 2001. – 256 с.
7. Лобанов, А.П. Практикум по общей и когнитивной психологии:
практикум / А.П.Лобанов. – Минск, 2014. – 144 с.
8. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и
практика: учеб. пособие / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – М.:
Просвещение, 2004. – 246 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. http://www.psilib.ru/
2. http://www.psynavigator.ru/
12