ВНД_Профориентация_5-9 классы_24-25

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 63

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной общеобразовательной программе основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Профориентация»
/социальное направление/
5-9 классы

Составитель:
Клевакина Наталия Викторовна, ВКК

Екатеринбург, 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с
требованиями:
1. Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Закона РФ от 24.06.2023 № 283-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации";
3. Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
287;
5. Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденная
приказом Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 993;
6. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования”;
7. Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения
и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом
Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
8. Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
9. Письма Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических
рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования»;
10. Стратегий развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной
распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
11. Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
12. Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания";
13. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 декабря 2022 г. № 24
"О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания", утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2";
14. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 63.
Цель курса:


освоение надпрофессиональных компетенций (навыков общения, навыков работы в команде,
навыков поведения в конфликтной ситуации, навыков сотрудничества, навыков принятия
решений и ответственности за них т д). Эти навыки являются важными для любой профессии,
владение ими позволит учащемуся в будущем реализовать себя как в профессиональной сфере,
так и в личной жизни;








ориентация в мире профессий и в способах получения профессионального образования Это
позволит учащемуся в большей степени самостоятельно делать выборы в профессиональной
сфере, объективнее оценивать свои шансы на получение профессии, корректировать свой
школьный образовательный маршрут;
познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей Эти навыки помогут учащемуся стать
увереннее в себе, честнее с самим собой, понимать и оценивать степень влияния других людей
на свои решения, в том числе в сфере выбора профессии;
формирование и развитие трёх компонентов готовности к профессиональному
самоопределению: мотивационно-личностного (смыслового), когнитивного (карьерная
грамотность) и деятельностного;
планирование жизненного и профессионального пути Это позволит учащемуся строить образ
своего будущего, видеть за- дачи, которые предстоит решить для достижения этого образа;
поддержка мотивации учащегося к осуществлению трудовой деятельности Это позволит ему
видеть социальный характер любого труда, понимать естественность каждодневных усилий как
для повышения своего будущего профессионального уровня, так и для обычного труда в семье,
во дворе своего дома.

Место курса в плане внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 63: учебный курс предназначен
для обучающихся 5–9-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.

Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности
«Профориентация» (3 ч)
Знакомство участников программы. Игры и упражнения, помогающие познакомиться.
Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Понятие «профессия» О чём
люди думают прежде всего, когда задумываются о будущей профессии. Одна профессия на всю жизнь
или сто профессий на одну жизнь. Примеры профессиональных судеб известных учёных, писателей,
изобретателей, артистов. Развилки на профессиональном пути.
Особенности современного рынка труда страны и региона. Профессии прошлого, настоящего,
будущего. Профессии членов семей школьников и педагогических работников школы. С чего
начать проектирование собственного профессионального пути. Первый выбор, связанный с будущей
профессией, который делает школьник после получения аттестата об основном общем образовании
Собственный ранжированный список предпочитаемых профессий: первая версия.
Профессии людей, с которыми учащиеся сталкиваются по пути из дома в школу. Общее и
особенное каждой профессии. Что важно для людей любой профессии. Профессиональные и
надпрофессиональные
навыки.
Современные
исследования
об
определяющей
роли
надпрофессиональных навыков человека для поиска работы, карьерного роста, самореализации в
профессии. Профессии, которые ушли в прошлое.
Раздел 2. Универсальные навыки (7 ч)
Вербальная и невербальная коммуникация и их роль в профессиональной жизни человека
Устная и письменная речь Нужно ли профессионалу быть грамотным? Общение как умение не только
высказывать свои мысли, но и слушать чужие Невербальные средства общения Жесты, мимика,
телодвижения как источник информации о человеке (например, для потенциального работодателя)
Влияние интонации на слушателя Эффективная коммуникация Что значит быть «активным
слушателем»? Основные правила делового этикета Составление перечня профессий, для
представителей которых навык коммуникации является приоритетным
Понимание как основа взаимоотношений между людьми Умение поставить себя на место
другого человека Эмпатия как способность человека осознанно сопереживать эмоциональному

