ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Данная программа представляет собой курс занятий по психологии с обучающимися 10-11 классов. Создание эффективных организационнопедагогических и психологических условий для активизации процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся на третьей ступени общего среднего образования приобретает особую значимость. В России начинает создавать такая система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой должна стать целенаправленная работа со старшеклассниками по подготовке их к осознанному выбору педагогических специальностей. Создание профильных классов, в том числе и классов педагогической направленности в рамках данной системы, призвано привлечь к обучению на педагогических специальностях наиболее мотивированных выпускников учреждений общего среднего образования. По целевой направленности программа курса развивающая. Форма общения – диалог. Эмоционально-личностному восприятию способствует использование произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, художественных и документальных фильмов, передач и т.д. Широко используются различные методики изучения личности обучающегося: анкеты, опросники, тесты, психолого-педагогический тренинг, ролевые игры, этические и психологические задачи, индивидуальные и групповые ситуации и т.д. Органичное сочетание теории и практики помогает более успешно усвоить учебный материал. В рамках элективного курса для обучающихся профильных классов педагогической направленности должны быть созданы благоприятные условия для общения, самовыражения и приобщения их к будущей педагогической деятельности. Занятия по программе «Психология», направленные на развитие у обучающихся мотивации к педагогической деятельности, педагогических способностей, социальной компетентности, психологической культуры, будут способствовать формированию личности, ориентированной на освоение профессионально-значимых компетенций, способной к самообучению, самовоспитанию и самосовершенствованию. Кроме того, эти занятия дадут возможность обучающимся осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ» Цель занятий – создать условия для профессионального самоопределения 2 обучающихся и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии. Задачи: • мотивировать обучающихся на самопознание и развитие своих способностей; • развивать мотивы профессионального выбора и потребность в профессиональном самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности; • создавать условия для анализа обучающимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога; • способствовать осмыслению специфики педагогической профессии; • развивать умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способность работать в команде; • создавать условия для проектирования обучающимися стратегии профессионального и личностного саморазвития. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Всего на изучение учебного курса «Психология» на уровне среднего общего образования отводится 68 часов в 10–11 классах (по 34 часа в каждом классе). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ опыт самоопределения в жизненной перспективе, определения иерархии целей, реалистичности намерений и др.; опыт построения рефлексивного отношения к действительности психологического содержания; умение замечать и признавать расхождение в декларации целей личного действия и реальных результатах, опыт ответственного отношения к индивидуальной активности; обретение привычки «обдумывать свое житье», опыт ценностного отношения к саморефлексии в пространстве межперсонального взаимодействия; опыт формулирования (публикации) личной позиции в контексте общегрупповой дискуссии психологического содержания. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ умение вычитывать научный текст психологического содержания; умение схематизировать соотношение психологических понятий, 3 объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения; умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации); умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека; умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной; получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результатом успешного прохождения программы должны являться: - опыт различения житейского и научного толкования внутреннего мира человека на основе заданных критериев дифференциации; - получение знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости; - получение знания о родовых способностях человека, их природе, способах освоения в процессе развития и социализации; - опыт объективации и конструирования Я-концепции, проектирования перспективы самоопределения; - опыт различения утилитарно-вещного отношения к человеку как носителю набора полезных качеств и нравственного отношения к человеку; - умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека; - умение оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций; - умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности. 