РП_Сочинения разных жанров (базовый уровень)_СОО

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ
ЖАНРОВ»
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «СОЧИНЕНИЕ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Цель элективного курса:
- помочь обучающимся обобщить знания по литературе;
- завершить формирование умений работать с текстом художественных
произведений и литературно- критических статей;
- совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным
понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными
темами сочинений и заданиями;
- помочь свести к минимуму различие требований к школьному и итоговому
сочинениям.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного курса «Сочинения разных жанров» на уровне среднего
общего образования отводится 68 часов в 10–11 классах (по 34 часа в каждом классе).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося
к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим
свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.
2. Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу - создателю культурных ценностей, уважительного отношения к
другим культурам.
3. Воспитание языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью
языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность
и способность к самостоятельной, творческой деятельности.
4. Формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
5. Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации
сотрудничества со сверстниками.
6. Формирование потребности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной
деятельности;
осознание
необходимости
постоянно
совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
7. Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к
миру; понимание этики и эстетики филологии.
8. Формирование духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию
национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.

9. Осознание необходимости выбора будущей профессии на основе понимания её
ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных
планов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственнойжизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных
ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять
развёрнутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
-использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого;
-спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
-выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри

ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя
из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.); -координировать и
выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
-развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
-распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны:
понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности
историко-литературного процесса того или иного периода;
-

знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей,
своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их
к литературным направлениям;
-

уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения
в
литературной
жизни,
понимать
конкретно-историческое
и
общечеловеческое значение художественных произведений;
-

хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие
и литературно- критические оценки;
-

- воспринимать

целостность литературного произведения, уметь выделять и
характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе
конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство,
проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их
создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль
заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического
изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение,
олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза),
особенности жанра;
уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными
понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика,
драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.);
литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм,
символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
-

самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный
текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным
литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и
-

общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать
план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к
составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие
определенной стилистике.
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего
текста.
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по
литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем
сочинений.
4.Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие
жанров: литературно- критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник,
путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость
структуры сочинения от его типа.
5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в
сочинении. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинениерассуждение. Рассуждение- доказательство, рассуждение-опровержение.
6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений
(историческое, историко- литературное, аналитическое или проблемное,
биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная
часть сочинения.
7. Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь,
лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая
характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества
одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким
произведениям или периоду творчества писателя.
9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных
писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.
10. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе
художественного произведения.
11. Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный
анализ.
12. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.
1.

ПОУЧРОНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС

№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов
(всего)

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1

https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/priznaki-teksta.html

2
3
4

Сочинение как текст. Основные признаки
текста
Своеобразие жанров сочинений
Общие требования к итоговому сочинению
Композиция итогового сочинения

1
1
1

5

Разновидности вступления к сочинению

1

6

Основная часть сочинения

1

7

1

9

Заключение. Порядок работы над
композиционными частями
Смысловая цельность и логическая
последовательность
Отбор материала

10

Планирование будущего текста

1

11

Редактирование эпизодов из итоговых
сочинений
Редактирование эпизодов из итоговых
сочинений
Написание вступлений и заключений
сочинения
Написание вступлений и заключений

1

https://infourok.ru/prezentaciya-zhanry-sochinenij-po-literature-4441 660.html
https://media.foxford.ru/articles/december-writing
https://infourok.ru/kak-rabotat-nad-sochineniem-kompoziciya-itogovogosochineniya-5136417.html
https://4ege.ru/sochinenie/58685-vidy-vstupleniy-dlya-itogovogosochineniya.html
https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/plan-i-strukturaitogovogo-sochineniya.html
https://infourok.ru/pamyatka-po-napisaniyu-itogovogo-sochineniya-politerature-643716.html
https://infourok.ru/smyslovaya-celnost-rechevaya-svyaznost-i-posledovatelnostizlozheniya-4762895.html
https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/mr_organizacia_it_sochineniya_202223.pdf
https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/mr_organizacia_it_sochineniya_202223.pdf
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/03/18/itogovoesochinenie-redaktirovanie-sochineniya
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/03/18/itogovoesochinenie-redaktirovanie-sochineniya
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-pisat-itogovoe-sochinenie-dopuskk-egeh
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-pisat-itogovoe-sochinenie-dopusk-

1

8

12
13
14

1
1

1
1
1

18

сочинения
Выбор темы сочинения
Тема сочинения как доказательство или
опровержение
Тема сочинения как доказательство или
опровержение
Практикум по написанию сочинения

19

Практикум по написанию сочинения

1

20
21

Сочинение - рассуждение
Тема, проблема, идея текста

1
1

22

Способы формулировки проблемы текста

1

23

Виды комментария к проблеме

1

24

Выявление и формулировка авторской
позиции
Способы аргументации собственного мнения

1

Композиция сочинения
Практикум по написанию сочинениярассуждения
Практикум по написанию сочинениярассуждения
Практикум по написанию сочинениярассуждения
Значимость фактического материала в работе
над сочинением-рассуждением.

