ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ» ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «СОЧИНЕНИЕ РАЗНЫХ ЖАНРОВ» Цель элективного курса: - помочь обучающимся обобщить знания по литературе; - завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно- критических статей; - совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями; - помочь свести к минимуму различие требований к школьному и итоговому сочинениям. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Всего на изучение учебного курса «Сочинения разных жанров» на уровне среднего общего образования отводится 68 часов в 10–11 классах (по 34 часа в каждом классе). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом. 2. Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу - создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам. 3. Воспитание языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности. 4. Формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. 5. Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками. 6. Формирование потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру. 7. Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии. 8. Формирование духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей. 9. Осознание необходимости выбора будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: -самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; -оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственнойжизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; -ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; -выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; -организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; -сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: -искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; -критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; -использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; -находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; -спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; -выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; -выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; -при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); -координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; -развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; -распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся должны: понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода; - знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям; - уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений; - хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно- критические оценки; - - воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра; уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры; - самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и - общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ» Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике. 2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста. 3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. 4.Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно- критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа. 5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинениерассуждение. Рассуждение- доказательство, рассуждение-опровержение. 6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко- литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения. 7. Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения. 8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя. 9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера. 10. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения. 11. Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ. 12. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения. 1. ПОУЧРОНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п Тема урока Кол-во часов (всего) Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/priznaki-teksta.html 2 3 4 Сочинение как текст. Основные признаки текста Своеобразие жанров сочинений Общие требования к итоговому сочинению Композиция итогового сочинения 1 1 1 5 Разновидности вступления к сочинению 1 6 Основная часть сочинения 1 7 1 9 Заключение. Порядок работы над композиционными частями Смысловая цельность и логическая последовательность Отбор материала 10 Планирование будущего текста 1 11 Редактирование эпизодов из итоговых сочинений Редактирование эпизодов из итоговых сочинений Написание вступлений и заключений сочинения Написание вступлений и заключений 1 https://infourok.ru/prezentaciya-zhanry-sochinenij-po-literature-4441 660.html https://media.foxford.ru/articles/december-writing https://infourok.ru/kak-rabotat-nad-sochineniem-kompoziciya-itogovogosochineniya-5136417.html https://4ege.ru/sochinenie/58685-vidy-vstupleniy-dlya-itogovogosochineniya.html https://ctege.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/plan-i-strukturaitogovogo-sochineniya.html https://infourok.ru/pamyatka-po-napisaniyu-itogovogo-sochineniya-politerature-643716.html https://infourok.ru/smyslovaya-celnost-rechevaya-svyaznost-i-posledovatelnostizlozheniya-4762895.html https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/mr_organizacia_it_sochineniya_202223.pdf https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/mr_organizacia_it_sochineniya_202223.pdf https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/03/18/itogovoesochinenie-redaktirovanie-sochineniya https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/03/18/itogovoesochinenie-redaktirovanie-sochineniya https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-pisat-itogovoe-sochinenie-dopuskk-egeh https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-pisat-itogovoe-sochinenie-dopusk- 1 8 12 13 14 1 1 1 1 1 18 сочинения Выбор темы сочинения Тема сочинения как доказательство или опровержение Тема сочинения как доказательство или опровержение Практикум по написанию сочинения 19 Практикум по написанию сочинения 1 20 21 Сочинение - рассуждение Тема, проблема, идея текста 1 1 22 Способы формулировки проблемы текста 1 23 Виды комментария к проблеме 1 24 Выявление и формулировка авторской позиции Способы аргументации собственного мнения 1 Композиция сочинения Практикум по написанию сочинениярассуждения Практикум по написанию сочинениярассуждения Практикум по написанию сочинениярассуждения Значимость фактического материала в работе над сочинением-рассуждением. 1 1 Аргументы из жизненного опыта и из литературных произведений. Зачётное занятие. Работа с материалами ЕГЭ. Итоговое повторение 1 15 16 17 25 26 27 28 29 30 31 32 33 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 k-egeh https://spravochnick.ru/articles/esse/itogovoe_sochinenie_temy/ https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyusochineniyarassuzhdeniya-2061343.html https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyusochineniyarassuzhdeniya-2061343.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-praktikum-po-napisaniyu-tezisa-ivyvoda-kak-osnovnyh-elementov-itogovogo-sochineniya-6342942.