состоянию других людей Перечень профессий, для представителей которых важно обладать эмпатией
О чём говорят поступки человека Личная страница в соцсетях как возможность понять других людей
Что такое «личное пространство человека» Значение личного пространства для самочувствия,
настроения, работоспособности человека Почему нас раздражает переполненный транс- порт или
давка в очереди Дистанции в общении Нарушение личных границ Способы сохранения личных границ
в личной и профессиональной сфере
Чем опасен конфликт в профессиональной жизни человека? Польза конфликта Нужно ли и как
избегать конфликтных ситуаций? Конфликт как стимул к дальнейшему развитию Конструктивный и
деструктивный путь развития конфликта
«Я-высказывания» против «ты-высказываний» Способы взаимодействия в конфликте Ролевые
игры, помогающие получить навык разрешения конфликта «Конфликтоёмкие» профессии Влияние
профессии на здоровье человека Профессиональные риски, возникающие не только в травмоопасном
производстве Риск возникновения заболеваний, связанных с профессией Способы профилактики
Раздел 3. Какой я? (6 ч)
Что мы наследуем от предков и что приобретаем в процессе развития Учёт психологических
особенностей человека в процессе выбора профессии Игры, развивающие внимание, память, логику,
абстрактное и критическое мышление Правила командных игр Профессии, требующие максимальной
концентрации внимания
Способность к самопознанию как особенность человека Возникновение лженаук астрологии и
нумерологии как ответ на запрос человека о познании себя Способы получения знаний о себе «Я» в
зеркале «другого» Понимание себя как одно из условий успешного профессионального
самоопределения Профессии «психолог» и «психотерапевт» Профориентационные тесты
стандартизированной методики оценки
(При разработке и использовании профориентационной
диагностики целесообразно опираться на Российский стандарт тестирования персо- нала ) О точности
их результатов Экстремальные ситуации и «экстремальные» профессии
Какое впечатление мы производим на людей и какое впечатление люди производят на нас
Внешняя красота и внутренняя Проблема неравенства при приёме на работу
Кому и когда важно презентовать себя На что обращают внимание при первом знакомстве во
время приёма на работу Язык тела Грамотная речь как ресурс человека Создание собственного стиля
и уместность его демонстрации при приёме на работу Резюме — что это такое и как его составить
Раздел 4. Образовательная траектория (4 ч)
Ошибки, которые мы совершаем в жизни Причины ошибок Ошибка в выборе профессии и её
последствия Как не ошибиться в выборе колледжа, вуза, профессии Пути исправления ошибок
Ориентация на собственное будущее как залог сегодняшних успехов Построение траектории
собственной жизни Сегодняшние успехи и достижения Факторы, влияющие на успех в карьере
Примеры траекторий становления известных людей мира, страны, города
Большая профориентационная игра как способ конструирования школьником собственного
образовательного и профессионального маршрута Этапы проведения игры Цели и задачи игры
Раздел 5. Профессиональные возможности нашего региона (7 ч)
Обзор учреждений среднего профессионального образования региона: место расположения,
проходной балл, направления подготовки, бюджетные, внебюджетные и целевые места, возможности
трудоустройства после окончания Встреча с приглашённым в школу директором, преподавателем или
студентом колледжа, куда часто поступают выпускники 9 класса школы Судьбы выпускников школы,
окончивших колледжи региона
Экскурсия по территории колледжа, знакомство с условиями поступления и обучения в
колледже, беседы, интервью
Обзор учреждений высшего профессионального образования региона: место расположения,
проходной балл прошлого года на разные факультеты, направления подготовки, возможности
трудоустройства после окончания вуза Встреча с представителями вузов, куда часто поступают
выпускники 11 класса школы Судьбы выпускников школы, окончивших вузы региона в разные годы
Поиск нужной информации на сайтах вузов