4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ» I Раздел. «Психология Познания человеком окружающего мира» Тема 1. Введение. Психология как наука. Понятие и определение психологии. Отличие психологии от других областей знания. Жизненные ситуации, находящиеся в ведении психологии. Вопросы, с которыми можно обратиться к психологии и психологам. Знания научной и житейской психологии. Тема 2. История представлений и предмете психология. Психика и психическое. Понятие и определение психики. Зоопсихология. Изменение взгляда на природу человека от древнейших до наших времен. Тема 3. Понятие о неосознаваемых психических процессах. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Классификация неосознаваемых процессов. Иллюзия восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены. Тема 4. Ощущения. Значение ощущений в жизни человека и их виды. Психофизиологические характеристики различные ощущений. Формирование ощущений и образов окружающего мира человека. Тема 5. Восприятие. Механизмы восприятия человеком пространства, движения и времени, иллюзии восприятия и их объяснение. Знакомство с методами изучения ощущений и восприятия человека. Экспериментальная демонстрация психологических фактов, обнаруживающих основные закономерности восприятия. Тема 6. Память. Общее представление о мнемических процессах. Виды памяти у человека. Особенности кратковременной, оперативной и долговременной памяти. Причины плохого запоминания и неудачного воспроизведения учебного материала. Механизмы забывания. Индивидуальные различия памяти. Развитие памяти у человека. Пути улучшения памяти в разном возрасте. Тема 7. Внимание. Роль внимания в жизни человека. Связь внимания с другими познавательными процессами. Виды и свойства внимания. Основные особенности внимания. Методы и диагностики и коррекции отдельных свойств внимания. Тема 8. Понятие о мышлении. Виды и формы мышления человека. Развитие мышления. Особенности творческого мышления. Пути усиления творческого потенциала человека. Знакомство с тестами интеллекта. Экспериментальная оценка уровня собственного интеллектуального развития. Применение на практике различных приемов творческого мышления, его стимулирования. Тема 9. Речь человека. 5 Язык и речь человека. Виды речи и ее развитие. Начальный этап формирования речи у ребенка раннего возраста. Мышление и речь у дошкольников. Влияние речи на другие познавательные процессы. Речь и личность человека. Психологические пути и средства совершенствования речи. Знакомство с методами по психодиагностике речи. Изучение особенностей собственной речи. II Раздел. Образы субъективной реальности. Тема 1. Человек как индивид. Темперамент. Понятие «индивид» с различных точек зрения. Соотношение понятий индивидность и индивидуальность. Понятие темперамента, его физиологическая основа. Типы темперамента. Свойства разных темпераментов. Тема 2. Психология субъективности. Характер. Отличие характера от темперамента. Структурные компоненты характера. Формирование характера. Тема 3. Человек как личность. Представления о личности в гуманистической и культурно – исторической концепции. Понятие «личность». Психологические феномены и образования, составляющие личность. Различие понятий личность и характер. Формирование личности. Определение личности с точки зрения сторонников гуманистической и культурно – исторической концепции. Направленность личности, потребности, интересы, мотивы, цели. Тема 4. Представление о личности в психоаналитической теории. Структура сознания. Проявление бессознательного. Структура личности по З. Фрейду. Механизмы психологической защиты. III Раздел. Человек в социальном мире. Психология общения и межличностных отношений. Тема 1. Я в социальном мире. Я – концепция. Факторы, влияющее на социальное поведение человека. Соответствие поведения личности собственным убеждениям. Обусловленность поступков человека. Самосознание, определение, критерии, «Образ Я». Тема 2. Общение и взаимодействие людей. Общение как взаимодействие. Интерактивная сторона общения. Компоненты процесса взаимодействия. Виды взаимодействия. Различные подходы к пониманию процесса взаимодействия. Тема 3. Социальное влияние. Способность человека сопротивляться социальному давлению. Факторы действенные для изменения мнений. Понятие группы. Классификация групп. Обусловленность (причины) конформного поведения. Факторы определяющие конформность человека. Нормативный и информационный конформизм. Природа убеждений. Способы убеждений. Слагаемые процесса убеждения. Тема 4. Конфликт. 6 Проблемы кооперации и конфликта. Понятие «конфликт». Типология конфликтов. Причины возникновения конфликтных ситуаций. Мнения психологов. 7 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п.