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-praktikum-po-napisaniyu-tezisa-ivyvoda-kak-osnovnyh-elementov-itogovogo-sochineniya-6342942.html https://infourok.ru/sovety-i-klishe-k-itogovomu-sochineniyu-ege-5350379.html https://infourok.ru/prakticheskie-sovety-v-napisanii-itogovogo-sochineniya-politerature-5484846.html https://prosochinenieege.ru/struktura-sochineniya/kak-sformulirovat-problemuteksta https://prosochinenieege.ru/struktura-sochineniya/kak-pisat-kommentarijproblemy-teksta https://prosochinenieege.ru/struktura-sochineniya/kak-pisat-kommentarijproblemy-teksta https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/02/10/sposobyargumentatsii https://2024god.com/plan-sochineniya-po-russkomu-yazyku-ege-v-2024-godu/ https://infourok.ru/urok-praktikum-po-napisaniyu-sochineniya-v-formate-ege2021-4553537.html https://infourok.ru/urok-praktikum-po-napisaniyu-sochineniya-v-formate-ege2021-4553537.html https://infourok.ru/urok-praktikum-po-napisaniyu-sochineniya-v-formate-ege2021-4553537.html https://infourok.ru/formirovanie-analiticheskih-umenij-u-uchashihsya-prirabote-s-tekstom-v-ramkah-napisaniya-sochineniya-po-russkomu-yazyku6301887.html https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/67388-argumenty-iz-literatury-ksochineniju-93-oge.html https://4ege.ru/sochineniya/65813-sochinenie-po-demoversii-2024.html https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2024/sochinenie/primer 34 Итоговое повторение 1 https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2024/sochinenie/primer 11 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тема урока Кол-во часов (всего) Сочинение как текст. Основные признаки текста Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала. Планирование Теоретико-литературные понятия и их роль при подготовке к сочинению Актуальные литературоведческие, обществоведческие термины Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров сочинений: литературнокритическая статья, очерк, эссе Зависимость структуры сочинения от его типа Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа 1 1 1 Цитирование. Использование цитат в сочинении Развёрнутый план работы над сочинениемрассуждением. Написание сочинения-рассуждения. Рассуждение-доказательство 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/tekst-priznaki-teksta-vydelenie-glavnogo https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/tekst-i-jego-priznaki https://infourok.ru/material.html?mid=60563 1 1 https://multiurok.ru/files/uchimsia-pisat-sochinenie-rabota-skhudozhestvenny.html https://studfile.net/preview/10033602/page:4/ 1 https://infourok.ru/didakticheskiy-material-na-temu-osnovnie-teoretikoliteraturnie-ponyatiya-po-literature-pomosch-vipuskniku-2754592.html 1 1 1 1 1 1 1 1 https://infourok.ru/urok-podgotovka-k-ege-chast-s-osnovnieliteraturovedcheskie-ponyatiya-3822973.html https://infourok.ru/prezentaciya-zhanry-sochinenij-po-literature-4441660.html https://infourok.ru/pamyatka-osobennosti-sochineniy-razlichnih-zhanrov462162.html https://externat.foxford.ru/polezno-znat/essay https://infourok.ru/trebovaniya-k-sochineniyu-po-russkomu-yaziku2248223.html https://www.yaklass.ru/p/ege/russky-yazik/ege-trenazher-10734/sochinenierassuzhdenie-zadanie-27-6742417/re-cc1f858e-53c6-4be1-a7ba-1ae3ade8b0ad https://infourok.ru/plan-napisaniya-sochineniya-rassuzhdeniya-po-russkomuyaziku-3354264.html https://infourok.ru/kak-pisat-sochinenierassuzhdenie-pamyatka-1487129.html https://infourok.ru/stroenie-teksta-tipa-rassuzhdeniedokazatelstvo-3825092.html 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Рассуждение-опровержение. Способы опровержения Структура сочинения. Вступительная часть Основная часть сочинения 1 Заключение 1 Аргумент из жизненного опыта и из литературного произведения Значимость фактического материала в работе над сочинениями Тезис, доказательство, аргументы Художественные средства и их роль Сочинение - характеристика. Особенности Работы над образом конкретного литературного героя Сравнительная характеристика героев 1 Черты сходства и черты различия героев 1 Групповая характеристика литературных героев Работа со словарем изобразительновыразительные средства Способы формулировки проблемы текста 1 Виды комментария к проблеме 1 Выявление и формулировка авторской позиции Способы аргументации собственного мнения 1 Работа над совершенствованием написанного 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://spravochnick.ru/logika/oproverzhenie_v_logike/ https://externat.foxford.ru/polezno-znat/essay https://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/11/pravila-napisaniyasochineniya https://infourok.ru/vstuplenie-i-zaklyuchenie-sochineniyarassuzhdeniya2739310.html https://bank-argumentov.info/zhiznennyj-opyt-argumenty-iz-literatury/ https://infourok.ru/metodika-raboti-nad-sochineniem-709766.html https://studfile.net/preview/3195008/page:2/ https://foxford.ru/wiki/literatura/sredstva-hudozhestvennoj-vyrazitelnosti https://www.sinykova.ru/klassifikaciya-sochinenij/ https://infourok.ru/rabota-nad-obrazom-personazhem-hudozhestvennogoproizvedeniya-v-nachalnoj-shkole-4341811.html https://infourok.ru/sravnitelnaya-harakteristika-literaturnyh-geroev4530731.html https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/11/13/tema-uroka-sravneniedvukh-literaturnykh-geroev https://infourok.ru/sostavlenie-gruppovoj-harakteristiki-literaturnyh-geroev-porasskazu-i-s-turgeneva-bezhin-lug-4372729.html https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/01/29/slovarhudozhestvenno-izobrazitelnyh-sredstv https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/tri-naibolee-rasprostranennyh-sposobaformulirovki-problem-teksta https://infourok.ru/podgotovka-k-ege-pishem-kommentarij-k-probleme-teksta5312960.html https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/uchimsya-formulirovat-avtorskuyupozitsiyu https://infourok.ru/argumentaciya-ekzamenuemim-sobstvennogo-mneniya-poprobleme-klass-1942648.html https://infourok.ru/urokissledovanie_sovershenstvovanie_napisannogo_9_klass-451178.htm УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА • Литература (в 2 частях), 10 класс/ Лебедев Ю.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Литература (в 2 частях), 11 класс/ Лебедев Ю.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Русский язык, 10-11 классы/ Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 1. 2. 3. 4. 5. 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. – М.: Просвещение, 1986 Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному/ под ред. О.Ю.Богдановой – М.: Просвещение, 1997 Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997 Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: пособие для учителя. М: АРКТИ, 2000 Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11кл. – М.:ДРОФА, 2002 Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. – СПб.: САГА, 2003 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. https://infourok.ru https://foxford.ru https://rus-ege.sdamgia.ru https://uchebnik.mos.ru/main https://resh.edu.ru https://fipi.ru/ https://media.prosv.ru/ https://media.prosv.ru/ http://www.100ege.ru /