Обзор ведущих предприятий региона Профессиональные судьбы людей региона Встреча с
родителями школьников, работающими на предприятиях региона Потребность региона в кадрах,
динамика роста заработной платы в регионе, социальные гарантии, перспективы карьерного роста и
повышения квалификации в своём регионе и в соседних регионах
Проведение экскурсии на одно из предприятий региона Встреча с представителями
предприятия Блиц-интервью Мастер-класс/тренажёр, позволяющие получить представление об
отдельных элементах профессии Создание работ к онлайн-вернисажу «Лучшая фотография с
производства»
Профессиональные, предметные конкурсы и олимпиады, их роль в поступлении в вуз или
колледж, их роль в профессиональном самоопределении
Гранты и проекты региона и страны, которые могут быть интересны школьнику и которые
могут помочь в запуске собственного стартапа
Раздел 6. Проба профессии (8 ч)
Окончание 9 класса и первый профессиональный выбор школьника Что и кто влияет на выбор
дальнейшего образовательного и профессионального пути Значение ОГЭ для будущей
профессиональной карьеры «Примерка» профессий Профессиональная проба — что это такое
Профессиональная проба «Интервью»1 Основные направления деятельности журналиста
Жанры в журналистике Профессиональные качества и этика журналиста Особенности работы в
периодической печати, особенности новостной информации и её виды Поиск информации и
особенности работы корреспондента Российский закон о праве на частную жизнь Жанр интервью
Типы интервью: о событии, о личности, о мнении Подготовка и проведение интервью, обработка
информации и подготовка к публикации, комментарии
Профессиональная проба «Фитодизайн» Фитодизайн и взаимосвязь между здоровьем человека
и растением Цели и задачи фитодизайна Характеристика основных типов интерьера Температурновлажностный режим Краткая характеристика видового состава тропических и субтропических
растений в основных типах интерьеров Биологическая совместимость растений Художественноэстетическое равновесие композиций из растений Группа профессий, связанных с фитодизайном
Профессиональная проба «Экспозиционер» Основные сведения о сфере профессиональной
деятельности экспозиционера Музейная экспозиция как основная форма музейной коммуникации
Профессионально важные качества, необходимые для музееведческой сферы деятельности Знания в
области музее- ведения, культурологии и истории искусства, способы их при- обретения Группа
профессий, связанных с музееведением
Итоги изучения курса внеурочной деятельности «Профориентация» Основные эмоции, знания,
выводы, сомнения, открытия Список предпочитаемых профессий: вторая версия Профессиональная и
образовательная траектория: версия 9 0

Планируемые
деятельности

результаты

освоения

курса

внеурочной

Личностные результаты:





приобретение социальных знаний;
самостоятельность и личная ответственность за выбор дальнейшей профессии;
получение опыта самостоятельного общественного и профессионального действия.
наличие мотивации к самобразованию и саморазвитию.

Метапредметные результаты:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:









выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:










использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования
(эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;

3) работа с информацией:







применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

действий

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

обеспечивает

1) общение:










воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:










понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета
перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

обеспечивает

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:



выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);






самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:







владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:





различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:






осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Сформировано представление:






возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека
компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни
человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного
(душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его
людей; душевной и физической красоте человека;




важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и
творчества;
активной роли человека в природе.

Сформировано ценностное отношение:






к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему
национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи,
педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.

Сформирован интерес:






к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
художественному творчеству.

Сформированы умения:





устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и
взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное
отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

Тематическое планирование
5 класс
№
п/п

Тема занятия

1

Зачем человек трудится?

2

Какие профессии ты знаешь?

3-4 Мир интересных профессий

5

Кем я хочу стать?

6-7 Профессия - продавец

8-9 Профессия - парикмахер

10- Профессия - повар
11

12- Профессия - почтальон
13

14- Профессия - врач
15

Форма проведения занятия

Количество
часов,
отводимых
на освоение
темы

Разминка.
Проблемная
ситуация:
зачем
человек
трудится? Понятия: «труд»,
мастер, «профессия». Просмотр
презентации.
Разминка. Проблемная
ситуация: какие профессии ты
знаешь? Игра «Угадай
профессию!»
Разминка. Рассказ учителя о
необычных
профессиях:
дегустатор,
дрессировщик,
спасатель. Рассказ о редких
профессиях.
Рассказ
о
устаревших профессиях.
Разминка. Галерея рисунков
«Кем я хочу стать?».

1

http://bizlog.ru/eks/

1

http://atlas100.ru/about/

2

http://atlas100.ru/about/

1

https://postupi.online/

Разминка.

2

http://consultant.ru/

2

http://bizlog.ru/eks/

2

http://atlas100.ru/about/

2

http://atlas100.ru/about/

2

https://postupi.online/

Заочное
путешествие
в
магазин.
Ребусы. Сюжетно-ролевая игра
«В магазине»
Разминка.
Знакомство
с
профессией
парикмахер.
Инструменты
парикмахера.
Сюжетно-ролевая
игра
«В
парикмахерской».
Разминка. Знакомство с
профессией
повара.
Интервьюирование школьного
повара.
Конкурсная программа
«Весёлые поварята»
Разминка. Знакомство с
профессией почтальона.
Экскурсия на почту.
Электронная почта.
Разминка. Знакомство с
профессией врача.
Пресс-конференция со

ЦОР/ЭОР

16- Строительные профессии
17

18- Профессия - художник
19

20- Профессии людей, занятых в
21 сельском хозяйстве

22- Профессия цветовод,
23 ландшафтный дизайнер.