1
1

Аргументы из жизненного опыта и из
литературных произведений.
Зачётное занятие. Работа с материалами ЕГЭ.
Итоговое повторение

1

15
16
17

25
26
27
28
29
30

31
32
33

1
1
1
1

1

1
1
1

1
1

k-egeh
https://spravochnick.ru/articles/esse/itogovoe_sochinenie_temy/
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyusochineniyarassuzhdeniya-2061343.html
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyusochineniyarassuzhdeniya-2061343.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-praktikum-po-napisaniyu-tezisa-ivyvoda-kak-osnovnyh-elementov-itogovogo-sochineniya-6342942.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-praktikum-po-napisaniyu-tezisa-ivyvoda-kak-osnovnyh-elementov-itogovogo-sochineniya-6342942.html
https://infourok.ru/sovety-i-klishe-k-itogovomu-sochineniyu-ege-5350379.html
https://infourok.ru/prakticheskie-sovety-v-napisanii-itogovogo-sochineniya-politerature-5484846.html
https://prosochinenieege.ru/struktura-sochineniya/kak-sformulirovat-problemuteksta
https://prosochinenieege.ru/struktura-sochineniya/kak-pisat-kommentarijproblemy-teksta
https://prosochinenieege.ru/struktura-sochineniya/kak-pisat-kommentarijproblemy-teksta
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/02/10/sposobyargumentatsii
https://2024god.com/plan-sochineniya-po-russkomu-yazyku-ege-v-2024-godu/
https://infourok.ru/urok-praktikum-po-napisaniyu-sochineniya-v-formate-ege2021-4553537.html
https://infourok.ru/urok-praktikum-po-napisaniyu-sochineniya-v-formate-ege2021-4553537.html
https://infourok.ru/urok-praktikum-po-napisaniyu-sochineniya-v-formate-ege2021-4553537.html
https://infourok.ru/formirovanie-analiticheskih-umenij-u-uchashihsya-prirabote-s-tekstom-v-ramkah-napisaniya-sochineniya-po-russkomu-yazyku6301887.html
https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/67388-argumenty-iz-literatury-ksochineniju-93-oge.html
https://4ege.ru/sochineniya/65813-sochinenie-po-demoversii-2024.html
https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2024/sochinenie/primer

34

Итоговое повторение

1

https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2024/sochinenie/primer

11 КЛАСС

№
п/п
1
2
3
4
5

6

7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема урока

Кол-во
часов
(всего)

Сочинение как текст.
Основные признаки текста
Общие требования к составлению текста.
Сбалансированность частей работы,
соответствие определённой стилистике.
Работа над текстом художественного
произведения при подготовке к сочинению.
Отбор материала, систематизация
фактического материала. Планирование
Теоретико-литературные понятия и их роль
при подготовке к сочинению
Актуальные литературоведческие,
обществоведческие термины
Основные литературоведческие понятия в
формулировках тем сочинений.
Классификация сочинений по проблематике,
тематике и жанрам.
Своеобразие жанров сочинений: литературнокритическая статья, очерк, эссе
Зависимость структуры сочинения от его типа
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа

1
1
1

Цитирование. Использование цитат в
сочинении
Развёрнутый план работы над сочинениемрассуждением.
Написание сочинения-рассуждения.
Рассуждение-доказательство

1

Электронные цифровые образовательные ресурсы
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/tekst-priznaki-teksta-vydelenie-glavnogo
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/tekst-i-jego-priznaki
https://infourok.ru/material.html?mid=60563

1
1

https://multiurok.ru/files/uchimsia-pisat-sochinenie-rabota-skhudozhestvenny.html
https://studfile.net/preview/10033602/page:4/

1
https://infourok.ru/didakticheskiy-material-na-temu-osnovnie-teoretikoliteraturnie-ponyatiya-po-literature-pomosch-vipuskniku-2754592.html
1
1
1
1
1

