ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Учим Python, делая крутые игры» имеет целью формирование интереса обучающихся к изучению профессии, связанной с языками программирования, через освоение языка Python. Задачи: - сформировать у обучающихся алгоритмическую культуру; - обучить структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных; - выработать навыки алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте; освоение всевозможных методов решения задач; - развивать алгоритмическое мышление учащихся; - формировать навыки грамотной разработки программ. Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области программирования. Одна из важных задач программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по информатике. В ходе обучения будет рассмотрено максимальное количество типов задач, включаемых в контрольноизмерительные материалы ОГЭ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА Программа курса «Учим Python, делая крутые игры» предназначена для изучения всех основных разделов курса программирования на базовом уровне. Для изучения программирования используется язык Python 3+, на сайте поддержки учебника размещены все материалы, необходимые для преподавания на данном языке. В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разно уровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся. Важной составляющей программы является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажёры и пр. МЕСТО ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану МАОУ СОШ с углубленным изученным отдельных предметов № 63 на курс отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА И ПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) сформированность мировоззрения, уровню развития науки и техники; соответствующего современному 2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества; 5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; 2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; 3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; 4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы; 5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; 6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет приложений; 7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ; 8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете; 9) владение опытом построения и использования компьютерноматематических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); 10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними; 11) владение навыками алгоритмического мышления необходимости формального описания алгоритмов; и понимание 12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки; 13) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; 14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции; 15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; 16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Алгоритмизация и «Основы языка программирования Python: легко и просто» Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов. Оптимальные линейные программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами. Операции с переменными. Арифметические выражения и операции Введение в язык Python. Простейшая программа. Переменные. Типы данных. Вычисления. Деление нацело и остаток. Вещественные значения. Стандартные функции. Случайные числа. Условия и циклы Ветвления. Условный оператор. Сложные условия. Циклические алгоритмы FOR. Цикл с условием WHILE. Циклы с постусловием. Циклы по переменной. Вложенные циклы. Использование логики True, False, флагов. Функции Понятие функции. Функции с параметрами. Символьные переменные и строки. Операции со строками. Поиск. Преобразование «строка-число». Алгоритм Евклида. Массивы Понятие массива. Одномерные массивы. Обработка массива. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Всего часов Тема Алгоритмизация и «Основы языка программирования Python: легко и просто» 1. Алгоритмизация 4 2. Арифметические выражения и операции 4 3. Условия и циклы 9 4. Функции 5 5. Массивы 9 6. Обработка потока данных 1 Итого: 32 Резерв и др. 2 Итого по всем разделам: 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Используемые сокращения: СР – самостоятельная работа, ПР – практическая работа, ЗП – защита проекта. Номер Тема урока урока Деятельность на уроке (номер, название) Кол-во часов 1. Блок-схемы алгоритмов. 1 2. Введение в язык Python 1 3. Ввод и вывод информации ПР N1. Организация вводавывода данных. 1 4. Линейные алгоритмы СР. Запись блок-схем алгоритмов в конструкции языка Python 1 5. Вычислительные задачи ПР N2. Решение вычислительных задач. 1 6. Математические функции СР. Решение вычислительных задач. 1 7. Вычислительные задачи на математические функции СР. Решение вычислительных задач. 1 8. Случайные и псевдослучайные числа ПР N3. Решение задач со случайными величинами. 1 9. Циклические алгоритмы FOR ПР N4. Решение задач с циклами. 1 10-11. Циклические алгоритмы FOR СР. Решение задач с циклами. 2 12. Циклические алгоритмы WHILE ПР N5. Решение задач с циклами. 1 13-14. Циклические алгоритмы WHILE СР. Решение задач с циклами. 2 15. Использование логики True, ПР N5. Решение задач с False, флагов условиями. 1 16-17. Использование логики True, СР. Решение задач с False, флагов условиями. 2 18. Функции с параметрами 1 19. Символьные строки ПР N6. Решение задач. 1 20. Операции со строками. Поиск. СР. Решение задач. 1 21. Преобразования «строкачисло» СР. Решение задач. 1 22. Алгоритм Евклида. ПР N7. Решение задач на алгоритм Евклида. 1 23. Понятие массива ПР N8. Решение задач на массивы. 1 24. Одномерные массивы СР. Выбор темы проекта, подбор материала и задач 1 СР. Проектная деятельность. 7 25-30. Работа над проектом 32. Защита проекта «Основы языка Python» 33-34. Резерв ЗП N1. «Основы языка Python» 1 2 В ходе программы будут реализованы проекты: «Построение игры с помощью языка программирования Python». ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА • компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm • материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ОГЭ, размещённые на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm; • методическое пособие для учителя; комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru); • сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/. • Практикум для учащихся, представляемый в электронном виде, позволяет расширить используемый теоретический, задачный и проектный материал. Для подготовки к итоговой аттестации по информатике предлагается использовать материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm. Требования к программному обеспечению компьютеров На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики, должна быть установлена операционная система Windows или Linux, а также необходимое программное обеспечение: • текстовый редактор (Блокнот или Gedit) и текстовый процессор (MS Word или OpenOffice Writer); • табличный процессор (MS Excel или OpenOffice Calc); • средства для работы с базами данных (MS Access или OpenOffice Base); • среда программирования Python 3+, интегрированная среда разработки.