24- Профессия пожарный.
25

26 Представление минипроектов на буквы А-Д

27 Представление минипроектов на буквы Е-К

28 Представление минипроектов на буквы Л-Р

школьной медсестрой.
Экскурсия в ФАП. Сюжетноролевая игра «Вбольнице»
Разминка.
Знакомство
со
строительными
специальностями: маляра,
каменщика, плотника,
кровельщика, инженера,
архитектора. Игра «Дом
построим».
Разминка.
Знакомство
с
профессией
художника.
Викторина: «Какие предметы
нужны художнику?». Конкурс
рисунков «Я-художник».
Разминка. Знакомство с
профессией
доярки,
механизатора, агронома.
Виртуальная экскурсия на
ферму и мастерскую.
Разминка.
Знакомство
с
профессией
цветовод,
ландшафтный
дизайнер.
Экскурсия в ботанический сад.
Уход
за
комнатными
цветочными растениями.
Просмотр фильма «Будь
осторожен с огнем».
Беседа о профессии
пожарный.
Экскурсия.Конкурс
рисунков.
Разминка. Представление
м
ини-проектов:
рассказы
учащихся о
профессиях на
буквы А-Д
Разминка. Представление
м
ини-проектов:
рассказы
учащихся о
профессиях на
буквы Е-К
Разминка. Представление
м
ини-проектов:
рассказы

2

http://consultant.ru/

2

http://bizlog.ru/eks/

2

http://atlas100.ru/about/

2

http://atlas100.ru/about/

2

https://postupi.online/

1

http://consultant.ru/

1

http://bizlog.ru/eks/

1

http://atlas100.ru/about/

учащихся о
профессиях на

29 Представление минипроектов на буквы С-Я

буквы Л-Р
Разминка. Представление
ини-проектов:
рассказы
учащихся о
профессиях на

м

30- Оформление
31 результатов проекта

буквы С-Я
Создание папки «Азбука
профессий».

32- Подготовка презентации
33
34 Викторина
«Парад
профессий»

Защита мини-проектов «Азбука
профессий».
Разминка. Викторина
«Что мы узнали о
профессиях?»

1

http://atlas100.ru/about/

2

https://postupi.online/

2

http://consultant.ru/

1

http://bizlog.ru/eks/

Тематическое планирование
6 класс
№ п/п

Тема занятия

1

Что мы знаем о мире
профессий?

2

Профессии моих
родителей.

3-4

Мир интересных
профессий

5

Кем я хочу стать?

6-7

Профессия - продавец

Форма проведения занятия

Количество
часов,
отводимых на
освоение темы

ЦОР/ЭОР

1
Разминка. Проблемная
ситуация: зачем человек
трудится? Понятия: «труд»,
мастер, «профессия». Просмотр
презентации.
1
Разминка. Проблемная
ситуация: какие профессии ты
знаешь? Игра «Угадай
профессию!»
Разминка. Рассказ учителя о
2
необычных профессиях:
дегустатор, дрессировщик,
спасатель. Рассказ о редких
профессиях. Рассказ о
устаревших профессиях.
Разминка. Галерея рисунков
1
«Кем я хочу стать?».

http://bizlog.ru/eks/

Разминка.

http://consultant.ru/

2
Заочное
путешествие
в
магазин.
Ребусы. Сюжетно-ролевая игра
«В магазине»

http://atlas100.ru/about/

http://atlas100.ru/about/

https://postupi.online/

8-9

Профессия - парикмахер

10-11

Профессия - повар

12-13

Профессия - почтальон

14-15

Профессия - врач

16-17

Строительные профессии

18-19

Профессия - художник

20-21

Профессии людей,
занятых всельском
хозяйстве

22-23

Профессия цветовод,
ландшафтный
дизайнер.

24-25

Профессия пожарный.

26

Представление
мини- проектов на

Разминка. Знакомство с
профессией парикмахер.
Инструменты парикмахера.
Сюжетно-ролевая игра «В
парикмахерской».
Разминка. Знакомство с
профессией
повара.
Интервьюирование школьного
повара.
Разминка. Знакомство с
профессией почтальона.
Экскурсия на почту.
Электронная почта.
Разминка. Знакомство с
профессией врача.
Пресс-конференция со
школьной медсестрой.
Экскурсия в ФАП. Сюжетноролевая игра «Вбольнице»
Разминка. Знакомство со
строительными
специальностями: маляра,
каменщика, плотника,
кровельщика, инженера,
архитектора. Игра «Дом
построим».
Разминка. Знакомство с
профессией художника.
Викторина: «Какие предметы
нужны художнику?». Конкурс
рисунков «Я-художник».
Разминка. Знакомство с
профессией
доярки,
механизатора, агронома.
Виртуальная экскурсия на
ферму и мастерскую.
Разминка. Знакомство с
профессией цветовод,
ландшафтный дизайнер.
Экскурсия в ботанический сад.
Уход за комнатными
цветочными растениями.
Просмотр фильма «Будь
осторожен с огнем».
Беседа о профессии
пожарный.
Экскурсия.Конкурс
рисунков.
Разминка. Представление
мини-