п Название темы Кол-во часов 1 2 Введение. Психология как наука История представлений о предмете психологии. Психика и психическое 1 1 3 История представлений о предмете психологии. Психика и психическое 1 4 5 6 7 Понятие о познавательных психических процессах Понятие о познавательных психических процессах Ощущение. Значение ощущений в жизни человека Виды ощущений. Основные особенности ощущений Виды ощущений. Основные особенности ощущений Восприятие. Свойства и закономерности восприятия Восприятие. Свойства и закономерности восприятия Методы психодиагностики восприятия Методы психодиагностики восприятия Внимание. Виды и свойства внимания Внимание. Виды и свойства внимания Методы психодиагностики внимания Методы психодиагностики внимания Методы психодиагностики внимания Память (общая характеристика) Память (общая характеристика) 1 1 1 1 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://www.psyd.ru/ bookap.info.ru http://www.psychology-online.net/ http://www.psyd.ru/ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 http://www.follow.ru/ http://testme.org.ua/ http://www.psdict.ru/ 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Виды памяти Виды памяти Определение основных психологических характеристик собственной памяти Определение о основных психологических характеристик собственной памяти Знакомство с приемами улучшения памяти Знакомство с приемами улучшения памяти Знакомство с приемами улучшения памяти Понятие о мышлении Понятие о мышлении Развитие мышления. Виды и формы мышления Развитие мышления. Виды и формы мышления Оценка уровня собственного интеллектуального развития Оценка уровня собственного интеллектуального развития Язык и речь человека. Виды речи и ее развитие Язык и речь человека. Виды речи и ее развитие Итого: 1 1 1 http://www.child-psy.ru/ 1 http://www.follow.ru/ 1 1 1 1 1 1 1 1 http://www.psynavigator.ru/ http://psyberia.ru/work/temes http://psy.rin.ru 1 http://psy.piter.com/ 1 1 34 http://vch.narod.ru 9 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС № п.п Название темы Кол-во часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Человек как индивид. Темперамент 1 2 3 4 5 6 7 Человек как индивид. Темперамент Методы психодиагностики темперамента Методы психодиагностики темперамента Психология субъективности. Характер Психология субъективности. Характер Методы психодиагностики характера 1 1 1 1 1 1 8 9 10 11 12 Методы психодиагностики характера Методы психодиагностики характера Человек как личность Человек как личность Представление о личности в гуманистической и культурноисторической концепции 1 1 1 1 1 http://testme.org.ua/ 13 Представление о личности в гуманистической и культурноисторической концепции 1 http://www.psychology-online.net/ 14 15 16 17 Представление о личности в психоаналитической теории Представление о личности в психоаналитической теории Механизмы психологической защиты Механизмы психологической защиты 1 1 1 1 http://psyberia.ru/work/temes http://www.psynavigator.ru/ http://www.psyd.ru/ http://www.psdict.ru/ http://psy.rin.ru http://mnemonikon.ru/ 10 18 Выявление преобладающих механизмов психологической защиты 1 19 1 20 Выявление преобладающих механизмов психологической защиты Я в социальном мире 21 Я в социальном мире 1 22 Я – концепция 1 23 Я – концепция 1 24 Взаимодействие и общение людей 1 25 Взаимодействие и общение людей 1 26 Определение уровня общительности 1 27 Определение уровня общительности 1 28 29 Социальное влияние. Конформизм. Социальное влияние. Конформизм. 1 1 30 31 Недоразумения и конфликты. Недоразумения и конфликты. 1 1 32 Определение уровня конфликтности 1 33 Определение уровня конфликтности 1 34 Определение уровня конфликтности 1 http://azps.ru/ 1 http://www.psychology-online.net/ http://psynet.narod.ru/main.htm http://www.psilib.ru/ Итого: 34 11 . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Основы педагогики и психологии. 10-11классы. Басюк В. С., Казакова Е. И., Брель Е. Ю. и др. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова [и др.]. – М.: Академия, 2002. – 208 с. 2. Глинский, А.А. Кто и что формирует имидж педагога современной школы? / А.А. Глинский // Народная асвета. – 2012. – № 9. – С. 20–26. 3. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учеб. пособие / Н.Ф. Голованова. – СПб. : Речь, 2005. – 640 с. 4. Казимирская, И.И. Общие основы педагогической профессии: практикум / И.И. Казимирская, А.В. Торхова. – Молодечно, 2002. – 82 с. 5. Коломинский, Я.Л. Человек: психология: книга для учащихся / Я.Л. Коломинский. – Минск,1998. 6. Левитес, Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит / Д.Г. Левитес. – М.; Воронеж, 2001. – 256 с. 7. Лобанов, А.П. Практикум по общей и когнитивной психологии: практикум / А.П.Лобанов. – Минск, 2014. – 144 с. 8. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учеб. пособие / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – М.: Просвещение, 2004. – 246 с. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. http://www.psilib.ru/ 2. http://www.psynavigator.ru/ 12