1
1
1

https://infourok.ru/urok-podgotovka-k-ege-chast-s-osnovnieliteraturovedcheskie-ponyatiya-3822973.html
https://infourok.ru/prezentaciya-zhanry-sochinenij-po-literature-4441660.html
https://infourok.ru/pamyatka-osobennosti-sochineniy-razlichnih-zhanrov462162.html
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/essay
https://infourok.ru/trebovaniya-k-sochineniyu-po-russkomu-yaziku2248223.html
https://www.yaklass.ru/p/ege/russky-yazik/ege-trenazher-10734/sochinenierassuzhdenie-zadanie-27-6742417/re-cc1f858e-53c6-4be1-a7ba-1ae3ade8b0ad
https://infourok.ru/plan-napisaniya-sochineniya-rassuzhdeniya-po-russkomuyaziku-3354264.html
https://infourok.ru/kak-pisat-sochinenierassuzhdenie-pamyatka-1487129.html
https://infourok.ru/stroenie-teksta-tipa-rassuzhdeniedokazatelstvo-3825092.html

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Рассуждение-опровержение. Способы
опровержения
Структура сочинения. Вступительная часть
Основная часть сочинения

1

Заключение

1

Аргумент из жизненного опыта и из
литературного произведения
Значимость фактического материала в работе
над сочинениями
Тезис, доказательство, аргументы
Художественные средства и их роль
Сочинение - характеристика. Особенности
Работы над образом конкретного
литературного героя
Сравнительная характеристика героев

1

Черты сходства и черты различия героев

1

Групповая характеристика литературных
героев
Работа со словарем изобразительновыразительные средства
Способы формулировки проблемы текста

1

Виды комментария к проблеме

1

Выявление и формулировка авторской
позиции
Способы аргументации собственного мнения

1

Работа над совершенствованием написанного

1

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1

https://spravochnick.ru/logika/oproverzhenie_v_logike/
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/essay
https://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/11/pravila-napisaniyasochineniya
https://infourok.ru/vstuplenie-i-zaklyuchenie-sochineniyarassuzhdeniya2739310.html
https://bank-argumentov.info/zhiznennyj-opyt-argumenty-iz-literatury/
https://infourok.ru/metodika-raboti-nad-sochineniem-709766.html
https://studfile.net/preview/3195008/page:2/
https://foxford.ru/wiki/literatura/sredstva-hudozhestvennoj-vyrazitelnosti
https://www.sinykova.ru/klassifikaciya-sochinenij/
https://infourok.ru/rabota-nad-obrazom-personazhem-hudozhestvennogoproizvedeniya-v-nachalnoj-shkole-4341811.html
https://infourok.ru/sravnitelnaya-harakteristika-literaturnyh-geroev4530731.html
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/11/13/tema-uroka-sravneniedvukh-literaturnykh-geroev
https://infourok.ru/sostavlenie-gruppovoj-harakteristiki-literaturnyh-geroev-porasskazu-i-s-turgeneva-bezhin-lug-4372729.html
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/01/29/slovarhudozhestvenno-izobrazitelnyh-sredstv
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/tri-naibolee-rasprostranennyh-sposobaformulirovki-problem-teksta
https://infourok.ru/podgotovka-k-ege-pishem-kommentarij-k-probleme-teksta5312960.html
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/uchimsya-formulirovat-avtorskuyupozitsiyu
https://infourok.ru/argumentaciya-ekzamenuemim-sobstvennogo-mneniya-poprobleme-klass-1942648.html
https://infourok.ru/urokissledovanie_sovershenstvovanie_napisannogo_9_klass-451178.htm

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
• Литература (в 2 частях), 10 класс/ Лебедев Ю.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Литература (в 2 частях), 11 класс/ Лебедев Ю.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Русский язык, 10-11 классы/ Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и
другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

1.
2.

3.
4.
5.
6.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. – М.: Просвещение, 1986
Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по
литературе: от выпускного к вступительному/ под ред.
О.Ю.Богдановой – М.: Просвещение, 1997
Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М.:
Просвещение, 1997
Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: пособие для учителя. М:
АРКТИ, 2000
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11кл. –
М.:ДРОФА, 2002
Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в
школьном сочинении. – СПб.: САГА, 2003

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

https://infourok.ru
https://foxford.ru
https://rus-ege.sdamgia.ru
https://uchebnik.mos.ru/main
https://resh.edu.ru
https://fipi.ru/
https://media.prosv.ru/
https://media.prosv.ru/
http://www.100ege.ru /


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».