2

http://bizlog.ru/eks/

2

http://atlas100.ru/about/

2

http://atlas100.ru/about/

2

https://postupi.online/

2

http://consultant.ru/

2

http://bizlog.ru/eks/

2

http://atlas100.ru/about/

2

http://atlas100.ru/about/

2

https://postupi.online/

1

http://consultant.ru/

буквы А-Д

27

Представление
мини- проектов на
буквы Е-К

28

Представление
мини- проектов на
буквы Л-Р

29

Представление
мини- проектов на
буквы С-Я

30-31

Оформление
результатов
проекта
Подготовка презентации

32-33
34

Викторина
«Парад
профессий»

проектов:рассказы
учащихся о профессиях на
буквы А-Д
Разминка. Представление
минипроектов:рассказы
учащихся о профессиях на
буквы Е-К
Разминка. Представление
минипроектов:рассказы
учащихся о профессиях на
буквы Л-Р
Разминка. Представление
минипроектов:рассказы
учащихся о профессиях на
буквы С-Я
Создание папки «Азбука
профессий».

1

http://bizlog.ru/eks/

1

http://atlas100.ru/about/

1

http://atlas100.ru/about/

2

https://postupi.online/

Защита мини-проектов «Азбука 2
профессий».
1
Разминка. Викторина
«Что мы узнали о
профессиях?»

http://consultant.ru/
http://bizlog.ru/eks/

Тематическое планирование
7 класс
№ п/п

Тема занятия

1

Что мы знаем о мире
профессий?

2

Профессии моих
родителей.

3-4

Мир интересных
профессий

Форма проведения занятия

Разминка.

Проблемная
ситуация:
зачемчеловек
трудится? Понятия: «труд»,
мастер,
«профессия». Просмотр
презентации.
Разминка.
Проблемная
ситуация: какие профессии
ты знаешь? Игра «Угадай
профессию!»
Разминка. Рассказ учителя о
необычных
профессиях:
дегустатор,
дрессировщик,
спасатель. Рассказ о редких

Количество
часов,
отводимых на
освоение темы

ЦОР/ЭОР

1

http://bizlog.ru/eks/

1

http://atlas100.ru/about/

2

http://atlas100.ru/about/

5

Кем я хочу стать?

6-7

Типы профессий (по
Климову Е.А.)

8-9

Профессии «человекживая природа»
(ветеринар, агроном,
работник зоопарка,
микробиолог, вирусолог)

1011

Профессии типа
«человек-живая
природа» (ветеринар,
агроном, микробиолог,
вирусолог)

1213

Профессии типа
«человек-техника»
(механик, слесарь,
инженер, электрик,
технолог общественного
питания)

1415

Профессии типа
«человек-техника»
(механик, слесарь,
электрик, инженер,
технолог общественного
питания)

1617

Профессии типа
«человек-человек»
(продавец, парикмахер,
учитель, врач, юрист,
пожарный)

профессиях.
Рассказ
об
устаревших
профессиях.
Разминка. Краткая
презентация
о
предпочитаемой профессии
Разминка. Краткая
характеристика типов
профессий, какие
профессии входят в
каждый тип, критерии
разделения
Разминка. Особенности
профессий типа
«человек- живая природа».
Знакомство с
профессиями ветеринара,
агронома, работника
зоопарка, микробиолога,
вирусолога.
Разминка. Знакомство с
профессиямиветеринара,
агронома, работника зоопарка,
микробиолога, вирусолога.
Проблемная ситуация
«Человек заботится или
вредит живой природе?»
Разминка. Особенности
профессий типа
«человек- техника».
Знакомство с профессиями
механика, слесаря,
инженера, электрика,
технолога общественного
питания. Проблемная
ситуация « Технические
изобретения:хорошо это
или плохо?»
Разминка. Знакомство с
профессиями механика,
слесаря, инженера, электрика,
технолога общественного
питания. Проблемная
ситуация « Технические
изобретения: хорошо это
или плохо?»
Разминка. Особенности
профессий типа
«человек- человек».
Знакомство с профессиями
продавца, парикмахера,
врача, учителя, пожарного,

