ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ЭЛЕКТРОНИКА» Возраст обучающихся: 12-16 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Булатова Елизавета Вадимовна Педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Название программы «ПРОГРАМИРОВАНИЕ И ЭЛЕКТРОНИКА» Составитель программы Булатова Елизавета Вадимовна, педагог дополнительного образования Вид программы Направленность программы Форма реализации программы Срок реализации программы Возраст детей Категории детей Уровень освоения программы Краткая аннотация программы Модифицированная (адаптированная) техническая Групповая 1 год 12-16 лет Старший и средний школьный возраст Базовый уровень Программа дополнительного образования «Программирование и электроника» рассчитана для учащихся, заинтересованных в изучении языков программирования и области их применения. Дети учатся рациональному подходу в решении задач, формируют профессиональные навыки и основам алгоритмизации. Содержание 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .............................................................................. 4 1.1. Направленность ..................................................................................................... 4 1.2. Актуальность общеобразовательной программы .................................................. 4 1.3. Нормативные правовые акты и государственные программные документы ....... 4 1.4 Адресат ................................................................................................................... 4 1.5 Режим и объем занятий .......................................................................................... 4 1.6 Число детей ............................................................................................................ 4 1.7 Общий объем программы....................................................................................... 4 1.8. Срок реализации программы ................................................................................. 4 2. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ............................................................................................... 5 3. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ........................................................................................... 5 Обучающие .................................................................................................................. 5 Развивающие ................................................................................................................ 5 Воспитательные ........................................................................................................... 5 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .............................................................................. 5 4.1. Учебный план ........................................................................................................ 5 4.2. Содержание учебного плана .................................................................................. 7 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ............................. 9 Предметные результаты ............................................................................................... 9 Метапредметные результаты ....................................................................................... 9 Личностные результаты ............................................................................................... 9 6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ........................................................... 10 Материально- техническое обеспечение программы ................................................ 10 Кадровое обеспечение................................................................................................ 10 7. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ / КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ........... 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................................... 10 1. Пояснительная записка 1.1.Направленность Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ЭЛЕКТРОНИКА» технической направленности. При разработке программы были использованы методики следующих авторов: Г. Шилдт, Б. Страуструп. 1.2.Актуальность общеобразовательной программы Актуальность учебной программы связана с тем, что организация досуга детей и подростков остается одной из приоритетных задач воспитания. Занятия по данному курсу развивают креативность и важны для погружения детей в современный мир технологий. Стимулируют развитие логического мышления и обучают нетривиальному подходу к проблеме. Нормативные правовые акты и государственные программные документы Данная образовательная программа составлена на основе: Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального Закона от 24.06.2023 № 283-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"; Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р (ред. от 15.05.2023)); Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Устава МАОУ СОШ № 63. Программа адресована детям 1 2 - 1 6 л е т . Данный курс реализуют 2 группы воспитанников с 12 по 16 лет. Первая группа воспитанников проходит вводный курс (2 раза в неделю по 1 часу), вторая группа (2 раза в неделю по 1 часу). Режим и объём занятий 2 часа в неделю (2 раза в неделю по 1 академическому часу (40 минут)). Число детей Число детей, одновременно находящихся в группе – 5-15 человек. Общий объем программы Общий объем ОП – 74 часов. Срок реализации программы 1 год (с сентября по май включительно). В каникулярное время и праздничные дни занятия не проводятся. 2. Цель программы Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в научной сфере. Развитие навыков будущего. Задачи программы: Обучающие: 1)знакомить с основами знаний в области программирования; 2)знакомить с основами схематехники; 3)развивать алгоритмическое мышление; 4)приобретение навыков учебно-исследовательской работы. Воспитательные: 1)осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников; 2)формировать основы научного мировоззрения; Развивающие: 1)формировать интерес к профессиям связанным с программированием и электроникой; 2)развивать критическое и творческое мышление; 3)развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; 4)развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей. 4. Содержание программы 4.1. Учебный план №п/п Тема занятий Общее кол-во часов 68 1 Из них теория практика Формы аттестации и контроля 1 Вводное занятие Беседа 2 Электроника Знакомство с платформой Arduino 4 1 3 Беседа, творческая работа 3 Изучение переферии 11 4 7 Беседа, творческая работа 4 Схематехника 10 5 5 5 Проектирование 5 2 3 6 3D моделирование 4 2 2 Беседа, творческая работа Беседа, творческая работа Беседа, творческая работа 7 Программирование Разбор олимпиадных заданий 14 7 7 8 Типы данных. Структура программы. 6 2 4 9 Циклы 6 3 3 10 Функции 3 1 2 11 Массивы 5 2 3 1 Беседа, творческая работа Беседа, творческая работа Беседа, творческая работа Беседа, творческая работа Беседа, творческая работа 4.2. Содержание учебного плана Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с группой. Изучение основных положений и правил программирования. Разбор заданий из олимпиад. Изучение доступных операций и применение их для решения реальных задач. Работа с датчиками дальности, джойстиками, сервоприводами. Знакомство с современными технологиями: программирование микроконтроллеров, создание 3D моделей, принцип работы 3D принтера. 5. Планируемые результаты освоения программы Предметными результатами: -познакомятся с основными принципами программирования; -научатся рациональному подходу для решения задач; -сформируется умение работать с периферией микроконтроллеров; -приобретут понимание работы вычислительной техники; -научатся работать в специализированных программах. Учащиеся будут знать: -типы данных; -основы языка программирования с++; -способы реализации идеи проекта; -основные возможности микроконтроллеров; -названия инструментов, приспособлений; -правила поведения в объединении. Учащиеся будут уметь: -различать, называть и применять некоторые элементы схематехники; -работать с макетной платой, собирать прибор по схеме; -разрабатывать алгоритмы для решения задач; -составлять простые программы на языке с++; -составлять простые схемы. Метапредметные: -сформирована техническая грамотность, освоение навыков и средств программирования, схематехники и способы применения в реальной жизни; -сформирован устойчивый интерес к изучению мира технологий. Личностные: -сформирована адекватная самооценка; -сформированы навыки самоорганизации, коммуникации и сотрудничества; -умение слушать собеседника и уважать его мнение; 6. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы -Учебный кабинет; -Компьютеры, проектор, доска; -Рабочий инструмент: Микроконтроллеры Arduino nano -5 шт. Макетные платы – 5 шт. Провода – 40 шт. Джойстики – 4 шт. Драйвера двигателей – 2 шт. Сервоприводы – 2 шт. Светодиоды – 20 шт. Резисторы – 20 шт. Датчики – 2 шт. Кадровое обеспечение К реализации программы допускаются педагоги, имеющие высшее образование в области, соответствующей преподаваемому предмету (с помощью профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности). Требования к опыту практической работы не предъявляются. 7. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Аттестация обучающихся проходит в несколько этапов: промежуточная аттестация после каждого раздела в форме устного опроса, или защиты любой своей работы, а также итоговая аттестация в форме открытого урока, участия в выставках и творческих мероприятиях. Применяется индивидуальный подход, реализация индивидуального маршрута освоения программы, поэтому большую роль играет не только общая аттестация, но и отметка индивидуальных достижений по ходу учебного процесса. Список литературы 1. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально-культурной деятельности» / Е. И. Григорьев, Тамбов 2. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебнометодическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель». -288с. 3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс. – 176с. – (Методика). 4. Бьерн Страуструп «Язык программирования С++» / Б.Страуструп, Дания – 369с. 5. Герберт Шилдт «С++ для начинающих. Шаг за шагом» - Г.Шилдт – Из-во Эком – 640с.