1

https://postupi.online/

2

http://consultant.ru/

2

http://bizlog.ru/eks/

2

http://atlas100.ru/about/

2

http://atlas100.ru/about/

2

https://postupi.online/

2

http://consultant.ru/

1819

Профессии типа
«человек-человек»
(продавец, парикмахер,
учитель, врач, юрист,
пожарный)

2021

Профессии типа
«человек- знаковая
система» (программист,
картограф, языковед,
редактор)

2223

Профессии типа
«человекхудожественный образ»
(художник-декоратор,
реставратор, настройщик
музыкальных
инструментов, актер
театра и кино, артист
балета или цирка)
Профессии типа
«человек- знаковая
система» (программист,
картограф, языковед,
редактор)
Представление минипроектов на буквы А-Д

2425

26

27

Представление минипроектов на буквы Е-К

28

Представление минипроектов на буквы Л-Р

29

Представление минипроектов на буквы С-Я

3031

Оформление результатов
проекта

юриста.
Разминка. Знакомство с
профессиями продавца,
парикмахера, врача, учителя,
пожарного, юриста. Ролевые
игры
«Звонок в службу
спасения», «В
парикмахерской», «В
больнице»
Разминка. Особенности
профессий типа
«человек- знаковая система».
Знакомство с
профессиями программиста,
картографа, языковеда,
редактора.
Разминка. Знакомство с
профессиямихудожникадекоратора, реставратора,
настройщика музыкальных
инструментов, актера театра и
кино, артиста балета или
цирка.
Разминка. Проблемная
ситуация «Какопределить
талант?». Индивидуальное
тестирование «Мои
склонности к профессии»
Разминка.
Представление
минипроектов:
рассказы
учащихся о
профессиях на буквы А-Д
Разминка.
Представление
минипроектов:
рассказы
учащихся о
профессиях на буквы Е-К
Разминка.
Представление
мини- проектов: рассказы
учащихся о профессиях на
буквы Л-Р
Разминка.
Представление
минипроектов:
рассказы
учащихся о
профессиях на буквы С-Я
Создание папки «Азбука
профессий».

2

http://bizlog.ru/eks/

2

http://atlas100.ru/about/

2

http://atlas100.ru/about/

2

https://postupi.online/

1

http://consultant.ru/

1

http://bizlog.ru/eks/

1

http://atlas100.ru/about/

1

http://atlas100.ru/about/

2

https://postupi.online/

3233

Подготовка презентации

34

Викторина «Парад
профессий»

Защита
минипроектов «Азбука
профессий».
Разминка. Викторина «Что
мы узнали опрофессиях?»

2

http://consultant.ru/

1

http://bizlog.ru/eks/

Тематическое планирование
8 класс
№
п/п

Тема занятия

1

Что такое профессия?

2

Форма проведения занятия

Количество
часов,
отводимых
на
освоение
темы

Разминка. Проблемная ситуация:
зачемчеловек трудится? Понятия:
«труд», мастер,
«профессия». Просмотр презентации.

ЦОР/ЭОР

1

http://bizlog.ru/e
ks/

Профессия хороший человек Разминка. Проблемная ситуация: какие
профессии ты знаешь? Игра «Угадай
профессию!»

1

http://atlas100.ru/
about/

3

Знакомство с профессией –
социальный работник

Разминка. Рассказ учителя о необычной
профессии: социальный работник.

1

http://atlas100.ru/
about/

4

Что такое темперамент.
Влияние темперамента на
выбор профессии.

Разминка. Рассказ учителя о типах
темперамента и их связи с выбираемой
профессией

1

https://postupi.on
line/

5

Диагностика «Определение
типа темперамента»

Разминка.

1

http://consultant.r
u/

1

http://bizlog.ru/e
ks/

Диагностика
«Определение
тип

атемперамента»
Разминка. Особенности профессий типа
«человек- человек».

6

Профессии по типу
«Человек - человек»

7

Знакомство с профессией
учитель

Разминка. Знакомство с
профессией
учитель. Сюжетно-ролевая игра «Я –
учитель начальных классов».

1

http://atlas100.ru/
about/

8

Участие в ток-шоу «Сто
вопросов к взрослому»

Разминка. Участие в ток-шоу «Сто

1

http://atlas100.ru/
about/

просов к взрослому»

во

9

Профессии, которые нас
окружают

10 Мир необычных профессий

Разминка. Знакомство с наиболее
распространенными профессиями.
Необычные профессии. Просмотр
презентации, беседа

11

Профессии наших родителей Разминка.

12

1

1

https://postupi.on
line/

http://consultant.r
u/

Знакомство с
профессиями наших
родителей. «Плюсы» и «минусы».

1

http://bizlog.ru/e
ks/

Что такое Центр занятости?
Чем он занимается?

Знакомство с деятельностью Центра
занятости, вакансиями на рынке труда

1

http://atlas100.ru/
about/

13

Мои умения и навыки

Разминка. Диагностика «Мои умения и
навыки»

1

http://atlas100.ru/
about/

14

Профессии типа «человекприрода»

Разминка. Особенности профессий типа
«человек- живая природа»

1

https://postupi.on
line/

15

Анкетирование
«Профессиональное
самоопределение»
Профессии типа «человекхудожественный образ»

Разминка.

Анкетирование
«Профессиональное
самоопределение»
Разминка. Особенности профессий типа
«человек- художественный образ»

1

http://consultant.r
u/

1

http://bizlog.ru/e
ks/

17

Защита мини - проекта
«Профессия, в которой я
себя вижу»

Разминка. Защита мини - проекта
«Профессия, в которой я себя вижу»

1

http://atlas100.ru/
about/

18

Профессии типа «человекзнаковая система»

Разминка. Особенности профессий типа
«человек- знаковая система»

1

http://atlas100.ru/
about/

19

«В каждом человеке солнце,
только дайте ему светить»

Разминка. Проблемная ситуация: «В каждом
человеке солнце, только дайте ему светить»,
обсуждение проблемы, выход из ситуации.

1

https://postupi.on
line/

20

«Все работы хороши»

Разминка.

1

http://consultant.r
u/

21

Профессии типа «человектехника»

Разминка. Особенности профессий типа
«человек- техника»

1

http://bizlog.ru/e
ks/

16

Защита
«Все

мини-проектов
работы хороши»

22

Профессионализм. Что это?

Разминка. Краткая характеристика типов
профессий, какие профессии входят в
каждый
тип,
разбор
поняти
я
«Профессионал своего дела».
Разминка. Тестирование «Карта интересов»

1

http://atlas100.ru/
about/

1

http://atlas100.ru/
about/

23

Тестирование
«Картаинтересов»

24

Игра «Мастер своего дела»

Разминка. Игра «Мастер своего дела»

1

https://postupi.on
line/

25

Игра «Кадровый вопрос»

Разминка. Игра «Кадровый вопрос»

1

http://consultant.r
u/

26

Просмотр и
обсуждениеонлайнуроков «Шоу
профессий»
Электронные помощники
ввыборе профессии

Просмотр профориентационных уроков с
последующим обсуждением.

1

http://bizlog.ru/e
ks/

Знакомство с интернет-ресурсами по
профориентации

1

http://atlas100.ru/
about/

28

Дни открытых
дверей в учебных
заведенияхобласти

Знакомство с учебными заведениями
области

1

http://atlas100.ru/
about/

29

Рынок
образовательныхуслуг
и рынок труда в России

Разминка. Знакомство с рынком
образовательных услуг и рынком труда в
России

1

https://postupi.on
line/

30, Экскурсии на
31 предприятиярайона

Экскурсии на предприятия района,
составление отчета об экскурсии

2

http://consultant.r
u/

32, Подготовка презентаций
33

Подготовка к викторине презентаций
«Марафон профессий»

2

http://bizlog.ru/e
ks/

Викторина презентаций «Марафон
профессий»

1

http://atlas100.ru/
about/

27

34

Викторина презентаций
«Марафон профессий»

Тематическое планирование
9 класс

№ п/п

1

Тема занятия

Трудовое
законодательство

2

Трудовые отношения

3

Трудовой договор

4

Рабочее время и
времяотдыха

5

Понятие заработная
плата.Результаты
труда

6

Навыки
самопрезентации.
Основы
технологической
культуры

7

Умей
представить себя,
презентовать
себя, оформление
резюме,
портфолио

8

Игра
«Потребление и
накопление»
Круглый стол «Как
правильно сделать

9

Форма проведения занятия

Разминка.

Знакомство с
нормативным

и
актам
итрудового
законодательства РФ
Разминка. Знакомство с
основными
понятиями
нормативных актовтрудового
законодательства РФ
Разминка. Знакомство с
основными
понятиями
нормативных актовтрудового
законодательства РФ
Разминка. Знакомство с
основными
понятиями
нормативных актовтрудового
законодательства РФ
Разминка. Знакомство с
основными
понятиями
нормативных актовтрудового
законодательства РФ
Разминка. Знакомство с навыками
самопрезентации,
основа
ми технологической культуры, их
ролью для профессионального
самооп
ределения
учащихся
Разминка.
Формирование
умения
представить себя, презентовать
себя, оформить самостоятельно
резюме, портфолио
Разминка.

Участие в игре
«Потребление и
накопление»
Разминка. Обсуждение
проблемыкруглого стола

Количеств
о часов,
отводимых
на
освоение
темы

ЦОР/ЭОР

1

http://bizlog.ru/eks/

1

http://atlas100.ru/about/

1

http://atlas100.ru/about/

1

https://postupi.online/

1

http://consultant.ru/

1

http://bizlog.ru/eks/

1

http://atlas100.ru/about/

1

http://atlas100.ru/about/

1

https://postupi.online/

выбор»

«Как правильно сделать выбор»

10

Моя ориентация в
затратахтруда и
результатах

1

http://consultant.ru/

11

Рынок труда в регионе

1

http://bizlog.ru/eks/

12

Новые профессии на
рынкетруда в
регионе

Разминка. Знакомство с основными
понятиями – затраты труда и
результаты труда, их ролью в
профессиональном
самоопределении учащихся
Знакомство с деятельностью
Центра занятости,
вакансиями на рынке труда
Знакомство с новыми
профессиями нарынке труда
в регионе

1

http://atlas100.ru/about/

13

Тестирование
«Карта
интересов»
Секреты выбора
профессии.
Диагностика
«Опреде
ление
профессиональных
склонностей»

Разминка. Тестирование «Карта
интересов»

1

http://atlas100.ru/about/

Разминка. Обсуждение вопроса
«Секреты выбора профессии».
Проведение
диагностики
«Оп
ределение
профессиональных
склонностей»
Разминка.
Обсуждение
проблемы
«Потребности современного
рынка труда в
квалифицированных кадрах»
Знакомство с электронными
помощникамив выборе профессии

1

https://postupi.online/

1

http://consultant.ru/

1

http://bizlog.ru/eks/

Разминка.

Знакомство
учащихся
с
людьми интересных профессий

1

http://atlas100.ru/about/

Разминка. Проблемная
ситуация: «Кудапойти
учиться».
Информация, необходимая
при
выбореучебного
заведения
Разминка. Знакомство с
выпускникамишколы,
которые достигли успехов в своей
профессии.

1

http://atlas100.ru/about/

1

https://postupi.online/

Разминка. Игра
«Примерка»
профессиональной

1

http://consultant.ru/

14

15

16

17

18

19

20

Потребности
современногорынка
труда в
квалифицированных
кадрах
Электронные
помощники ввыборе
профессии
Встречи с
людьми
интересных
профессий
Куда пойти учиться.
Информация,
необходимаяпри
выборе учебного
заведения

«Секреты
успешной
карьеры».
Встречи
с
выпускниками
школы.
Игра «Примерка»
профессиональной
роли»

1

http://bizlog.ru/eks/

1

http://atlas100.ru/about/

1

http://atlas100.ru/about/

Разминка. Игра «Мастер своего
дела»

1

https://postupi.online/

Разминка. Игра «Кадровый вопрос»

1

http://consultant.ru/

Просмотр
профориентационных уроков с
последующим обсуждением.

1

http://bizlog.ru/eks/

Знакомство с интернетресурсами по
профориентации

1

http://atlas100.ru/about/

Знакомство с учебными
заведениямиобласти

1

http://atlas100.ru/about/

Разминка. Знакомство с
рынком образовательных услуг
и рынком труда в России

1

https://postupi.online/

Разминка. Оформление проектной
работы
«Защита выбранной профессии»

2

http://consultant.ru/

Разминка. Подготовка презентаций

2

http://bizlog.ru/eks/

34 Защита проектных работ Разминка. Защита проектных работ

1

http://atlas100.ru/about/

21

22

23

24

25
26

27

роли»
Дни открытых
Разминка. Знакомство с
дверей в учебных
различными учебными
заведениях
заведениями региона
Профессионализм. Что Разминка. Краткая характеристика
это?
типов профессий, какие профессии
входят в каждый
тип,
разбор

Тестирование
«Карта
интересов»
Игра «Мастер своего
дела»
Игра «Кадровый
вопрос»
Просмотр и
обсуждение
онлайн-уроков
«Шоу
профессий»
Электронные
помощники ввыборе
профессии

Дни открытых
дверей в учебных
заведенияхобласти
29
Рынок
образовательных
услуг и рынок
труда в России
30, Оформление
31 проектной работы
«Защита выбранной
профессии»
32, Подготовка презентаций
33
28

понятия
«Профессионал своего дела».
Разминка. Тестирование «Карта
интересов»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».